Гарантии и защита личных прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Пройдя многовековой путь развития, всё мировое сообщество пришло к пониманию, что права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом той или иной страны, они должны быть объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой достояние всего человечества. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Личные права и свободы в системе конституционных
прав и свобод……………………………………………………………………...5
Классификация основных прав и свобод человека и гражданина.5
Особенности личных прав и свобод человека и гражданина…...11
Глава 2. Гарантии и защита личных прав и свобод человека и гражданина...24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………….......29

Файлы: 1 файл

личные права и свободы гражданина.docx

— 56.15 Кб (Скачать файл)

Новым в  конституционном закреплении личных прав и свобод является включение  такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ).

 Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.

Более подробно эти вопросы регулируются законом  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993г.

Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учёт граждан  Российской Федерации по месту пребывания и жительства в её пределах. Однако реализации права на выбор места  жительства сопутствует определенный порядок. Ст. 6 гласит: «гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме». Отказ гражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

 Закон  устанавливает и определённые  ограничения на свободу передвижения  и выбора места жительства. Они  касаются местностей, в которых  существует особый режим (пограничная полоса; закрытые военные городки и административно-территориальные образования; зоны экологического бедствия; территории, где введено чрезвычайное или военное положение; территории и населённые пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).

Конституция признаёт право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации  и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в неё.

В советском государстве  многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан  за границу. Какая-либо законодательная  регламентация отсутствовала. Существовал  так называемый «железный занавес». В настоящее время, согласно ст. 2 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», гражданин  Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд  из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В ст. 15 указывается, что право гражданина России на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при  допуске к сведениям особой  важности или совершенно секретным  сведениям, отнесенным к государственной  тайне в соответствии с законом  Российской Федерации о государственной  тайне, заключил трудовой договор  (контракт), предполагающий временное  ограничение права на выезд  из Российской Федерации, при  условии, что срок ограничения  не может превышать пять лет  со дня последнего ознакомления  лица со сведениями особой  важности или совершенно секретными  сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2) в соответствии  с законодательством Российской  Федерации призван на военную  службу или направлен на альтернативную  гражданскую  
службу, – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) задержан  по подозрению в совершении  преступления либо привлечен  в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден  за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется  от исполнения обязательств, наложенных  на него  
судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил  о себе заведомо ложные сведения  при оформлении документов для  выезда из Российской Федерации,  – до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Основными документами, по которым  граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический  паспорт, служебный паспорт, паспорт  моряка (удостоверение личности моряка).

Ст. 28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Свобода вероисповедания  означает, что никто не может быть принуждаем в выборе религии, изменении  вероисповедания. В России исторически  сложилось религиозное многообразие: православие, католичество, протестантство, ислам, буддизм, иудаизм и др. Каждый человек по своему усмотрению приобщается  к тому или иному вероисповеданию  и тем самым реализует свою свободу вероисповедания. Но каждый равным образом свободен не исповедовать никакой религии. При этом важно  подчеркнуть, что одной из самых  существенных гарантий свободы совести  и вероисповедания является закрепленное Конституцией равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии.

Право свободно выбирать, иметь  и распространять религиозные и  иные убеждения означает, что гражданин  может в устной, печатной и любой  другой форме высказывать религиозные  взгляды, при условии, что эта  деятельность не противозаконна, не нарушает общественного порядка и не сопровождается посягательствами на личность и права  других людей. Воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное  объединение или выходу из него, равно как и применение в этих целях принуждения, наказывается по закону.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ).

Мышление  и мысль, как его результат, продукт, – естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Если  мысль может быть скрыта от других, не выражена устным или письменным способом и остаться лишь достоянием самого человека, то свобода слова, гарантированная Конституцией, даёт возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Свобода слова может быть реализована  только в условиях демократического режима, который заинтересован в  проявлении многообразия мнений по различным  вопросам жизнедеятельности общества и государства. Тоталитарный режим  различными способами, не исключая и  массовых репрессий, пытается достичь  всеобщего единомыслия, но это недостижимая задача: можно лишь ограничить или  запретить свободу слова, свободу  выражения мнений.

Без свободы  мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, ибо она лежит  в основе других важнейших свобод, таких как свобода печати, свобода  творчества и т.д. Однако свобода  слова не безгранична. В соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, не допускается  пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или  религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Производным от свободы слова, выражения своего мнения является право каждого искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом. Это право на свободу информации, гарантируемое  в ч. 4 ст. 29 Конституции, может осуществляться различными способами: посредством межличностного общения; средств массовой информации (СМИ); материальных носителей информации; учебных заведений; на собраниях, митингах и сходах граждан; через различного рода клубы, лектории, наглядные средства (плакаты и т.п.) и иные способы по собственному выбору. Законными эти способы считаются, если при их использовании соблюдаются установленные законодательством правила, например для СМИ, для проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

Итак, рассмотрев все личные права и свободы  человека, закреплённые в статьях 20-29 Конституции РФ, можно с уверенностью сказать, что со времен выхода России из состава СССР наша страна далеко продвинулась в этом вопросе. В Основном Законе нашли отражение такие  права и свободы, которые не были закреплены ранее (например, свобода  передвижения, свобода мысли и  слова). Но для того чтобы считаться  правовым государством, мало только провозгласить  права и свободы, необходимы гарантии для их защиты и реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Гарантии и защита личных прав и свобод человека и гражданина

 

В правовой науке под гарантиями понимается система  
социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод, интересов. Наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, то есть те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников. Под юридическими гарантиями понимают совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

Среди юридических  гарантий прав личности следует различать  гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую  группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности  виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления  контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Юридические гарантии защиты прав человека можно  подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Степень гарантированности прав и свобод человека в государстве непосредственно  зависит от уровня развития механизмов, разработанности процедур, способов и средств, которые используются при защите данных прав.

По мнению доктора юридических наук Л. А. Морозовой, «к внутригосударственным способам и средствам относятся:

1) судебная  защита (ч. 1 и 2. ст. 46 Конституции  РФ), включая право на получение  квалифицированной юридической  помощи (ст. 48 Конституции РФ);

2)  институт  Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться  все, кто считает себя ущемлённым  в конституционных правах, а также  с жалобами на решения или  действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный  не может применить методы  принуждения, но он вправе обратиться  в суд с заявлением в защиту  нарушенных прав и свобод либо  в компетентные органы, в том  числе в прокуратуру и Конституционный  суд Российской Федерации. Должность  Уполномоченного по правам человека  учреждена в России в 1994 году, а Федеральный конституционный закон, регулирующий его деятельность, принят в 1997 году. В 2009 году в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;

3) Конституционный  суд Российской Федерации. В  него можно обратиться за защитой  не любых, а именно конституционных  прав и свобод. Правом на подачу  жалобы обладает только участник  уголовного, административного процесса  или сторона гражданского дела. Конституционный суд проверяет  конституционность конкретного  закона, а не само дело. Жалоба  может быть подана на любой  стадии рассмотрения дела: после  его завершения или начала  разбирательства в соответствующем  органе».10

Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный контроль) и на региональном, например, в рамках Совета Европы, СНГ и др.

В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает  любые гуманитарные вопросы. В составе  Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан комитет по ликвидации расовой  дискриминации; в соответствии с  Международным пактом о гражданских  и политических правах – Комитет  по правам человека; на основании Конвенции  о правах ребенка (1989) – Комитет  по правам ребенка и т.д.

Решения международных органов не носят  обязательного характера для  государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.

Информация о работе Гарантии и защита личных прав и свобод человека и гражданина