Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа
Пройдя многовековой путь развития, всё мировое сообщество пришло к пониманию, что права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом той или иной страны, они должны быть объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой достояние всего человечества. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Личные права и свободы в системе конституционных
прав и свобод……………………………………………………………………...5
Классификация основных прав и свобод человека и гражданина.5
Особенности личных прав и свобод человека и гражданина…...11
Глава 2. Гарантии и защита личных прав и свобод человека и гражданина...24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………….......29
Новым в
конституционном закреплении
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.
Более подробно эти вопросы регулируются законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993г.
Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в её пределах. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок. Ст. 6 гласит: «гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме». Отказ гражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Закон
устанавливает и определённые
ограничения на свободу
Конституция признаёт право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в неё.
В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация отсутствовала. Существовал так называемый «железный занавес». В настоящее время, согласно ст. 2 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В ст. 15 указывается, что право гражданина России на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при
допуске к сведениям особой
важности или совершенно
2) в соответствии
с законодательством
службу, – до окончания военной службы
или альтернативной гражданской службы;
3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
5) уклоняется
от исполнения обязательств, наложенных
на него
судом, – до исполнения обязательств либо
до достижения согласия сторонами;
6) сообщил
о себе заведомо ложные
Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Ст. 28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Свобода вероисповедания
означает, что никто не может быть
принуждаем в выборе религии, изменении
вероисповедания. В России исторически
сложилось религиозное
Право свободно выбирать, иметь
и распространять религиозные и
иные убеждения означает, что гражданин
может в устной, печатной и любой
другой форме высказывать религиозные
взгляды, при условии, что эта
деятельность не противозаконна, не нарушает
общественного порядка и не сопровождается
посягательствами на личность и права
других людей. Воспрепятствование принятию
религиозных убеждений или
Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ).
Мышление и мысль, как его результат, продукт, – естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.
Если мысль может быть скрыта от других, не выражена устным или письменным способом и остаться лишь достоянием самого человека, то свобода слова, гарантированная Конституцией, даёт возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Тоталитарный режим различными способами, не исключая и массовых репрессий, пытается достичь всеобщего единомыслия, но это недостижимая задача: можно лишь ограничить или запретить свободу слова, свободу выражения мнений.
Без свободы
мысли и слова невозможна нормальная
жизнь общества, ибо она лежит
в основе других важнейших свобод,
таких как свобода печати, свобода
творчества и т.д. Однако свобода
слова не безгранична. В соответствии
с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, не допускается
пропаганда или агитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или
религиозную ненависть и
Производным от свободы слова, выражения своего мнения является право каждого искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право на свободу информации, гарантируемое в ч. 4 ст. 29 Конституции, может осуществляться различными способами: посредством межличностного общения; средств массовой информации (СМИ); материальных носителей информации; учебных заведений; на собраниях, митингах и сходах граждан; через различного рода клубы, лектории, наглядные средства (плакаты и т.п.) и иные способы по собственному выбору. Законными эти способы считаются, если при их использовании соблюдаются установленные законодательством правила, например для СМИ, для проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.
Итак, рассмотрев все личные права и свободы человека, закреплённые в статьях 20-29 Конституции РФ, можно с уверенностью сказать, что со времен выхода России из состава СССР наша страна далеко продвинулась в этом вопросе. В Основном Законе нашли отражение такие права и свободы, которые не были закреплены ранее (например, свобода передвижения, свобода мысли и слова). Но для того чтобы считаться правовым государством, мало только провозгласить права и свободы, необходимы гарантии для их защиты и реализации.
Глава 2. Гарантии и защита личных прав и свобод человека и гражданина
В правовой
науке под гарантиями понимается
система
социально-экономических, политических,
нравственных, юридических, организационных
предпосылок, условий, средств и способов,
создающих равные возможности личности
для осуществления своих прав, свобод,
интересов. Наука конституционного права
изучает преимущественно юридические гарантии,
то есть те, которые вытекают из конституции,
законов и других нормативных источников.
Под юридическими гарантиями понимают
совокупность специальных правовых средств
и способов, при помощи которых реализуются,
охраняются и защищаются права и свободы,
пресекаются их нарушения, восстанавливаются
нарушенные права.
Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.
Юридические гарантии защиты прав человека можно подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Степень гарантированности прав и свобод человека в государстве непосредственно зависит от уровня развития механизмов, разработанности процедур, способов и средств, которые используются при защите данных прав.
По мнению доктора юридических наук Л. А. Морозовой, «к внутригосударственным способам и средствам относятся:
1) судебная защита (ч. 1 и 2. ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ);
2) институт
Уполномоченного по правам
3) Конституционный
суд Российской Федерации. В
него можно обратиться за
Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный контроль) и на региональном, например, в рамках Совета Европы, СНГ и др.
В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.
Кроме того,
образованы специальные органы на основе
отдельных конвенций, например, на основе
Международной конвенции о
Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.
Информация о работе Гарантии и защита личных прав и свобод человека и гражданина