Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 03:11, курсовая работа
Термин « функции государства » применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 2
ГЛАВА 1. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ……………….... 6
1.1 Экономические функции государства …………………...…………….. 8
1.2 Социальные функции …………………………………………………… 10
1.3 Функции развития научно - технического прогресса и культуры …… 11
1.4 Функция охраны и правопорядка ………………………………………. 13
1.5 Экологическая функция ………………………………………………… 17
1.6 Функция финансового контроля ……………………………………….. 19
ГЛАВА 2 . ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………….. 23
2.1 Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими странами .. 24
2.2 Функция обороны страны ………………………………………..……… 27
2.3 Функции по решению глобальных проблем …………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 40
Государство всемерно заинтересовано в развитии всех форм культуры : литературы, театра, кинематографии, телевидения и других средств массовой информации, сохранности памятников истории и культуры, в развитии сети библиотек и музеев, полиграфии. Эта духовная сфера общества - показатель его способности усваивать лучшие образцы мировой культуры и вносить в нее свой весомый вклад, она является принципиально важной и для государства.
Развивая культуру и искусство, все их формы, государство создает необходимые условия для воспитания и образования, духовного развития подрастающего поколения, приобщение его к мировой культуре. При получении надлежащей поддержки со стороны государства творческая личность может свободно работать и способствовать дальнейшему развитию национальной, а через нее и мировой культуры Дмитриев, А.Ю. Общая теория государства : учебник / А.Ю. Дмитриев. - М.: Москва, 1995. - С. 87 .
1. 4 Функция охраны и правопорядка
Функция охраны правопорядка
представляет собой деятельность государства,
направленную на обеспечение точного
и полного осуществления его
законодательных предписаний
Преступность является одной из самых больших опасностей для человечества, его демократического, экономического, социального, гуманитарного, экологического, научно-технического и международного развития.
Доминирующей
Формальное искоренение
отдельных видов и групп
Одним из приоритетов уголовной политики
цивилизованных стран является охрана
прав и свобод человека и гражданина, собственности,
общественного порядка и общественной
безопасности от преступлений. Статистическим
Комаров, С.А. Общая теория государства
и права : учебник / С.А. Комаров. - М.: Просвещение,
1998. - С. 97 критерием такого приоритета
может служить число граждан, защищенных
от преступных посягательств, или число
граждан, чьи интересы защищены в уголовном
судопроизводстве. Борьба с правонарушениями
- важная, но не главная сторона правоохранительной
деятельности государства. Государство
призвано реально обеспечить, в том числе
с помощью специальных органов (суда, прокуратуры
и т.д.), такой порядок в общественной жизни,
который бы полностью отвечал требованиям
правовых норм, заложенным в них началам
свободы и справедливости.
В нашей стране одним из звеньев правоохранительного механизма государства являются органы прокуратуры, которая является специально правовым институтом, который занимает особое положение в системе органов власти.
Так в соответствии
со ст. 2 Федерального закона « О прокуратуре
Российской Федерации », принятого 18 октября
1995 года, прокуроры осуществляют надзор
за исполнением законов и соблюдением
прав и свобод человека и гражданина в
целях обеспечения верховенства закона,
единства и укрепления законности, защиты
прав и свобод, а также охраняемых законом
интересов общества и государства.
Полномочия, организация и порядок деятельности
прокуратуры определяется Федеральным
законом "О прокуратуре Российской
Федерации", в котором не только закреплен
основополагающий принцип построения
прокуратуры как единой федеральной, централизованной
системы, не входящей ни в одну из ветвей
власти и осуществляющей от имени Российской
Федерации надзор за исполнением действующих
на ее территории законов, но и значительно
дополнены и конкретизированы ее задачи
по защите прав и свобод человека и гражданина,
а также охраняемых законом интересов
общества и государства прав и свобод
человека выделен в отдельное направление.
Ему посвящена специальная глава, в которой
определены предмет надзора, полномочия
прокурора в этой области, средства и формы
прокурорского реагирования на нарушение
прав и свобод человека и гражданина.
Эти нормы закона непосредственно вытекают из содержания ст. 2 Конституции РФ о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Обязанностью государства является обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан посредством правосудия. Государственная защита прав и свобод граждан понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц. Таким образом, государство принимает на себя обязанность, которой соответствует право человека и гражданина требовать государственной защиты от посягательств на их правовые свободы. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - это институт конституционного права. Он представляет собой юридический механизм, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Государство должно
создать такие условия, при которых
право на юридическую защиту должно
устанавливаться компетентными
судебными и иными органами и
оно обязывается развивать
Защита свободы личности признается одной
из главных функций судебной власти. В
свою очередь, критерием самостоятельности
и независимости судебной власти является
ее способность обеспечить действительную
безопасность личной свободы граждан,
осуществлять эффективную судебную защиту
их прав и свобод от посягательств различного
рода.
Поддержание стабильного правопорядка
в стране - задача всего государства, всей
системы его органов. Принудительная сторона
государственной деятельности постепенно
утрачивает свою силу при гармоничных,
объективно обусловленных экономических,
политических, социальных и нравственных
отношениях граждан и государства. Она
преобразуется в правовой порядок цивилизованного
общества.
Таким образом, защита прав и свобод граждан
в настоящее время представляет непременную,
специально выделенную функцию государства.
Интересы государства и его граждан представляют
органическое единства. Как обоснованно
указывает Ю.И. Скуратов: « Охраняя права
и свободы граждан, мы одновременно защищаем
общественные интересы. И наоборот, без
обеспечения государственных и общественных
интересов невозможно обеспечить права
и свободы граждан »
В этом единстве возложенных на государство обязанностей, на мой взгляд, и раскрывается содержание правоохранительной функции государства. В то же время для реализации продекламированных прав и свобод в полном объеме государство должно быть экономически способно обеспечивать установленные им же стандарты Лазарев, В.В. Теория государства и права : учебник / В.В. Лазарев. - М.: Дрофа, 1998. - С. 12.
1.5 Экологическая функция
Экологическая функция
- это сравнительно новое направление
в деятельности государства, необходимость
которого вызвана негативными
Осознавая реальность
угрозы для жизни человека, все
развитые демократические государства
принимают согласованные меры по
охране окружающей природной среды.
Большую роль в международном
сотрудничестве государств по вопросам
охраны природной среды играют ООН,
а также Всемирная организация
здравоохранения, Международное агентство
по атомной энергии, Межправительственная
океанографическая комиссия и другие
международные
Основные мероприятия государства по реализации экологической функции выражается в следующем.
Государство принимает
меры по нормированию качества окружающей
природной среды. На основе научно -
обоснованных данных государство устанавливает
нормативы предельно допустимых
выбросов в природную среду (атмосферный
воздух, водные источники и почву)
вредных веществ и иных вредных
воздействий на природу. Государство
также разрабатывает санитарные
правила и нормы, призванные минимизировать
неблагоприятное воздействие
Государство регулирует
общественные отношения в сфере
охраны окружающей природной среды.
В нормативно - правовых актах государство
закрепляет порядок деятельности государственных
органов, разного рода инспекций
по охране окружающей природной среды,
формы участия в этой деятельности
общественных объединений и населения,
меры ответственности за нарушение
экологических норм и нормативов.
Особое значение в современных условиях
имеют разрабатываемые
Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно - технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений.
Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства Лутфуллин, Р.Р. Теория государства и права : учебное пособие / Р.Р. Лутфуллин. - М.: Гузель, 2000. - С. 36
.
1.6 Функция финансового контроля государства
Функция финансового контроля государства выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов. Научно обоснованная и практически эффективная бюджетная деятельность, а точнее бюджетно-финансовая политика любого государства - ежечасная, ежедневная, целенаправленная жизнеобеспечивающая форма функционирования всех без исключения органов государства в деле повышения благосостояния общества, обороноспособности, могущества и экономической основы государства в целом. Экономическая деятельность государства подчиняется так называемому экономическому принципу, согласно которому во всех областях этой деятельности должно существовать и функционировать оптимальное соотношение между достижением поставленной и реализованной цели затраченными на это средствами. Именно этот коэффициент деятельности исполнительной власти (ее структур) определяют основную задачу органов финансового контроля. Одним словом, планирование экономики, финансовой политики государства и осуществляемый контроль за достигнутыми результатами - взаимосвязанные, параллельно функционирующие категории. При этом результаты осуществляемого контроля есть фактическое, реальное отражение финансово-экономической деятельности государства в широком и прямом смысле данного понятия.
Правильно разработанная
и осуществленная бюджетно-финансовая
политика в различных стадиях
и сферах ее реализации во многом предопределяет
реальные возможности решения объективно
назревших экономических
Финансовый баланс любого государства, будучи совокупностью средств доходных и расходных статей, в процессе своего образования подвергается серьезным научно-практическим испытаниям и изменениям под влияниям внезапно возникающих обстоятельств - факторов, связанных с эволюционными процессами в социально-экономической сфере жизни общества и государственного устройства. Создается ситуация, при которой у государства возникают новые задачи и функции, предполагающие совершенствование определенных шагов (действий) в сфере экономики и регулирования проблем финансирования конкретных программ.
Динамичный метод
первоочередного правового
Организация и осуществление
контроля являются обязательными элементами
управления общественными финансовыми
средствами, т.к. такое управление влечет
ответственность перед
Высшие органы финансового контроля (ВОФК) в большинстве случаев как институт законодательной власти изначально призваны содействовать парламентам своих стран в осуществлении внешнего контроля за использованием государственного бюджета и требований законодательства, относящихся к сфере финансово-экономической деятельности субъектов, хозяйствующих в первую очередь на базе (основе) государственной собственности, а потом уже иных ее форм. Высшие органы финансового контроля разных стран отличается друг от друга не только названием, но и историей становления, конституционной основой деятельности, целью и способами учреждения, степенью независимости, характером подчиненности (парламенту или главе государства), внутренней структурой, предметом, задачей и формой осуществляемых контрольно-ревизионных мероприятий и сфер их проведения, объемом предоставленных им контрольных полномочий, наконец, порядком и формой отчетности. В современных условиях в качестве направляющих параметров создания и деятельности ВОФК признаются основополагающие принципы, изложенные в Лимской Декларации. Высший финансовый контроль за доходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. Например, в Англии контроль за распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственным и частным секторами. Органы финансового контроля разных стран имеют весьма своеобразные исторические истоки с учетом не только уровня развития экономики, значения и роли финансов для государства, но и формы государственного устройства, правления и применяемого механизма законодательной и исполнительной власти.