Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:29, контрольная работа
В данной работе рассматриваются функции уставов (конституций) субъектов Российской Федерации и их взаимодействие с функциями Конституции Российской Федерации. Анализ функций конституций, уставов субъектов РФ предполагает их сопоставление с функциями Конституции Российской Федерации. Правильное толкование природы и содержания этих функций позволяет внести ясность в предмет конституционного (уставного) регулирования, разграничить с теми вопросами, которые являются предметом федеральной Конституции.
Введение
1.Функции уставов (конституций) субъектов Российской Федерации
1.Правообразующая функция
2.Регулятивная функция
3.Учредительная функция
4.Государственно-политическая функция
5.Экономическая функция
6.Социальная функция
7.Экологическая функция
8.Идеологическая функция
9.Гуманитарная функция
10.Правозащитная функция
Заключение
Список используемой литературы
Уставы некоторых субъектов РФ в своих преамбулах содержат положения общего характера об уникальных природных богатствах, необходимости их сохранения и рационального использования в интересах всего населения (Воронежская область, Амурская область, Новгородская область, Краснодарский край). Закрепление таких норм обязывает регионального законодателя в обычных законах обозначить уникальные природные объекты и механизмы их защиты.
Некоторые отечественные ученые применительно
к конституции говорят об идеологической
функции как разновидности
Идеологическая функция права выражает прежде всего идеологию и интересы политических сил, стоящих в данный момент у государственной власти, так как именно у этой группы, воплощающей публичную власть, имеется наибольшая возможность отразить свои ценностные представления в содержании внешнего источника права. Вместе с тем на региональном уровне законотворчества такая функция не имеет практического смысла в отличие от общегосударственного уровня, где в национальной конституции определяется идеология государственности (либеральная демократия, монархия, тоталитарная система, социализм и др.). Задачи конституций, уставов заключаются в другой задаче – воплотить общенациональные идеи конституционализма на региональном уровне. В этом связи представляется нецелесообразным выделять в качестве самостоятельной идеологическую функцию конституции, устава. Более того, попытку обозначить в конституциях, уставах идеологические основы можно рассматривать как вторжение в сферу федерального конституционного регулирования.
С учетом сказанного следует воздерживаться от указания на идеологическое значение конституции (устава) субъекта РФ.
1.9. Гуманитарная функция
Очень важное место сейчас занимают гуманитарные функции конституций, уставов, значение которых возрастает. К ним относятся, в частности, правозащитная, миротворческая, стабилизационная, антикризисная и воспитательная функции.
Предпосылки для развития таких функциях уже заложены в современных конституциях (уставах) субъектов РФ. Это связано, прежде всего, с тем, что в региональных основных законах прослеживается ярко выраженная гуманистическая направленность регулирования. В их преамбулах и отдельных статьях повторяются, во-первых, большинство гуманитарных положений Конституции РФ, во-вторых, расставляются акценты на тех важнейших, общепризнанных ценностях, которые не обозначены в основном законе России, но подразумеваются, исходя из общей идеологии федеральной Конституции.
В рамках конституционного, уставного регулирования субъектов РФ постепенно усиливает свое значение функция по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, или правозащитная функция.
Конституционный Суд РФ отнес к
важнейшим функциям Российского
государства «выполнение
Главное предназначение правозащитной функции конституций, уставов так же, как и социальной и экологической, заключается, во-первых, в обеспечении действия федеральных норм, во-вторых, – в конкретизации с учетом региональных потребностей и особенностей норм, посвященных правам и свободам. Суть конкретизации заключается не только в установлении механизма реализации и защиты прав и свобод (например, формирование института уполномоченного по правам человека в субъекте РФ), но и в закреплении дополнительных гарантий. Об этих гарантиях специально говорят конституции, уставы некоторых субъектов РФ.
Особые перспективы
В теоретическом ключе, важное значение имеет соотношение идеологической и воспитательной функций. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к общепризнанным ценностям (права человека, справедливость, мир, согласие, равноправие, свобода, демократия, семья, иногда вера в Бога и другие ценности, в той или иной мере связанные с нравственностью, духовно-культурным миром человека.). Эти ценности подтверждаются в текущем законодательстве, в судебной практике, в деятельности органов конституционного контроля. Утверждение данных ценностей свидетельствует о воспитательной (аксиологической) функции конституции.
Главная проблема, которая может возникнуть при осуществлении гуманитарных функций, связана с дублированием конституциями, уставами федеральных норм или подмена (субституция) норм, которые должны были быть предметом федерального регулирования, но по причине их отсутствия сначала приобретают статус региональных норм. Решение этой проблемы – четкое вычленение норм регионального значения путем обобщения практики конституционного, уставного законотворчества и вынесения субъектам РФ рекомендаций.
В перспективном плане интерес
представляет также выдвижение созидательной
функции конституции. Если созидательная
роль Конституции РФ заключается
в формировании общественного и
государственного строя Российской
Федерации, в том числе путем
его конституционного реформирования,
то созидательная функция
Заключение
Система функций конституции – не устоявшаяся категория, виды функций, их дифференциация сегодня основаны во многом на многокритериальном и зачастую произвольном подходах. В этой связи едва ли перспективен выход за пределы сущности конституции при выделении ее новых функций. К примеру, некоторые современные исследователи пытаются обосновать возникновение функции модернизации. В этом контексте получается, что любая программа реформирования тесно увязывается с конституцией.
Обобщая изложенное, необходимо отметить
следующее. Функции конституции (устава)
субъекта Российской Федерации –
новое направление исследования
в современной отечественной
науке. Научные разработки в этом
направлении целесообразно
Список используемой литературы
3. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник. М.: Юрайт, 2011. С.68.
4. И.А. Умнова, И.А. Алешкова Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юрайт, 2012. С.22-23.
5. Конституционное право / Конституционное право Российской Федерации / Учебник под общ. Ред. Н.В. Витрука. М.: Норма, 2010.
6. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (Проблемы теории и практики): дис….д-ра юрид. наук, Екатеринбург, 2002.
7. Конституционное право / Конституционное право Российской Федерации / Учебник под общ. Ред. Н.В. Витрука. М.: Норма, 2010.
8. Бобылев А.И. Функции государства: понятие, классификация, общая характеристика // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3(63).
9. Политология: Учебник / Под ред.М.А.Василика. М.:Гардарика, 2006.
10. Гиззатулин Р.Х. О параметрах экологической функции государства// Экологическое право. 2008. № 2.
11. Курманов Н.И. Правовая идеология и правовая политика современного российского государства. М.,2007;
Информация о работе Функции устава субъектов Российской Федерации