Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена такой теме функции государства. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.

Содержание работы

Введение 2
1.Понятие и классификация функций государства 4
2.Функции государства и государственный механизм 8
3.Формы и методы осуществления функций государства 11
4. Функции Российского государства 13
1.Внутренние функции Российского государства 16
2.Внешние функции Российского государства 22
Заключение 25
Библиография 27

Файлы: 1 файл

Функции государства.Понятия и виды.АН.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы изменить столь взрывоопасную социальную ситуацию, государству целесообразно свою деятельность на ближайшую перспективу подчинить следующим задачам: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; более равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; активно развивать социальное законодательство, создать социальный кодекс Российской Федерации. Новой для социальной функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите полностью или частично безработных, во-вторых, государственная забота о снижении уровня безработицы.

В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение при-, обретают государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного налогообложения. Впервые научные принципы налоговой системы, выдержавшие испытание временем, обосновал и сформулировал в конце XVIII в. Адам Смит, суть которых в следующем:

  1. Налоги не должны быт чрезмерно обременительны.
  2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
  3.  

20

  1. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит платить и почему.
  2. Налоги должны быть справедливыми  .

Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком больших средств.

Сложная налоговая  система Российской Федерации, законодательно закрепленная в 1992 г. плохо соответствовала и названным принципам, и требованиям жизни. Принятый 16 июля 1998 г. и вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый Налоговый кодекс РФ (часть первая) делает шаги навстречу жизни. Вместе с тем реализация упомянутых научных принципов остается приоритетной задачей по дальнейшему совершенствованию российского налогового законодательства. При этом налоговое бремя необходимо активнее переносить со сферы товарного производства, работ и услуг в сферу разрастающегося посредничества и спекулятивной торговли.

Функция обеспечения  прав и свобод граждан, законности и правопорядка - тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия ~ правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жилища и другие права беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической помощи населению

Теория государства и права /Под редакцией Корельского и Перевалова. - М., 2000, с. 133.

 

21

Тревожная экологическая  обстановка в мире и стране придает самостоятельное значение функции охраны природы и окружающей среды. Экологически агрессивное промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

Главное внимание здесь должно быть уделено обеспечению экологически безопасного устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений; охране окружающей среды (в том числе выводу из кризисной экологической ситуации крупных городов и промышленных центров, радиационной безопасности населения); оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России; участию в решении глобальных (мировых) экологических проблем. Назрела острая потребность в научно обоснованной концепции перевода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач.

Процветание российской экономики немыслимо  без развития науки и техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно-техническом потенциале страны. Ежегодно многие тысячи ученых вынуждены искать хлеб насущный либо в коммерции (и тогда прощай, наука), либо за рубежом. В то же время почти приостановился приток в науку свежих молодых сил. Страна постепенно теряет современную техническую инфраструктуру, ценнейшие (прежде всего наукоемкие) производства. Мы уже отстаем не только от мировых достижений,  но и от самих себя.  Если ситуация не будет

 

22

изменена,  то  у  России  не  будет  шансов  на достойное  место среди государств мира в грядущем. XXI столетии.

Основная  цель всех преобразований в организации  науки - создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.

2.2. Внешние функции Российского  государства.

Глубокие  преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более сложным и непредсказуемым стал весь мир.

Основа внешнеполитического  курса Российского государства -общепризнанные принципы и нормы международного права. Россия уважает суверенитет, территориальную целостность и независимость других государств и того же требует от них. В рамках этих универсальных принципов наше государство будет защищать свои интересы, и если понадобится, твердо и жестко14. Так делает любое уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защите прав человека, его чести и достоинства.

Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных

14 Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2002, с. 118.

 

/

23

сырьевых  и энергетических ресурсов и валютного  контроля. Цель такого контроля и всей торгово-экономической деятельности государства - не допустить превращение России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. Сегодня жизненно необходимы также самые жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные средства. Рассматриваемая функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

Не теряет актуальности и значения функция  поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них - недопущение новой глобальной войны ("холодной" или "горючей"). Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые. Российское государство должно положить конец порочной практике односторонних уступок.

Российское  государство активно участвует  в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов. Современный мир нуждается в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в. И Россия способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи.

Функция обороны  страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска России предназначены для: защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов государства, в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным

 

24

интересам России вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решения Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России15.

Растущая  взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества Российского государства со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем ~ борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.

15 Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2000, с. 191.

 

25

Заключение.

Таким образом, на основании  всего вышеперечисленного можно  сделать вывод:

Функции государства  многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. Исчезают одни функции, возникают другие. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства также изменяется.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов остаётся вопрос об аспектах связанных  с реализацией роли государства. Роль государства в современной  общественной жизни постепенно увеличивается  не смотря на кризис 90-х годов и  как некогда актуально звучит вопрос о теоретических подходах к изучению функций государства.

Определение понятия  государства даётся у ряда теоретиков, однако делая из них выборку и  производя синтез можно остановиться на следующем общепринятом определении: государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом, что и понимается под функциями государства.

Подводя общий итог можно  выделить следующие направления, в  частности внешние и внутренние функции а также основанием для  классификации может служить  так называемые постоянные и временные, основные и не основные функции.

Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями    людей   решать    общие    дела.    Содержание    этих   дел

 

26

обуславливается исторически определенным характером общества.

Деятельность  государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем  будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

В целом, следует отметить, что современные исследователи обращают внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

 

27

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Конституция РФ. М., 2002.
  2. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993г. - № 7.
  3. Венгеров  А.Б.   Теория  государства  и   права:   Учебник  для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
  4. Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2002.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2001.
  6. Лазарев      В.В.      Научно-практический      комментарий      к Конституции РФ. - М, Спарк, 2002.
  7. Любашиц В., Смоленский М., Шепелев В. Теория государства и права. Феникс 2003 г
  8. Морозова   Л.    А.    Функции   Российского   государства   на современном этапе // Государство и право. 1993 г. № 6.
  9. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф.Марченко М.Н., М., 2001г.
  10. Санистебан Л. Основы политической науки. -М. -1995 г.
  11. Спиридонов Л.И. История государства и права. - СПб. -1999 г.
  12. Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2000.
  13. Теория государства и права /Под редакцией Корельского и Перевалова. - М., 2000.
  14. Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права. - Омега-Л, 2006г.
  15. Шестаев Н. Т. Функции и структура государства. М., 1992.

Информация о работе Функции государства