Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа
Тема «Функции государства» является для меня наиболее интересной из всех представленных. Понятие функций государства теория государства и права использует для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства. Само понятие функции заимствовано из математики, но в юриспруденции оно наделено новым смыслом. Это понятие появилось и стало использоваться в рамках марксистско-ленинского подхода к государству.
1.
Введение.
3 стр.
2.
Понятие функции государства.
4 стр.
3.
Соотношение функций с целями и задачами и принципами государства.
7 стр.
4.
Отличие функций государства от функций государственных органов
8 стр.
5.
Классификация функций государства.
10 стр.
6.
Организационные и правовые формы осуществления функций государства.
20 стр.
7.
Методы осуществления функций государства: понятие и виды.
24 стр.
8.
Заключение.
25 стр.
Список используемой литературы
26 стр.
В настоящее время поддержка обороноспособности страны является крайне затратной статьей в бюджете любого государства. Оборонная деятельность государства складывается из нескольких направлений: укрепление оборонной мощи страны; постоянное совершенствование боеспособности вооруженных сил; охрана государственных границ и некоторые другие.
Современный процесс постепенного снижения уровня военного противостояния государств ведет к улучшению экономических, культурных и духовных связей народов.
Охрана мировой окружающей среды.
Эта функция обеспечивает усилия большинства государств в области поддержания нормальной экологической обстановки на всей планете. Данная деятельность имеет всеобъемлющий характер и проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Примером одной из таких организаций может служить GREEN PEACE, имеющий отделения практически во всех странах мирового сообщества. В данный момент очень актуально сотрудничество в области борьбы с биотерроризмом.
Функции государства современной России
Развитие современной
российской государственности на основе
демократических принципов и
принципов правового
В связи с этим, можно определить внутренние функции современного Российского государства как:
В качестве основных внешних функций современного Российского государства можно отметить следующие:
Все функции государства реализуются в определенных формах. Под формами осуществления функций государства понимаются:
1. Деятельность основных звеньев механизма государства, именно специфические виды государственной деятельности, а не деятельность негосударственных организаций. Такими формами являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деятельность.
Рассмотрим основные специфические виды государственной деятельности.
Законодательная деятельность состоит в разработке, принятии и издании законодательными и представительными органами законов, обязательных для исполнения.
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанное на законах оперативное, повседневное исполнение органами государственного управления функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность, т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью. В России особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным исполнением действующих законов.
Данная классификация способствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньями механизма по выполнению государством его функций и тесно соотносится с принципом разделения властей.
2. Однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятся его функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций.
Сообразно этой
классификации в работе всех звеньев
механизма государства
a) Правовые формы
Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) связанная с изданием юридических актов деятельность государственных органов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Правотворческая деятельность - это государственная деятельность, выражающаяся в разработке, принятии, издании изменении или отмене юридических норм.
Правоприменительная деятельность - это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная деятельность – повседневная деятельность государства по разрешению разносторонних вопросов управления процессами в обществе властная, творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность - это государственная деятельность по контролю и надзору за соблюдением норм права и применение принудительных мер к их нарушителям. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. При рассмотрении контрольной и надзорной деятельности часто происходит их отождествление, тогда как эти понятия следует различать. А. Шафранов, рассуждая о разграничении контрольной и надзорной деятельности, говорит: «Пожалуй, наиболее точным определением сущности контроля является определение его в качестве функции, состоящей в выявлении отклонений фактических параметров управленческой деятельности от нормативных». Надзор же является формой контроля и здесь А. Шафранов отмечает: «Сущность надзора — проверка правильности исполнения, то есть надзор за определенной деятельностью, за определенными правоотношениями, в ходе которых происходит реализация права, как в объективном, так и в субъективном смысле. Фактически надзор осуществляется за правильностью реализации правовых норм. В случае нарушения порядка их реализации возникают охранительные правоотношения в виде реакции надзорного органа, выраженной в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Однако это происходит только при нарушении конкретных правовых норм. При осуществлении надзора не происходит оценки целесообразности существования тех или иных отношений, целесообразности реализации тех или иных субъективных прав или обязанностей».
Исходя из этих высказываний, можно вывести различия между контролем и надзором. В первую очередь нужно отметить, что для исполнения функции надзора создаются специальные федеральные службы, тогда как контролирующую функцию могут выполнять любые исполнительные органы, т.е. надзорные органы должны быть обособлены. Деятельность надзорного органа связана с необходимостью точного и неукоснительного исполнения норм права и не дает оценки целесообразности того или иного акта или действия. В свою очередь контролирующий орган преследует цель обеспечить не только законность, но и целесообразное государственное управление.
б) Неправовые (организационные) формы
Организационные формы реализации функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности государства реализуются на основе выполнения требований законности и в границах установленного правового урегулирования.
Среди неправовых форм выделяют:
- Организационно-
- Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Это может быть работа, связанная с контрольно-ревизионной деятельностью, статистикой, организаций снабжения, сбыта и т.п.
- Организационно-идеологическая деятельность - воспитательная работа, связанная с формированием общественного мнения, обеспечением выполнения различных функций государства, разъяснением издаваемых законов и иных нормативных актов; работа средств массовой информации и т.д.
Под методами осуществления функций государства понимают совокупность способов и приемов, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: