Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Тема «Функции государства» является для меня наиболее интересной из всех представленных. Понятие функций государства теория государства и права использует для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства. Само понятие функции заимствовано из математики, но в юриспруденции оно наделено новым смыслом. Это понятие появилось и стало использоваться в рамках марксистско-ленинского подхода к государству.

Содержание работы

1.
Введение.
3 стр.
2.
Понятие функции государства.
4 стр.
3.
Соотношение функций с целями и задачами и принципами государства.
7 стр.
4.
Отличие функций государства от функций государственных органов
8 стр.
5.
Классификация функций государства.
10 стр.
6.
Организационные и правовые формы осуществления функций государства.
20 стр.
7.
Методы осуществления функций государства: понятие и виды.
24 стр.
8.
Заключение.
25 стр.

Список используемой литературы
26 стр.

Файлы: 1 файл

функции государства.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

В настоящее время поддержка  обороноспособности страны является крайне затратной статьей в бюджете  любого государства. Оборонная деятельность государства складывается из нескольких направлений: укрепление оборонной  мощи страны; постоянное совершенствование  боеспособности вооруженных сил; охрана государственных границ и некоторые  другие.

Современный процесс постепенного снижения уровня военного противостояния государств ведет к улучшению  экономических, культурных и духовных связей народов.

Охрана мировой  окружающей среды.

Эта функция обеспечивает усилия большинства государств в  области поддержания нормальной экологической обстановки на всей планете. Данная деятельность имеет всеобъемлющий  характер и проводится как по линии  специализированных учреждений ООН, так  и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Примером одной из таких организаций может  служить GREEN PEACE, имеющий отделения практически во всех странах мирового сообщества. В данный момент очень актуально сотрудничество в области борьбы с биотерроризмом.

  1. По продолжительности. 
    Все функции государства подразделяют так же на
    • Постоянные, т.е. функции, направленные на разрешение задач, в той или иной степени, всегда стоящих перед государством - экономические, социальные, охрана правопорядка и др.;
    • Временные. В определённые периоды существования государства на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение. Такие функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, оборона нашей страны в период Великой Отечественной Войны (1941-1945), послевоенное восстановление.

 

Функции государства современной России

Развитие современной  российской государственности на основе демократических принципов и  принципов правового государства, ставит сегодня перед российским обществом задачи по

  • Экономическому обеспечению развития цивилизованных рыночных отношений
  • Развитию правовой основы свободы предпринимательства и свободы конкуренции
  • Развитию социальной сферы
  • Дальнейшая демократизация общества

В связи с этим, можно  определить внутренние функции современного Российского государства как:

  1. Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. Эта деятельность государства направлена на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью";
  2. Экономическая. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.;
  3. Налогообложение. В современных экономических условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.;
  4. Социальная защита. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.;
  5. Экологическая. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.;
  6. Культурная. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр. Необходимо отметить важную роль культуры в формировании государственного, общесоциального, правового сознания общества, без высокого уровня которого, без осознания самим обществом своей ответственности за те процессы, которые происходят в нем, невозможны демократические преобразования.

В качестве основных внешних  функций современного Российского  государства можно отметить следующие:

  1. Оборона страны. Основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов;
  2. Поддержание мирового порядка. Это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;
  3. Сотрудничество с другими государствами в различных сферах. Это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационные и правовые формы осуществления функций государства.

            Все функции государства реализуются в определенных формах. Под формами осуществления функций государства понимаются:

1. Деятельность основных звеньев механизма государства, именно специфические виды государственной деятельности, а не деятельность негосударственных организаций. Такими формами являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деятельность.

          Рассмотрим основные специфические виды государственной деятельности.

          Законодательная деятельность состоит в разработке, принятии и издании законодательными и представительными органами законов, обязательных для исполнения.

           Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанное на законах оперативное, повседневное исполнение органами государственного управления функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

            Судебная деятельность, т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньями судебной системы страны.

            Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью. В России особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным исполнением действующих законов.

           Данная классификация способствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньями механизма по выполнению государством его функций и тесно соотносится с принципом разделения властей.

2. Однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятся его функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций.

Сообразно этой классификации в работе всех звеньев  механизма государства различают:

a) Правовые формы

            Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) связанная с изданием юридических актов деятельность государственных органов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

          Правотворческая деятельность - это государственная деятельность, выражающаяся в разработке, принятии, издании изменении или отмене юридических норм.

          Правоприменительная деятельность - это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.

          Оперативно-исполнительная деятельность – повседневная деятельность государства по разрешению разносторонних вопросов управления процессами в обществе властная, творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

            Правоохранительная деятельность - это государственная деятельность по контролю и надзору за соблюдением норм права и применение принудительных мер к их нарушителям. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. При рассмотрении контрольной и надзорной деятельности часто происходит их отождествление, тогда как эти понятия следует различать. А. Шафранов, рассуждая о разграничении контрольной и надзорной деятельности, говорит: «Пожалуй, наиболее точным определением сущности контроля является определение его в качестве функции, состоящей в выявлении отклонений фактических параметров управленческой деятельности от нормативных». Надзор же является формой контроля и здесь А. Шафранов отмечает: «Сущность надзора — проверка правильности исполнения, то есть надзор за определенной деятельностью, за определенными правоотношениями, в ходе которых происходит реализация права, как в объективном, так и в субъективном смысле. Фактически надзор осуществляется за правильностью реализации правовых норм. В случае нарушения порядка их реализации возникают охранительные правоотношения в виде реакции надзорного органа, выраженной в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Однако это происходит только при нарушении конкретных правовых норм. При осуществлении надзора не происходит оценки целесообразности существования тех или иных отношений, целесообразности реализации тех или иных субъективных прав или обязанностей».

           Исходя из этих высказываний, можно вывести различия между контролем и надзором. В первую очередь нужно отметить, что для исполнения функции надзора создаются специальные федеральные службы, тогда как контролирующую функцию могут выполнять любые исполнительные органы, т.е. надзорные органы должны быть обособлены. Деятельность надзорного органа связана с необходимостью точного и неукоснительного исполнения норм права и не дает оценки целесообразности того или иного акта или действия. В свою очередь контролирующий орган преследует цель обеспечить не только законность, но и целесообразное государственное управление.

б) Неправовые (организационные) формы

              Организационные формы реализации функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности государства реализуются на основе выполнения требований законности и в границах установленного правового урегулирования.

Среди неправовых форм выделяют:

- Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная работа соответствующих органов связанная с организацией функционирования органов государства, которая выражается в решении тех или иных задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

-  Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Это может быть работа, связанная с контрольно-ревизионной деятельностью, статистикой, организаций снабжения, сбыта и т.п.

-  Организационно-идеологическая деятельность - воспитательная работа, связанная с формированием общественного мнения, обеспечением выполнения различных функций государства, разъяснением издаваемых законов и иных нормативных актов; работа средств массовой информации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

              Под методами осуществления функций государства понимают совокупность способов и приемов, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:

  • Метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
  • Метод убеждения. Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели Государство должно вести открытый диалог с Обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных Законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие. Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как Государства перед Обществом, так и Общества перед Государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании Правового Государства и Гражданского Общества.
  • Метод принуждения. Заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться Законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства.
  • Метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и пр. принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях.

Информация о работе Функции государства