Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 06:31, контрольная работа
В мире всегда существовало и существует множество различных мнений, объясняющих данное определение. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данные функции. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного вопроса. Исходя из выше сказанного, основная цель моей работы - проанализировать и исследовать функции права. Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
- рассмотреть различные определения функций права; - определить понятие функции права; - изучить классификацию функций права.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие функции права……………………………………………...............5
2. Классификация функций права…………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………..23
Охранительное воздействие права выражается в следующем:
-- в определении запретов на совершение противоправных деяний;
-- в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;
-- в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.
Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается служебная роль права, его социальное назначение.
Таким образом, право, с одной стороны, охраняет общепризнанные фундаментальные общественные отношения, а с другой, нацелено на вытеснение чуждых обществу отношений, и это важно подчеркнуть, поскольку некоторые ученые полагают, что главная цель охранительной функции права -- вытеснение чуждых обществу явлений.
Искоренение нежелательных явлений из жизни общества -- это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.
Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Дело в том, что основное назначение данной функции заключается прежде всего в предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинилось ее предписанию, выполнило требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права -- охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что первая -- это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая -- позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по своему, выполняют важную задачу содействия развитию и укреплению общественных отношений.
Специфика охранительной функции состоит в том, что она: во-первых, характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний; в-третьих, является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны очень часто зависит от развитости общества, от его политической сущности.
Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если сравнить ее с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение правоохранительной деятельности сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это предупреждением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.6
Если охранительная функция права -- это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это -- действия специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права. Во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора. В-третьих, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность -- на охрану самого права.
Таким образом, выделяют регулятивную и охранительную функции права, регулятивная в свою очередь подразделяется на: регулятивно - статическую, регулятивно - охранительную, регулятивно - динамическую.
Заключение
Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.
Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:
1. Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях.
2. Функции права - это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.
3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.
4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гёте говорил: «Функция - это существование, мыслимое нами в действительности».
5. Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия.
Классификация функций права и их характеристика. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную), и 2) внутренние.
В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общем или конкретных правонарушениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц -- во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение -- регулировать общественные отношения.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего юридически утверждает, возводит в разряд «неприкосновенных» те общественные отношения, которые представляют собой фундамент стабильности общества, выражают в целом его интересы и интересы отдельной личности.
Охранительная функция права -- это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и иных общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому -- на вытеснение отношений, чуждых данному обществу.
Функция права -- это правовое воздействие, которое осуществляется в трех формах: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную, правовое регулирование.
Библиографический список
1. Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория права. Основные понятия и логические схемы: Учеб. пособие. Мн.: Амалфея, 2002. - 471 с.
2. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
3. Коваленко А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М.: Исток, 1994. - 421 с.
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2000. - 579 с.
5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-метод. пособие. Краткий учебник для вузов. М.: «Юриспруденция», 1999. - 671 с.
6. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 304 с.
7. Марченко М.К. Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Зерцало, 2000. - 480 с.
8. Нерсесянц В.С. Теория государства и права. - М.: Норма-Инфра-М, 2001. - 272 с.
9. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - 552 с.
10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М.: «Проспект», 2000. - 304 с.
11. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2002. - 592 с.
12. Теория государства и права. Учебник. Изд. 3-е, расширенное и дополненное. Под ред. Марченко М.К. - М.: Зерцало, 2001. - 624 с.
13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2004. - 768 с.
14. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Проф. В.В. Лазарева. - 2-е, перераб. И доп. Изд-е., - М.: Право и закон, 2001. - 576 с.
15. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2001. - 435 с.
1 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2001. - 149 с.
2 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-метод. пособие. Краткий учебник для вузов. М.: «Юриспруденция», 1999. - 237 с.
3 Марченко М.К. Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Зерцало, 2000. - 170 с.
4 Теория государства и права. Учебник. Изд. 3-е, расширенное и дополненное. Под ред. Марченко М.К. - М.: Зерцало, 2001. - 153 с.
5 Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003. - 185с.
6 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2000. - 126 с.