Функции исполнительной влати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Согласно теории разделения властей, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Если сопоставить развитие "властей" в современном мире, то без особого труда обнаружится, что наибольшим динамизмом отличается исполнительная власть, ибо она более восприимчива, чувствительна к ходу событий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.2 ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.2 РЕГИСТРАЦИОННО-УЧЕТНАЯ ФУНКЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.3 ПЛАНОВО-ПРОГРАММИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
2.4 РАЗРЕШИТЕЛЬНО-ЛИЦЕНЗИОННАЯ ФУНКЦИЯ
2.5 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

функции исполнительной власти.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

по порядку образования:

  • избираемые (президенты, главы администраций субъектов федерации);
  • образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

по объему и характеру компетенции:

  • органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства субъектов федерации и т.д.);
  • органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);
  • органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);
  • специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);
  • органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы деятельности в рамках отрасли; [7]

по организационно-правовой форме:

правительства; советы министерств, имеющий статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

по порядку принятия решений:

  • единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);
  • коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительства РФ, правительства субъектов федерации, государственные комитеты и т.д.);

по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

  • основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают его от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.) и;
  • вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Они действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовит по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов. [8]

 

2. Основные функции исполнительной власти

2.1 Понятие функции исполнительной власти

 

Под функциями исполнительной власти следует определить ведущее направление в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий.

Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.

Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность. [19]

2.2 Регистрационно-учетная функция исполнительной власти

 

Каждый гражданин хотя бы раз сталкивался с необходимостью посещения офисов органов или организаций, осуществляющих функции в регистрационно-учетной сфере. Реализация практически любого проекта государственного значения зависит от эффективности работы учетно-регистрационной системы: будь-то строительство олимпийских объектов, объектов на территориях особых экономических зон, реализация программ по доступному жилью, оформление прав граждан на бытовую недвижимость и т.д. Кроме того, система является важнейшей составляющей информационного взаимодействия, как с участием федеральных органов исполнительной власти, так и с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (в том числе в связи с планированием развития территорий, реализацией управленческих задач). [16]

Переход России к новым экономическим отношениям потребовал приведения законодательства, в том числе административного, в соответствие с этими отношениями. Конституция Российской Федерации провозгласила многообразие форм собственности, на первое место поставив частную собственность. Человек, его права и свободы были провозглашены как высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В механизме признания права институт регистрации играет важную роль.

За последние годы сфера применения института регистрации расширилась, что привело к значительному росту количества правоотношений, обслуживаемых этим институтом. Во времена существования Советского Союза государственная регистрация участников правовых отношений не была заметным явлением. Сугубо централизованное управление и явное преобладание государственной собственности нивелировали их особенности. Сейчас, в условиях развивающейся рыночной экономики, появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов.

Активное применение этого института государственной регистрации обусловливает совершенствование его административно-правового механизма.

Государственная регистрация, выполняющая контрольно-учетные и легализующие функции, широко применяется в различных сферах. С помощью государственной регистрации не только достигается защита прав и интересов государства и общества путем проверки законности определенных фактов, действий, возникновения и прекращения прав и обязанностей определенных субъектов, но и обеспечивается возможность реализации прав граждан, их объединений и организаций.

Целями реализации регистрационно-учетных функций являются:

  • придание определенного правового статуса определенному субъекту;
  • проверка законности определенных фактов, действий, возникновения (прекращения) прав и обязанностей соответствующих субъектов, и таким образом защита прав и законных интересов личности и государства;
  • создание систем учета определенных сведений для государственного контроля, ведение государственного статистического учета.

Регистрация - акт официального признания законности соответствующих действий, который служит целям обеспечения законности совершаемых в сфере государственного управления определенных действий, представляющих значительный публично-правовой интерес, и одновременно целям гарантирования прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также различного рода негосударственных образований.

Регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете.

Под государственной регистрацией следует понимать учет, фиксацию определенных фактов, придание им законности, правоустанавливающего значения; а под регистрационными процедурами - нормативно установленный порядок совершения уполномоченными органами таких действий.

Регистрационные процедуры обладают следующими признаками:

1) определяют порядок совершения положительных действий уполномоченных органов, связанные с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан и юридических лиц;

2) устанавливают порядок деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) реализуются, как правило, по инициативе заинтересованного лица, т.е. носят заявительный характер;

4) представляют собой контрольные процедуры;

5) представляют собой процедуры принятия юридического акта, имеющего правоустанавливающее значение;

6) подлежат нормативному закреплению. [15]

К принципам проведения регистрационных процедур следует относить:

  • принципы законности,
  • публичности (открытости, прозрачности, доступности процедур), объективности (материальной истины),
  • быстроты и эффективности процедур,
  • равенства сторон, ответственности.

Юридическая конструкция регистрационных процедур включает в себя:

1) правовые нормы, регламентирующие совершение регистрационных процедур;

2) регистрационные правоотношения;

3) цели регистрационных процедур;

4) стадии регистрационных процедур.

Регистрационные правоотношения представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами отношения между заинтересованным лицом и уполномоченным государственным органом по признанию и подтверждению со стороны государства законности определенных фактов, закреплению правового статуса физических и юридических лиц.

В регистрационной процедуре можно выделить основные стадии:

  • возбуждение регистрационного дела;
  • проверка (экспертиза) представленных на регистрацию документов; принятие решения о государственной регистрации (либо об отказе в регистрации) и его оформление;
  • факультативные стадии: приостановление государственной регистрации; обжалование принятого решения о регистрации (отказе в регистрации). [13]

От регистрационных процедур следует отличать учетные процедуры, которые по своему содержанию не совпадают с регистрационными процедурами (они не являются контрольными, в ходе учета не производится проверка законности тех или иных фактов, действий, не принимается акт, имеющий правоустанавливающее значение), а также лицензионные процедуры, для которых характерен разрешительный, а не уведомительный порядок принятия решения компетентным органом.

Учет, представляя собой фиксирование в количественном выражении факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления, главная особенность которого состоит в реализации его посредством создания государственных банков данных, представляющих, как правило, открытую, общедоступную, регулярную, систематизированную информацию о состоянии и динамике управляемого или изучаемого объекта, представленную в виде реестров, регистров и т.п.; данная учетная информация находится в правовом режиме государственного информационного ресурса.

Таким образом, регистрационно-учетные функции исполнительной власти:

  • применяются в сфере государственного управления;
  • регулируют порядок осуществления правоприменительной деятельности;
  • охватывают управленческую деятельность положительной направленности;
  • устанавливают определенный порядок совершения тех или иных действий;
  • имеют особый субъектный состав: одной из сторон в реализации регистрационно-учетной функции всегда выступает государственный орган либо должностное лицо, наделённое государственно-властными полномочиями;
  • закрепляются административно-процессуальными нормами.

2.3 Планово-программирующая функция

 

Социально-экономическое планирование является способом предвидения, получения представления о будущем, обусловленного закономерностями общественного развития и действием факторов в прогнозируемом периоде. По существу это научное исследование перспектив развития. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно учитывать тенденции научно-технического прогресса и другие условия.

План не определяет цели, достижение которых желательно, и параметры с достаточной точностью, а намечает вероятные и возможные результаты и условия, при которых они могут быть достигнуты; раскрывает положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Планирование законодательно закреплено в качестве функции государственного управления. Под государственным планированием понимается система научно-обоснованных представлений о направлениях развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Оно базируется на демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозах общественно значимых сфер деятельности.

Правительство установило порядок разработки прогноза и программы социально-экономического развития РФ (среднесрочный прогноз и среднесрочная программа), концепции социально-экономического развития РФ (долгосрочный прогноз), а также прогноза социально-экономического развития на очередной год. Определен состав организаций, участвующих в разработке этих документов, среди них функциональные министерства и ведомства, федеральные и региональные органы исполнительной власти, научные учреждения.

Минэкономики России с участием других федеральных органов исполнительной власти РФ в соответствии с Программой Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики" разрабатывает сценарные условия функционирования экономики страны (оценка основных показателей, целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации по направлениям государственной политики). Минфин России совместно с Минэкономики России и Центральным Банком РФ представляет предложения по направлениям бюджетной политики.

Информация о работе Функции исполнительной влати