Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:30, курсовая работа
Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.
Главная цель права - обеспечение порядка и стабильности общественных отношений. Поэтому право всегда противостоит произволу, социальному хаосу, беспорядку. Правовые нормы закрепляют сложившиеся модели общественных отношений, защищают господствующие в обществе социальные ценности, предлагают юридические средства разрешения конфликтов, споров, противоречий.
Введение………………………………………………….3-5
Ι. Теоретические основы функций права………….6-13
1.Понятие функций права…………………………….6-10
2. Система функций права и их классификация….6-13
ΙΙ.Исследование функций права……………………..14-27
1.Специально-юридические функций права………14-19
2. Неосновные собственно-юридические
функции права……………………………………….19-20
3.Основные социальные функции…………………….20-22
4.Неосновные социальные функции…………………22-25
5. Проблемы исследования функций права и пути их
решения………………………………………………25-27
Заключение……………………………………………..28-29
Список литературы…………………………………….30
Назначение регулятивной функции права состоит в определении направления ее правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, в предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из коренных задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически утверждает, возводит в разряд "неприкосновенных" господствующие общественные отношения.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить существующие имущественные порядки путем предоставления отдельным лицам наиболее широких и непосредственно осуществляемых правомочий владения, пользования и распоряжения вещами. Статическая функция права отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве и т.д.).
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах административного, гражданского, трудового права, опосредствующих хозяйственные процессы в экономике, в правовых институтах, оформляющих процесс распределения производимых продуктов, и др. юридический функция право регулятивный
Например, если отношения собственности в гражданском праве являются отражением статики, то обязательственные отношения, опосредствующие переход вещей, вещных прав, установление обязательств, отражают регулятивную динамику.
Конечно, было бы неправильным противопоставлять динамическую функцию права статической и тем более, исходя из терминологии, рассматривать одну из них (статическую) как такую, которая носит юридически пассивный, а другую (динамическую) - юридически активный характер. И дело не только в том, что способствовать развитию общественных отношений можно лишь постольку, поскольку господствующие отношения закреплены, юридически утверждены в качестве незыблемых, неприкосновенных.
Суть вопроса в том, что само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав за субъектами общественных отношений и, следовательно, с предоставлением им возможностей для самостоятельного, инициативного действования. Различие между статической и динамической функциями, имеющее весьма значительные основания, ближайшим образом связано с состоянием (статическим или динамическим) регулируемых отношений, что довольно существенно отражается на технико-юридическом содержании права - юридических механизмов, функционирующих в том и другом случае.
Регулятивные правоотношения представляют собой «канал», в «русле» которого право выполняет свою регулятивную функцию. Данные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе регулятивных норм и направлены на регулирование конкретных правовых связей путем установления субъективных прав и юридических обязанностей. Следует отметить, что государство как «суверен» и гарант правопорядка заинтересовано в стимулировании и охране регулятивных отношений, поскольку их своевременное и беспрепятственное возникновение и правомерная реализация выступают одним из проявлений требований законности.
б) Охранительная юридическая функция права
Охранительная функция права - это
обусловленное социальным назначением
направление правового
Основное назначение охранительной функции состоит не только в необходимом реагировании на правонарушения, но и в том, чтобы выполнять превентивную функцию (предупредительную). Охранительную функцию права не следует противопоставлять регулятивной, так как обе функции (позитивная и негативная) нацелены на закрепление и охрану прав личности. Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый (экстраординарный) способ воздействия на поведение людей, сообщает субъектам о ценностях, взятых под особый контроль, является показателем развития культуры, гражданского общества. Охранительная функция права, прежде всего, реализуется в деятельности правоохранительных органов [8, c.305].
Охранительные правоотношения - это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм; при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав.
Охранительные правоотношения в обществе направлены на вытеснение из жизни отношений, чуждых существующему общественному строю. Они возникают на основе противоправных действий, отражают известную аномалию в процессе правового регулирования. Режим законности требует того, чтобы все факты правонарушений устанавливались с необходимой быстротой и точностью, чтобы возникающие в связи с этим охранительные правоотношения осуществлялись и чтобы, следовательно, защищались субъективные права, а виновные лица несли юридическую ответственность.
Регулятивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга рядом юридических черт: и не только по основаниям возникновения (т.е. по признаку того, возникают ли они на основе правомерного или неправомерного поведения субъектов), но и по содержанию субъективных юридических прав и обязанностей, по их соотношению между собой. В частности, охранительные правоотношения всегда являются властеотношениями; в их содержание входят меры государственно-принудительного воздействия санкции.
Важнейшим инструментом реализации охранительной функции является уголовное право. Охранительная функция для него является главной и заключается в определении ответственности за нарушение установленных в государстве правил поведения людей, за причинение вреда личности, а также материальным, политическим, социальным, экономическим и моральным ценностям общества.
Уголовное право охраняет только наиболее значимые для личности, государства и общества ценности и отношения. Нарушение других, менее важных правил поведения, нанесение вреда общественным отношениям и ценностям может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, общественную, моральную ответственность. Уголовная же ответственность - наиболее строгая из всех видов юридической ответственности. Осуществление охранительной функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать действия, признаваемые опасными и вредными для общества и государства. В определенных случаях, когда на лицо возложена обязанность совершать активные действия, уголовную ответственность может повлечь невыполнение определенной обязанности, т. е. бездействие. Наиболее часто уголовная ответственность за бездействие устанавливается при осуществлении служебных полномочий. В этих случаях вместо запрета уголовно-правовая норма содержит предписание действовать
Несмотря на то, что уголовное право в первую очередь осуществляет охранительную функцию, защищая определенные ценности и общественные отношения, в том числе и регулируемые другими отраслями права, оно имеет и иные функции.
Следует отметить, что очень часто ученые делят правоотношения на регулятивные и охранительные, т. е. в первом случае делается акцент на регулировании известных отношений в процессе их складывания и развития, а во втором случае - на охране этих отношений - прежде всего - на охране прав граждан. Но в юридической литературе, как правило, подчеркиваются различия между регулятивными и охранительными правоотношениями. Вместе с тем и в теории, и на практике надо учитывать, что регулятивные правоотношения одновременно являются и охранительными, т. е. можно сказать, что они взаимосвязаны. Хотя это самое распространенное деление видов правоотношений, следует, однако сказать, что ни одно правоотношение не возникнет, если для этого нет определенных условий, фактических обстоятельств. Данное обстоятельство тоже доказывает, что закон не порождает правоотношение как таковое.
В литературе высказано мнение о соподчинении охранительной функции (наряду со статической и динамической) регулятивной [3, c.202]. При этом предлагается выделять регулятивно-охранительную функцию права.
2. Неосновные собственно-юридические функции права
Наиболее часто называются следующие неосновные собственно-юридические функции: компенсационная, ограничительная и восстановительная.
- Компенсационная функция права.
Это очень важное направление действия права. В ней заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости. Например, ГК РФ, охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152) обязывает виновную сторону возместить моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другим способом невозможно. Конституция РФ также предусматривает компенсацию за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 55), за вред, причиненный преступными действиями (бездействием) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 53).
Компенсационная функция является необходимым инструментом гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.
- Ограничительная функция права.
Эта функция важна для пресечения вседозволенности и произвола. Например, Конституция РФ, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), то есть вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. Подобные ограничения установлены в ст. 13, 29, 32, 55 Конституции РФ. Ограничительная функция, не смотря на казалось бы негативный характер, в конечном итоге дает положительный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, инструментом правопорядка и реализации прав граждан.
- Восстановительная функция права.
Реализация восстановительной
функции права нередко
Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международных правовых актах, так и во многих внутригосударственных актах. Например, Всеобщая декларация прав человека устанавливает: ст. 8 "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах"; ст. 12 ГК РФ предусматривает: "восстановление положения, существовавшего до нарушения права". Восстановительная функция права - относительно обособленное воздействие комплекса правовых средств на волю, сознание, поведение людей, направленное на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права.
3.Основные социальные функции.
Классификация социальных функций в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
В чем конкретно проявляется осуществление правом своих основных социальных функций?
Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На основе правовых норм
в экономических отношениях
Из договора чаще всего
вытекают и определенные
Таким образом, экономическая функция права осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.
Политическая функция права заключается, прежде всего, в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика - это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени.