Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:00, доклад
Госуда́рственная ду́ма (в средствах массовой информации употребляется также сокращение Госду́ма) — одна из палат Федерального собрания.
Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.
Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Госуда́рственная ду́ма (в средствах массовой информации употребляется также сокращение Госду́ма) — одна из палат Федерального собрания.
Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.
Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).
С 2007 года по 2011 год депутаты Государственной думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.
Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).
Срок полномочий 2 — 5 созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет.
Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.
Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.
Формирование
Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Выборы
Основная статья: Выборы в Государственную думу
Выборы в Государственную
думу назначаются президентом
По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Одномандатные округа
Основная статья: Депутаты Государственной думы Российской Федерации от одномандатных округов
Выборы депутатов от одномандатных округов проходили в ГД РФ I—IV созывов (1993, 1995, 1999, 2003). Территория России была поделена на 225 избирательных округов (по количеству половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам-одномандатникам). Это число оставалось неизменным, хотя количество избирательных округов внутри каждого региона могло меняться, так же как и их наименования и номера. Каждый из 83 субъектов Российской Федерации был представлен хотя бы одним депутатом (за исключением Чеченской республики в 1993—1995 годах). В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, лишение мандата решением Думы, переход на другую работу и т. д.) по его округу проводились дополнительные выборы в ГД РФ.
Избирательный порог
Основная статья: Процентный барьер
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Эта норма будет задействована только на выборах 2016 года.
Распределение мест
После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам, при этом используется метод Хэйра-Нимейера.
Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом, голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались.
Полномочия
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Под принятым федеральным
законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции
РФ понимаются: законы, принятые Государственной
думой и одобренные Советом Федерации
в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105
Конституции РФ; законы, повторно принятые
Государственной думой в
В том же порядке должен
приниматься, подписываться и обнародоваться
и акт законодательного органа, посредством
которого осуществляется официальное,
имеющее силу закона разъяснение
федерального закона. Если же разъяснение
предпринято в форме
Роспуск Госдумы
Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Структура
Аппарат Госдумы
Основная статья: Аппарат Государственной думы
Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.
Руководители Аппарата Государственной думы
Председатели Госдумы
Основная статья: Председатель Государственной думы
Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.
Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)
Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)
Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)
Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)
Государственная дума V созыва (с 24 декабря 2007 г. по 4 декабря 2011 г.)
Государственная дума VI созыва (с 21 декабря 2011 г.)
Комитеты Государственной думы по созывам
См. также: Председатели комитетов ГД
Госдума образует комитеты
и комиссии. Комитеты являются основными
органами палаты, участвующими в законотворческом
процессе. Формируются, как правило,
по принципу пропорционального
К полномочиям комитетов относятся:
Комиссии
Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 6-го созыва существует шесть комиссий:
Совет Государственной думы
Основная статья: Совет Государственной думы
Планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты.
Голосование
Согласно регламенту Государственной думы голосование может быть тайным, открытым (известны депутаты, голосовавшие от фракции и общий результат) и поимённым (известно, какой конкретно депутат проголосовал за/против/воздержался или не голосовал). Решение об открытом голосовании принимается Думой. Результаты тайного голосования не записываются в электронную систему, результаты открытого или поименного голосования записываются. Обычно голосование в Государственной думе открытое. При отсутствии конкретного депутата на месте, голосование за него может осуществляться по доверенности. Результаты открытых голосований депутатов всех созывов доступны для просмотра и анализа.
Для работы Государственной думы требуется кворум. Пример голосований может выглядеть так:
Результаты регистрации (10 час. 00 мин. 34 сек.)
Присутствует 435 чел. 96,7 %
Отсутствует 15 чел. 3,3 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 15 чел. 3,3 %
Результат: кворум есть
Для принятия конституционных поправок в закон, требуется 2/3 голосов Государственной думы, для принятия или непринятия обычных поправок в законы или законопроектов требуется более 1/2 голосов «ЗА» или «ПРОТИВ».
Результаты голосования (10 час. 01 мин. 22 сек.)
Проголосовало за 375 чел. 83,3 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 376 чел.
Не голосовало 74 чел. 16,4 %
Результат: принято