Функции устава субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:29, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются функции уставов (конституций) субъектов Российской Федерации и их взаимодействие с функциями Конституции Российской Федерации. Анализ функций конституций, уставов субъектов РФ предполагает их сопоставление с функциями Конституции Российской Федерации. Правильное толкование природы и содержания этих функций позволяет внести ясность в предмет конституционного (уставного) регулирования, разграничить с теми вопросами, которые являются предметом федеральной Конституции.

Содержание работы

Введение
1.Функции уставов (конституций) субъектов Российской Федерации
1.Правообразующая функция
2.Регулятивная функция
3.Учредительная функция
4.Государственно-политическая функция
5.Экономическая функция
6.Социальная функция
7.Экологическая функция
8.Идеологическая функция
9.Гуманитарная функция
10.Правозащитная функция
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

функции уставов субъектов рф.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Уставы некоторых субъектов  РФ в своих преамбулах содержат положения  общего характера об уникальных природных  богатствах, необходимости их сохранения и рационального использования  в интересах всего населения (Воронежская  область, Амурская область, Новгородская область, Краснодарский край). Закрепление  таких норм обязывает регионального  законодателя в обычных законах  обозначить уникальные природные объекты  и механизмы их защиты.

    1. Идеологическая функция

Некоторые отечественные ученые применительно  к конституции говорят об идеологической функции как разновидности общественно-государственной  функции. Факт существования идеологической функции права никогда не отрицался  отечественной общей теорией  права советского периода, хотя работ, как замечают ученые, специально посвященных  этой тематике, относительно немного.

Идеологическая функция права  выражает прежде всего идеологию и интересы политических сил, стоящих в данный момент у государственной власти, так как именно у этой группы, воплощающей публичную власть, имеется наибольшая возможность отразить свои ценностные представления в содержании внешнего источника права. Вместе с тем на региональном уровне законотворчества такая функция не имеет практического смысла в отличие от общегосударственного уровня, где в национальной конституции определяется идеология государственности (либеральная демократия, монархия, тоталитарная система, социализм и др.). Задачи конституций, уставов заключаются в другой задаче – воплотить общенациональные идеи конституционализма на региональном уровне. В этом связи представляется нецелесообразным выделять в качестве самостоятельной идеологическую функцию конституции, устава. Более того, попытку обозначить в конституциях, уставах идеологические основы можно рассматривать как вторжение в сферу федерального конституционного регулирования.

С учетом сказанного следует воздерживаться от указания на идеологическое значение конституции (устава) субъекта РФ.

1.9. Гуманитарная функция

Очень важное место сейчас занимают гуманитарные функции конституций, уставов, значение которых возрастает. К ним относятся, в частности, правозащитная, миротворческая, стабилизационная, антикризисная и воспитательная функции.

Предпосылки для развития таких  функциях уже заложены в современных конституциях (уставах) субъектов РФ. Это связано, прежде всего, с тем, что в региональных основных законах прослеживается ярко выраженная гуманистическая направленность регулирования. В их преамбулах и отдельных статьях повторяются, во-первых, большинство гуманитарных положений Конституции РФ, во-вторых, расставляются акценты на тех важнейших, общепризнанных ценностях, которые не обозначены в основном законе России, но подразумеваются, исходя из общей идеологии федеральной Конституции.

      1. Правозащитная функция

В рамках конституционного, уставного  регулирования субъектов РФ постепенно усиливает свое значение функция  по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, или правозащитная функция.

Конституционный Суд РФ отнес к  важнейшим функциям Российского  государства «выполнение государством в лице государственных органов  возложенных на него публичных функций, в том числе связанных с  гарантированием и защитой прав и свобод граждан». В другом своем решении Конституционный Суд РФ называет основополагающей функцией государства защиту прав и свобод человека и гражданина.

Главное предназначение правозащитной  функции конституций, уставов так  же, как и социальной и экологической, заключается, во-первых, в обеспечении  действия федеральных норм, во-вторых, – в конкретизации с учетом региональных потребностей и особенностей норм, посвященных правам и свободам. Суть конкретизации заключается  не только в установлении механизма  реализации и защиты прав и свобод (например, формирование института  уполномоченного по правам человека в субъекте РФ), но и в закреплении  дополнительных гарантий. Об этих гарантиях  специально говорят конституции, уставы некоторых субъектов РФ.

Особые перспективы конституционного, уставного законотворчества связаны  с миротворческой, стабилизационной, антикризисной и воспитательной (аксиологической) функциями конституций, уставов субъектов Российской Федерации. Эти функции интенсивно развиваются  на уровне конституций суверенных государств и соответствующим образом переходят  на уровень основных законов составных  частей федераций.

В теоретическом ключе, важное значение имеет соотношение идеологической и воспитательной функций. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к общепризнанным ценностям (права человека, справедливость, мир, согласие, равноправие, свобода, демократия, семья, иногда вера в Бога и другие ценности, в той или иной мере связанные с нравственностью, духовно-культурным миром человека.). Эти ценности подтверждаются в текущем законодательстве, в судебной практике, в деятельности органов конституционного контроля. Утверждение данных ценностей свидетельствует о воспитательной (аксиологической) функции конституции.

Главная проблема, которая может  возникнуть при осуществлении гуманитарных функций, связана с дублированием  конституциями, уставами федеральных  норм или подмена (субституция) норм, которые должны были быть предметом  федерального регулирования, но по причине  их отсутствия сначала приобретают  статус региональных норм. Решение  этой проблемы – четкое вычленение норм регионального значения путем  обобщения практики конституционного, уставного законотворчества и вынесения  субъектам РФ рекомендаций.

В перспективном плане интерес  представляет также выдвижение созидательной  функции конституции. Если созидательная  роль Конституции РФ заключается  в формировании общественного и  государственного строя Российской Федерации, в том числе путем  его конституционного реформирования, то созидательная функция конституции, устава субъекта РФ проявляется в  адаптации общественного и государственного строя к региональным условиям их функционирования.

 

Заключение

 

Система функций конституции –  не устоявшаяся категория, виды функций, их дифференциация сегодня основаны во многом на многокритериальном и  зачастую произвольном подходах. В этой связи едва ли перспективен выход за пределы сущности конституции при выделении ее новых функций. К примеру, некоторые современные исследователи пытаются обосновать возникновение функции модернизации. В этом контексте получается, что любая программа реформирования тесно увязывается с конституцией.

Обобщая изложенное, необходимо отметить следующее. Функции конституции (устава) субъекта Российской Федерации –  новое направление исследования в современной отечественной  науке. Научные разработки в этом направлении целесообразно начать с введения в научный оборот такой  правовой категории, как «функции конституции (устава) субъекта Российской Федерации» с закреплением соответствующей  дефиниции этой категории. Следующий  этап – определение критериев  разграничения функций конституций, уставов субъектов РФ, проведение их классификации, определение взаимосвязей между различными функциями и, наконец, содержательное наполнение данных функций. Реализация таких научных задач  позволит приблизиться к успешному  решению более фундаментальной  научной задачи – определению  роли конституций, уставов субъектов  РФ в формировании единого конституционно-правового  пространства в Российской Федерации.

 

Список используемой литературы

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М., 2002. С.35;

3. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник. М.: Юрайт, 2011. С.68.

4. И.А. Умнова, И.А. Алешкова Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юрайт, 2012. С.22-23.

5. Конституционное право / Конституционное право Российской Федерации / Учебник под общ. Ред. Н.В. Витрука. М.: Норма, 2010.

6. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (Проблемы теории и практики): дис….д-ра юрид. наук, Екатеринбург, 2002.

7. Конституционное право / Конституционное право Российской Федерации / Учебник под общ. Ред. Н.В. Витрука. М.: Норма, 2010.

8. Бобылев А.И. Функции государства: понятие, классификация, общая характеристика // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3(63).

9. Политология: Учебник / Под ред.М.А.Василика. М.:Гардарика, 2006.  

10. Гиззатулин Р.Х. О параметрах экологической функции государства// Экологическое право. 2008. № 2.  

11. Курманов Н.И. Правовая идеология и правовая политика современного российского государства. М.,2007;


Информация о работе Функции устава субъектов Российской Федерации