Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 18:57, контрольная работа
Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.
Введение 3
1.Понятие государственной молодежной политики 5
1.1.Государственная молодежная политика как социальное явление 5
2.Особенности регулирования государственной молодежной политики в РФ 11
2.1.Формы государственной поддержки детских и молодежных организаций 11
2.2.Нормативно-правовые акты, регулирующие государственную молодежную политику 14
2.3.Перспективы, направления и рекомендации в государственной молодежной политике на современном этапе развития 22
Заключение 32
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Государственное федеральное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Факультет гуманитарный
Специальность «Государственное
и муниципальное управление»
Кафедра государственного управления
и истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Введение в специальность
НА ТЕМУ
Государственная Молодежная Политика и её реализация в субъектах Российской Федерации
Выполнил:
Студент факультета гуманитарного факультета группы ГМУ-13-3б
Маркина Екатерина Владимировна
Подпись (___________)
Проверил:
Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и истории
Кучева Анастасия Викторовна
Оценка_____________
Подпись(___________)
Введение
Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан. Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности. При подходе к рассмотрению молодежи как особой категории, являющейся стратегическим ресурсом государства, необходимо определить приоритетным направлением государства осуществление особой правовой политики в отношении молодежи, реализация которой должна послужить возрождению современной России. Когда речь идет о молодежной политике, то имеется ввиду отношение общества и государства, различных классов, групп и слоев населения, социальных институтов к молодежи как к самостоятельной демографической группе, а также самой молодежи к другим группам населения, социальным институтам и ценностям общества в целом. Сфера этих сложных противоречивых и многократно опосредованных отношений определяет общественный статус молодежи, а вместе с ним - социально-экономическое, правовое, политическое положение, определенный уровень и образ жизни, в конечном итоге - качество жизни, а в перспективе - контуры и качественные параметры экономически активного населения. Следовательно, в настоящее время назрела острая необходимость в пристальном внимании к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем, что связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования политической и правовой культуры молодежи с целью трансформации ее активности в социально полезном направлении. Предметом исследования являются юридические механизмы реализации российской государственной молодежной политики на современном этапе. В соответствии с этим целью исследования является правовой анализ российской государственной молодежной политики и разработка предложений по совершенствованию законодательства. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
В греческом языке «politike» означает искусство управления государством, т.е. определенный способ осуществления целей государства внутри и вне его территории. В широком смысле слова «политика» - это система (сфера) отношений в обществе между классами, группами, слоями населения, а также социальными институтами - представителями (юридическими и физическими лицами) этих социальных общностей. Данные сложные отношения, опосредуемые государством, определенные коренными (экономическими, социальными, правовыми, национальными, культурологическими и др.) интересами и тесно связаны с социальным статусом той или иной общности, а вместе с социальным статусом и определением ее качеством жизни. Необходимо определить понятия молодежи и молодежной политики, для чего обратимся к работам известных отечественных и зарубежных социологов среди которых, распространена точка зрения, согласно которой молодежная политика рассматривается в рамках социальной политики. Так, по мнению, Холостовой Е.И., наиболее распространенным является подход, согласно которому «социальная политика» рассматривается как общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество Согласно В.Т. Лисовскому молодежь - представляет собой поколение, проходящее стадию социализации, усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых к выполнению социальных ролей. В.Б. Голофай, считая, что молодым можно назвать такого человека, основной социальной функцией которого является подготовка к статусу взрослого члена общества. Молодежь понимается как
социально-демографическая Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2006г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 35 млн. человек, или 23,4%. Однако, падение рождаемости и снижение доли 10-14 летних в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны. Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением. Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации. Для того чтобы оказать помощь молодежи необходимо, прежде всего, определить какими средствами и приемами государство может воздействовать на разрешение кризиса в сфере молодежи, а поэтому обратимся к определению, что же такое государственная молодежная политика. Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив Государственная молодежная политика в Российской Федерации. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому человеку стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:
Государственная молодежная политика осуществляется: государственными органами и их должностными лицами; молодежными объединениями, их ассоциациями; молодыми гражданами. Система формирования и реализации государственной молодежной политики включает:
Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном. Направлена государственная молодёжная политика в первую очередь на создание для молодежи благоприятных условий для производственной деятельности, позволяющей реализовывать ее трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального питания, жилищно-бытового устройства, обучения и др. Вместе с тем требуются субсидии (государственные, общественных организаций, фондов) для помощи наименее защищенным группам молодежи (инвалидам, сиротам). Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих принципах:
Целями государственной молодежной политики являются:
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления РФ. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям. Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение в сфере гарантий труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских учреждений; содействие международным молодежным обменам.
Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика. Далее, мы рассмотрим основные направления и формы государственной поддержки молодежных и детских объединений. |
В первую очередь, необходимо информационное обеспечение молодежных и детских объединений, для этого Федеральные органы исполнительной власти обязаны информировать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики, а также по запросам молодежных и детских объединений организовывать подготовку и переподготовку кадров этих объединений в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели. Кроме того, участие органов юстиции Российской Федерации сводится к осуществлению информирования и государственной регистрацию общероссийских и международных молодежных и детских объединений
Во-вторых, государственная поддержка молодежным и детским объединениям выражается в предоставлении налоговых льгот, а также возможности пользоваться имуществом, находящимся в государственной собственности и возмещении государством расходов, связанных с безвозмездным либо на льготных условиях предоставлением в пользование молодежным и детским объединениям зданий, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на государственную поддержку молодежных и детских объединений. В-третьих, Федеральные органы исполнительной власти могут привлекать молодежные и детские объединения к выполнению государственного заказа на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов и программ по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики.
Для гарантии своевременной реализации федеральных и межрегиональных программ государственной поддержки молодежных и детских объединений, разрабатываются они Федеральными органами исполнительной власти с учетом предложений молодежных и детских объединений. Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. Решение о государственной поддержке проектов и программ молодежных и детских объединений принимается федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики по результатам конкурса, в соответствии с которым конкурсный проект или программа молодежного или детского объединения должен отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации данного проекта или программы, финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности этого объединения по реализации проекта. В некоторых случаях Федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики оказывает помощь молодежным и детским объединениям в надлежащем оформлении их проектов и программ и проведении расчетов. Объем средств для вышеуказанных проектов и программ выделяется Федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики из средств федерального бюджета в форме бюджетных ассигнований, а также из средств внебюджетных фондов Российской Федерации, в срок, не превышающий трех месяцев после принятия положительного решения по данному проекту и программе. Федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться целевой порядок использования указанных средств.
Если, конкурсные проекты и программы молодежных и детских объединений получили одобрение то они могут финансироваться в полном объеме, конечно, при условии решения федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодежной о том, что привлечение иных финансовых средств невозможно. Также, одним из направлений государственной молодежной политики по поддержке детских и молодежных организаций, включенным в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой является выделение субсидий молодежным и детским объединениям один раз в год. Критерием выделения объема субсидий считается пропорциональность числу членов детских и молодежных организаций, с учетом итогов их деятельности в предыдущем году и приоритетности, планируемых для реализации проектов и программ и соответственно, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Рассмотрим законодательное положение государственной молодежной политики в современной России. Нынешнее российское законотворчество по молодежи находится в стадии становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся формирования и реализации государственной молодежной политики в России и в субъектах Федерации. Молодежная политика в стране последние семь лет осуществлялась на единой концептуальной базе - документе «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Специальным Указом Президента России в 1992 г. молодежная политика провозглашена «приоритетной социально-экономической политикой государства». Указом Президента 16 сентября 1992 г образован Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, ставший преемником результатов и направлений деятельности полномочного представителя Правительства России по делам молодежи, работавшего с февраля 1992 года. Исходной предпосылкой названных указов стала необходимость проведения целостной и эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации. Объективность формирования молодежной политики следовала из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе и такой социально-демографической группы, как молодежь. Кроме того, основное отличие государственной молодежной политики в Российской Федерации от общей (традиционной) социальной политики в отношении других социально незащищенных категорий населения состояло в том, что она не сводилась только к компенсаторным и распределительным механизмам. Российская молодежная политика должна была содержать активный инновационный и производительный аспекты, опирающиеся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения, что позволило бы рассматривать молодежную политику как часть общей политики экономического и социального развития общества.
Процесс создания исполнительных структур (комитетов, управлений, отделов) по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик Российской Федерации начался постепенно (еще с весны 1990 г.) после формирования постоянных молодежных комиссий в Советах народных депутатов всех уровней. В 1993 г управления и комитеты по делам молодежи действовали на 79 территориях России.
Основные направления их деятельности заключались в решении проблем занятости молодежи (в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих), включении молодежи в производительные формы деятельности (предпринимательство и фермерство), формировании системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью, профилактике преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних, поддержке социально значимых программ молодежных и детских организаций, участии в организации досуга и летнею отдыха детей и подростков.
В России были приняты многочисленные постановления и распоряжения центральных и местных органов власти, касающиеся подрастающего поколения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» и в целях дальнейшего развития государственной молодежной политики, направленной на «создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив», Правительство России постановило утвердить Федеральную программу «Молодежь России 1998-2000 годы», которая получила затем статус президентской. Отдельные целевые подпрограммы и мероприятия были признаны впоследствии Государственной Думой нецелесообразными для реализации.
Федеральная программа «Молодежь России 1998-2000 годы» включала в себя множество направлений молодежной политики, за которые было ответственно государство в центре и на местах (в регионах - субъектах Федерации).
Основной целью программы являлось дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В этой связи предусматривалось решение следующих основных задач: