Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:40, курсовая работа
В работе даны представления о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………3
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства
1. Понятие “функция государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………3
2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………4
3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………5
4. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………6
5. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………8
Глава II. Внутренние функции:
1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 9
2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 10
3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 11
4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 12
5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………13
6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………..14
Глава III. Внешние функции:
1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………..15
2. Поддержки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………….16
3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………17
4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………18
5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….19
Глава IV. Средства и способы выполнения государством своих функций.................20
Глава V. Эволюция функций государства……………………………………………...21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….23
Список используемой литературы……………………... . . . . . . . . . ………………….24
Содержание.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………3
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства
1. Понятие “функция государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………3
2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………4
3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………5
4. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………6
5. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………8
Глава II. Внутренние функции:
1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 9
2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 10
3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 11
4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 12
5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………13
6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………..14
Глава III. Внешние функции:
1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………..15
2. Поддержки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………….16
3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………17
4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………18
5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….19
Глава IV. Средства и способы выполнения государством своих функций.................20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….23
Список используемой литературы……………………... . . . . . . . . . ………………….24
Введение
Следует заметить, что
преобразования и реформы последних
лет не обошли и такой предмет,
как теория государства и права.
Слишком очевиден разрыв между традиционно
сложившимся содержанием
К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
Как данные процессы отразились на таком понятии как “функции государства”? Я считаю этот вопрос очень важным и актуальным, т.к. если до конца не разобраться в том, “что и как государство делает”, что оно должно делать, нашей стране невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса.
Кроме этого, мне кажется, что подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства
1. Понятие “функция государства”
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом1.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает".
Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.
Это есть свойство юридического языка, - заимствовать чужие понятия и наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который понятен порой лишь специалистам в этой области и, который подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.
Вот и с понятием "функция", когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.
Следовательно, функция
государства - это рассматриваемые
в комплексе предмет и
2. Содержание функций
Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.
Далее это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.
На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:
- расширяется
и углубляется понимание
- отвергается провозглашаемая
ранее жесткая связь между
изменениями классовых
Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.
Функциональный подход
позволяет более глубоко
3. Признаки функций
Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.
К этим признакам относятся:
- прочно сложившаяся
предметная деятельность
- непосредственная связь
между сущностными,
- направление деятельности
государства на решение
- деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.
Совокупность этих признаков
позволяет утверждать, что действительно
речь идет о функциональной характеристике
государства, о наличии у того
или иного государства
Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.
5. Классификация функций
В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно - правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно функций самого государства.
Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например:
- объекты и
сферы государственной
- территориальный масштаб;
- способ государственного воздействия на общественные отношения;
- взаимоотношения государств;
- содержание функций.
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.
По времени действия функции делятся на:
- постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);
- временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:
- внутренние3 (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);
- внешние4 (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
По сферам общественной
жизни функции государства
- экономические;
- политические;
- социальные;
- осуществляемые в духовной сфере.
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и не основные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
- законодательные (