Герб РФ: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных государственных символов любого государства, наряду с флагом и гимном, является герб. Слово герб происходит от немецкого Erbe, что означает наследство. Н.А. Соболева даёт такое определение: «Герб – это эмблема, закреплённая за человеком, родом, регионом, землёй, государством, передаваемая по наследству (человеком как членом рода) или существующая до тех пор, пока существует данный тип государства, оформленная изобразительно по законам геральдики, расположенная на соответствующем поле, именуемом щитом, и носящая определённой значимости цвет

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. История возникновения двуглавого орла – герба России
2. Новая история гербового орла России
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

tlisov_kursovaia_rabota.doc

— 920.50 Кб (Скачать файл)

Дворцовый переворот 11 марта 1801г. и  приход к власти императора Александра I отразился на главном символе  Российской империи. Указом 26 апреля этого  же года изображение Мальтийского креста было упразднено на государственном  гербе. Орёл стал изображаться в стиле «Empire», характерном для французской символики начала XIX в. Гербовый орёл вместо монархических символов – державы и скипетра – держал в лапах: в левой венок и ленту, в правой пучок стрел, факел и ленту. Щиток со св. Георгием Победоносцем приобрёл необычную, заканчивающуюся кверху конусом форму, над которым помещена императорская корона. Цепь и знак ордена св. Андрея Первозванного отсутствуют. Убраны титульные гербы с крыльев орла и вокруг него. Крылья орла приняли нетрадиционную форму, они широко раскинуты и слегка опущены вниз.

Не отрицая влияния французской  геральдики на характер изображения  двуглавого орла, обращает на себя внимание отказ от регалий в государственном  гербе Российской Империи. Вряд ли это  было бы возможно при отсутствии определённых либеральных взглядов у Александра I. Известно, что внутри Александра Павловича как бы боролись два совершенно разных человека, с одной стороны – самодержец, с другой – либерал. На определённом этапе его царствования в зависимости от конкретной ситуации брала верх то одна, то другая сторона.

До начала 30-х гг. XIX в. «Александровский герб» фактически не был видоизменён, если не считать, что у орла были приподняты вверх крылья. В 1832г. произошёл  возврат к традициям государственного герба времен Петра I. На крылья орла были возвращены территориальные гербы, по три на каждое крыло. Щиток со св. Георгием Победоносцем окружала цепь первого российского ордена. Головы орла украшали две небольшие императорские короны и одна большая над ними.

Современников удивил необычный подбор земельных гербов на крыльях орла. Вместо эмблем великих княжеств Владимирского, Новгородского и Киевского, т.е. ядра русской государственности, были помещены гербы присоединённых в своё время территорий – великого княжества Финляндского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического. Гербы царств Казанского, Астраханского и Сибирского были оставлены. Чем была вызвана столь непатриотичная, на первый взгляд, перестановка территориальных гербов? Объяснение лежит в сфере международных отношений России. После подавления польского восстания 1830-1831 гг. и осложнения вследствие этого дипломатических отношений России с Западной Европой, российское правительство стремилось продемонстрировать европейской общественности бесперспективность устремления западных национальных окраин империи к государственной самостоятельности. Вероятно, появление герба царства Херсонеса Таврического указывало на желание Николая I обосновать законность своих притязаний на черноморско-средиземноморский коридор (проливы Босфор и Дарданеллы). Северное причерноморье в это время являлось не только южными торговыми воротами России, но и плацдармом для продвижения на Балканы. Именно в конце 20 – нач. 30-х гг. XIX в. император принимает активное участие в разрешении очередного кризиса – в Восточном вопросе. Эмблемы земель центра зарождения русской государственности теперь подменялись самой фигурой гербового орла, которая ассоциировалась с Русью. Гербы присоединённых государственных образований подчёркивали неразрывную связь этих территорий с Российской империей.

Император Николай I, будучи человеком  в высшей степени пунктуальным и  любящим жесткую регламентацию  во всем, не раз высказывал недовольство «вольной» геральдизацией российских гербов, которую проводила Герольдия. Как и любое реформаторство в России, приведение в порядок геральдической науки началось с реорганизации её органов. Указом 1848г. Герольдия была преобразована в учреждение более высокого статуса – департамент Сената.

Существовали объективные причины, неспособствующие профессиональной работе Герольдии. В ней отсутствовали высококлассные художники – геральдисты, а также не было ни одного специалиста в области геральдики. Не было его в Академии наук. Это показатель того, что геральдика как наука в середине XIX в. не имела ещё в России прочных корней. Перед правительством встала задача найти учёного «гербоведца», и он был найден в лице Бернхарда – Карла (Бориса Васильевича) Кёне, немецкого еврея, принявшего реформаторское вероисповедание. С 1845г. он находился на русской службе и известен был в Европе как нумизмат и археолог.

 

2 Новая история гербового орла России

 

Государственный герб после февральской  революции

Г.Вилинбахов в статье «Родословная Российского герба» пишет: «После февральской  революции Временное правительство внесло изменения в государственный герб. Газета «Речь» 29 апреля 1917 гола писала: «Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало что двуглавый орёл не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определённым государственным строем… орёл может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства». Рисунок государственного герба, принадлежащий художнику-графику И.Я. Билибину, был помещён на государственной печати, за образец взят орёл с печати Ивана III. Короны, скипетр и держава, гербы царств и земель (в том числе и московский) орденская цепь, украшавшие имперский герб, были убраны.

Это изображение некоторое время  сохранилось и в послеоктябрьские дни. Его можно увидеть на первых банкнотах, выпущенных уже от имени Совнаркома. Лишь в апреле 1918 года двуглавый орёл перестал существовать в российской геральдике»[15].

Однако, как отмечает В.Лебедев  «герб СССР, по существу, не что иное, как структура Большого герба  России с замещённой символикой. Место двуглавого орла занял серп и молот. Сень России заменена земным шаром. Девиз России: «Съ нами Богъ» - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Гербы российских территорий заменены лентами с коммунистическим девизом на национальных языках республик. И, наконец, торжество красной звезды над православным крестом»[16].

2.2 Возвращение гербового орла  России

5 ноября 1990 года Правительство  РСФСР приняло постановление  о создании государственного  герба и государственного флага  РСФСР. Для проведения этой большой и сложной работы была создана Правительственная комиссии, по поручению которой комитет по делам архивов при совете министров РСФСР организовал работу «круглого стола».

В конечном итоге «круглый стол»  выработал предложения, которые и были предоставлены Правительственной комиссии Совета Министров РСФСР: в качестве Государственного герба РСФСР принять золотого двуглавого орла на красном поле.

В феврале 1992 года была образована Государственная  геральдическая служба Российской Федерации для дальнейшей работы по созданию Государственного герба.

Работа шла по пути компромисса  между вариантами, предлагаемыми  Правительством (на красном фоне золотой  двуглавый орёл без короны, скипетра, державы и Московского герба) и депутатами (чёрный двуглавый орёл с тремя коронами, скипетром, державой и московским гербом на золотом поле).

К маю 1993 года Геральдическая служба, к тому времени переименованная  в управление геральдики Госархива, подготовила рисунок герба, который  был согласован с обеими сторонами, участвовавшими в работе Конституционного совещания. Однако, дальнейшие бурные политические события задержали решение вопроса о Государственной символике Российской Федерации до ноября 1993 года[17].

Распоряжением Президента Российской Федерации от 16 ноября 1993 года № 740-рп была образована Комиссия по разработке проекта Государственного герба Российской Федерации[18], которая в двухнедельный срок представила его Президенту РФ. Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утверждён Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 года[19]. Автором эскиза герба является художник Е.И. Укналев.

Конституцией России, принятой 12 декабря 1993 года, главный символ ещё не был  закреплён. Однако, в статье 70 указано  на то, что государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом[20].

Федеральный конституционный закон  «О государственном гербе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 08 декабря 2000 года, одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года и подписан Президентом Российской Федерации 25 декабря 2000 года[21]. В 2002, 2003 и 2009 годах в него были внесены изменения.

В статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2002 года № 2-ФКЗ закреплено описание Государственного герба Российской Федерации: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.

Истоки гимнов История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность - гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. Они исполнялись как молитвенные песнопения. В качестве поэтической и музыкальной формы гимн известен в Древней Греции, где его исполнял хор или отдельные певцы под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Считается, что самый ранний музыкальный гимн, дошедший до нас, представляет собой отрывок из трагедии "Орест" древнегреческого поэта Еврипида (V в. до н. э). Мелодия его записана на папирусе.

В раннем христианстве также имелись  гимны во славу Бога. Сохранившиеся  христианские гимны относятся к III в. н.э. и происходят с территории Сирии, представляя собой перефразированные  тексты Библии.

Византийская церковь культивировала гимны как составную часть литургического пения. Расцвет византийских гимнов приходится на V-VI вв. и охватывает несколько столетий. Византийская культовая музыка оказала влияние на все страны Восточной и Западной Европы. В V-VIII вв. исполнение гимнов в церквях ряда стран Западной Европы становится повсеместным. Однако лишь с XIII в. практика исполнения гимнов в богослужении официально признается церковными властями.

В эпоху Реформации (XV-XVI вв.) возникают  новые формы гимнов, не связанных  так тесно с церковными обрядами. Торжественное пение сопровождает выходы государей. Создаются прекрасные протестантские гимны, своего рода вдохновляющие на бой песни: "Кто они, божьи воины" - гимн гуситов в Чехии, "Господь, твердыня наша" - "Марсельеза" Крестьянской Крестьянской войны в Германии и др.

Гимны на Руси Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце  Х в. Князь Владимир по возвращении  из Корсуни, где по преданию он крестился, привез с собою в Киев вместе со священниками также певцов. Певцы эти были славянами, присланными русскому князю византийскими императором и патриархом.

Христианское церковное песнотворчество  продолжалось во все время существования  русской церкви. Все канонизированные святые русской церкви имеют особые песнопения, славящие их (акафисты, кондаки). Сложены они по форме аналогичных богослужебных песнопений греческой церкви, находящихся в употреблении в славянском переводе, в современной богослужебной практике православной церкви.

В XVI-XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в Русском государстве появляется особая разновидность гимнов - торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется - патриотические, лирические, "виватные", они становятся светскими.

В эпоху Петра I получают распространение "виватные канты", прославляющие  царя и "молодую Россию": "Виват, Россия, именем преславна", "Возвеселисе, Россия, правоверная страна", "Радуйся, российский Орле двоеглавый" - эти  песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, составляя единое целое вместе с другими пропагандистскими деяниями царя: созданием военных знамен нового образца, массовым награждением памятными медалями солдат и офицеров, патриотическими фейерверками.

Естественно, русский царь, реформировавший армию, не оставил в стороне военную музыку. С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов. По-видимому, этому оркестру выпала честь первому воспроизвести мелодию знаменитого "Преображенского марша Петра Великого".

К концу XIX в. Преображенский марш в  качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем России. Музыка марша Преображенского полка звучала в России и в советское время, в частности, в исторических фильмах и радиопостановках. Сейчас его можно услышать в исполнении военных оркестров.

В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. По первой строке стиха он назывался "Гром победы". Иногда его именовали по припеву - "Славься сим, Екатерина! ". Стихи написал первый поэт России того времени Г.Р. Державин. Он посвятил их победе России в войне с Турцией 1787-1791 гг., во время которой ярко проявился полководческий талант А.В. Суворова и героизм русских солдат. Этот марш звучал в России в течение нескольких десятилетий, исполнялся и в войну 1812 г.

Одновременно появился русский "духовный" гимн. "Коль славен наш Господь в Сионе" непременно исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера: крестных ходов, церковных праздников и парадов. Этот гимн, вместе с маршем Преображенского полка, всегда был "на слуху", вызваниваясь колоколами Спасской башни Московского Кремля: в 12 и 18 часов звучал Преображенский марш, а в 15 и 21 час - "Коль славен". Так продолжалось более 60 лет - с 1856 по октябрь 1917 г.

Все вышеназванные прекрасные мелодии  гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России.

Информация о работе Герб РФ: история и современность