Функции правовой системы и ее значение для формирования и развития гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование правовых систем в современном мире.
Для реализации указанной цели следует решить следующие задачи:
1) раскрыть понятия правовой системы и правовой семьи;
2) рассмотреть типологию национальных правовых систем и правовых семей современности;
3) выявить особенности российской правовой системы;
4) сформулировать проблемы, связанные с формированием глобальной правовой системы.
Объект исследования – правовая система.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Правовая система: понятие и структура……………………….….....6
1.1.Понятие правовой системы……………………………………………..…..6
1.2 Структура правовой системы………………………………………….…...11
Глава 2. Функции правовой системы и ее значение для формирования и развития гражданского общества…………………………………………….15
2.1 Функции правовой системы. Соотношение функций права и функций правовой системы………………………………………………………….…….15
2.2 Значение для формирования и развития гражданского общества……….18
2.3. Формирование глобальной правовой системы……………………………23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Правовая система Курсовая .doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

2) отработка системы реального  воздействия человека на государство  через институты гражданского  общества, которые пока находятся  в стадии становления. Обе задачи  глобальные и долговременные. От  их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это – лишь идеал, цель политико-правового развития государства.

Учитывая вышесказанное, правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

В настоящее время эта тема очень актуальна, так как ее рассмотрение и анализ позволяет улучшить существующие правовые системы, обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.

Кратко данный механизм можно представить следующим  образом: новые или изменившиеся фактические отношения, требующие правового оформления правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных оценка правового эксперимента на основе данных социологии, моментов) подготовка и издание нормативного акта компетентными статистики органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) внесение в него изменений, изучение эффективности действия акта дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру правотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов.

Важное значение для  правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования норм, институтов, системы в целом.

Рассматривая значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества, на первый план выходят следующие моменты:

1. Социальное значение конкретной правовой системы зависит, прежде всего, от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. То общество, которое смогло создать благоприятные (демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества.

2. Важное значение для нормального функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Это придает гражданам и общественным структурам качество правовой защищенности, уверенности в беспрепятственном и полном осуществлении своих прав и свобод, несении обязанностей.

3. Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем если при административно-командных, авторитарных режимах государство, используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все поры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая таким образом целостность общества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.

4. Правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений, закрепленных в законе, декларируют общесоциальные правовые ценности. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации – свободу человека, упорядоченность и справедливость социальных отношений, стабильность общества.

5. Правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.

6. Весьма важное общественное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта. С другой – в силу своей специфики она вырабатывает собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества. Освященные нравственно-гуманистическими идеями правды и справедливости, правовые ценности органично вписываются в человеческое бытие, выступая важной частью межчеловеческих отношений.

 

2.3. Формирование глобальной правовой системы

 

В настоящее время  возросло взаимовлияние всех без  исключения стран мирового сообщества. Укрепляется и развивается сотрудничество между государствами. Это сотрудничество позволяет разрешать споры и конфликты между государствами, а также организовывать единообразное применение общих для всех государств правовых норм, основанных на Уставе ООН15, Всеобщей декларации прав человека16 и т.д., а также на общепризнанных нормах (обычаях) международного права, а также договоры между государствами признаются конституциями, законами и обычаями государств составной частью их правовой системы, т.е. источниками внутригосударственного права (ст. 55 Конституции Франции, ст. 10 Конституции Италии, ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 93-96 Конституции Испании, ст. 28 Конституции Греции, ст. 98 Конституции Японии17). Тезис о том, что «глобализация ведет к формированию глобальной социальной системы»18 в далеком и в идеальном плане, очевидно, закономерен.

Вслед за Р. Давидом, характеризуя взаимодействие национальных правовых систем, В.Н. Карташов выделяет несколько оснований19. Исходя из социально-политических и религиозных критериев, можно выделить право буржуазное, социалистическое и феодальное, группу правовых систем, в основе которых лежат религиозные догматы: иудейское, мусульманское и конфуцианское право. Использование юридических критериев позволяет выделить две основные правовые семьи: право континентальное (или кодифицированное) и право англо-саксонское (или англо-американское). Подчеркивая, что международное взаимодействие национальных правовых систем выражается в придании иностранным правовым нормам юридического значения, В.Н. Карташов выделяет три формы международного взаимодействия национальных правовых систем. Первая форма представляет собой применение иностранной правовой нормы. В этом случае национальная правовая система придает иностранной норме то же юридическое значение, которое она имеет в собственной стране. При второй форме государство в пределах своей территории осуществляет правовое регулирование отношений, складывающихся в связи с тем, что индивиды и организации обладают субъективными правами и юридическими обязанностями, вытекающими из иностранного права. Например, физические или юридические лица данной страны приобрели субъективные права за границей. Они вступают с другими лицами или организациями своей страны в отношения, связанные с осуществлением или защитой этих прав. Хотя такие права, образно говоря, «находятся за границей», отношения их субъектов с другими лицами регулируются данной национальной правовой системой, которая при этом придает юридическое значение соответствующим нормам иностранного права, хотя это происходит иначе, чем при применении нормы иностранного права. Третья форма международного взаимодействия связана со случаями, когда национальная правовая система содержит положение, наделяющее иностранные правовые нормы качествами юридического факта. Например, закон устанавливает, что иностранным гражданам определенный правовой статус предоставляется при условии взаимности: соответствующим иностранным правовым нормам придается качество юридического факта20. Такое международное взаимодействие оказывает влияние как на формирование, так и на сферу действия права, в то время как связи, возникающие при рецепции и имплементации, ограничиваются областью лишь формирования права.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе зачастую высказывается мнение, что «глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферой деятельности, между внутренней и внешней политикой»21. В этом видится преувеличение. Обе сферы тесно переплетаются, взаимодействуют, но грань между ними не стирается. Аналогичные концепции существуют и в юриспруденции, в т.ч. в отечественной. Утверждают, что в условиях глобализации концепция объективных границ международного права должна отойти в прошлое. Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере22.

Причём внутригосударственная правовая система воспринимает не международное право как особую систему, а лишь содержание его норм. В результате соответствующие нормы международного права сохраняют свой статус, не претерпевая каких-либо изменений. В соответствии с ними создаются нормы внутреннего права. В этом и состоит суть процесса «инкорпорации», «включения» норм международного права в право внутригосударственное. Исследовавший рассматриваемую проблему профессор Р. Нерсесянц В.С. заметил, что «включение международных норм в правовую систему страны не означает, что лев становится котом»23. Будучи «включенными» в правовую систему государства, международные нормы действуют как часть этой системы и обеспечиваются присущим именно этой системе механизмом.

Глобализации сегодня уделяют значительное внимание экономисты, политологи, социологи, философы. Они констатируют серьезные изменения, происходящие в обществе и государстве в результате глобализации24. Процесс, развивающийся в правовой области, отличается от глобализации в социально-экономической сфере. Уровень единства в первой существенно ниже. В отношении государств и их правовых систем более точен термин «интернационализация» (сближение политических и правовых систем государств, углубление их взаимодействия, взаимного влияния).

Относительно теорий «мирового права», «глобальной правовой системы»25 можно сказать, что из числа приводимых элементов такой «системы» некоторые: международное право, внутригосударственное право и наднациональное право - действительно въявь существуют, а «транснациональное право» - фигурирует если не в жизни, то в теории. В доктринальном плане, разумеется, допустимо декларирование любых систем; в реальности, однако, в данном случае никакой единой, «глобальной» системы не просматривается, во всяком случае сегодня. Нет единой системы даже внутри отдельных названных ее элементов. Особенно это касается так называемого транснационального права (это доктринальный, а подспудно - политический (отнюдь не правовой) инструмент разрегулирования деловых отношений псевдоправовыми средствами).

В формировании глобальной правовой системы сделаны важные, но лишь первые шаги. Процесс будет  длительным и сложным. При этом ее не следует понимать упрощенно, как означающую стандартизацию национальных правовых систем. Такое понимание весьма распространено среди западных политиков и ученых, полагающих, что правовые системы всех стран будут перестраиваться по западному образцу26. Документы ООН подчеркивают значение сохранения многообразия цивилизаций. В Декларации тысячелетия ООН говорится: «Различия внутри обществ и между ними не должны ни вызывать опасений, ни подавляться, они должны оберегаться как ценный вклад в человеческую цивилизацию. Культуру мира и диалог между всеми цивилизациями следует активно поддерживать»27.

Речь идет о создании такой глобальной правовой системы, которая обеспечила бы нормальное функционирование как взаимосвязанных национальных обществ, так и мирового порядка, способного создать условия для решения глобальных проблем. Она будет опираться на принципы демократии, общепризнанные права человека и верховенство права.

Итак, единство мирового сообщества, упрочение взаимозависимости  государств диктуют необходимость  того, чтобы их социально-экономические  и политико-правовые системы были совместимы и способны взаимодействовать друг с другом и с глобальной системой в качестве ее составных частей. Во имя обеспечения единства международного сообщества государства должны подчиняться установленному ими порядку, который является социально и политически необходимым. В целом наблюдается тенденция к росту роли международного права в функционировании правовых систем государств.

 

 

Заключение

 

В мире существуют различные  правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих  эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что  оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Информация о работе Функции правовой системы и ее значение для формирования и развития гражданского общества