Государственная Молодежная Политика и её реализация в субъектах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие государственной молодежной политики 5
1.1.Государственная молодежная политика как социальное явление 5
2.Особенности регулирования государственной молодежной политики в РФ 11
2.1.Формы государственной поддержки детских и молодежных организаций 11
2.2.Нормативно-правовые акты, регулирующие государственную молодежную политику 14
2.3.Перспективы, направления и рекомендации в государственной молодежной политике на современном этапе развития 22
Заключение 32
Список литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ВВС.docx

— 60.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Государственное федеральное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

 

Факультет гуманитарный

Специальность «Государственное

и муниципальное управление»

Кафедра государственного управления

и истории

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Введение в специальность

НА ТЕМУ

Государственная Молодежная Политика и её реализация в субъектах Российской Федерации

 

Выполнил:

Студент факультета гуманитарного факультета группы ГМУ-13-3б

Маркина Екатерина Владимировна

Подпись (___________)

Проверил:

Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и истории

Кучева Анастасия Викторовна

Оценка_____________

Подпись(___________)

 

 

 

 

Пермь 2013 г.

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                                                                       3

1.Понятие государственной молодежной политики                                                                                         5

1.1.Государственная молодежная политика как социальное явление                                                        5

2.Особенности регулирования государственной молодежной политики в РФ                                       11

2.1.Формы государственной поддержки детских и молодежных организаций                                     11

2.2.Нормативно-правовые акты, регулирующие государственную молодежную политику               14

2.3.Перспективы, направления и рекомендации в государственной молодежной политике на современном этапе развития                                                                                                                                22

Заключение                                                                                                                                                                32

Список литературы                                                                                                                                                   35

Введение

 

 

Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.

Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.

При подходе к рассмотрению молодежи как особой категории, являющейся стратегическим ресурсом государства, необходимо определить приоритетным направлением государства осуществление особой правовой политики в отношении молодежи, реализация которой должна послужить возрождению современной России.

Когда речь идет о молодежной политике, то имеется ввиду отношение общества и государства, различных классов, групп и слоев населения, социальных институтов к молодежи как к самостоятельной демографической группе, а также самой молодежи к другим группам населения, социальным институтам и ценностям общества в целом. Сфера этих сложных противоречивых и многократно опосредованных отношений определяет общественный статус молодежи, а вместе с ним - социально-экономическое, правовое, политическое положение, определенный уровень и образ жизни, в конечном итоге - качество жизни, а в перспективе - контуры и качественные параметры экономически активного населения.

Следовательно, в настоящее время назрела острая необходимость в пристальном внимании к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем, что связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования политической и правовой культуры молодежи с целью трансформации ее активности в социально полезном направлении.

Предметом исследования являются юридические механизмы реализации российской государственной молодежной политики на современном этапе.

В соответствии с этим целью исследования является правовой анализ российской государственной молодежной политики и разработка предложений по совершенствованию законодательства.

Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:

  1. проанализировать систему государственной молодежной политики в аспекте ее эффективности;
  2. выявить основные модели управления молодежной политикой в Российской Федерации;
  3. сформулировать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы в области государственной молодежной политики. В работе рассмотрены исторические аспекты становления молодежной политики, участие государства в жизни молодежи, а также международная практика молодежной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие государственной молодежной политики

 

 

    1. Государственная молодежная политика как социальное явление

 

 

В греческом языке «politike» означает искусство управления государством, т.е. определенный способ осуществления целей государства внутри и вне его территории. В широком смысле слова «политика» - это система (сфера) отношений в обществе между классами, группами, слоями населения, а также социальными институтами - представителями (юридическими и физическими лицами) этих социальных общностей.  Данные сложные отношения, опосредуемые государством, определенные коренными (экономическими, социальными, правовыми, национальными, культурологическими и др.) интересами и тесно связаны с социальным статусом той или иной общности, а вместе с социальным статусом и определением ее качеством жизни.

Необходимо определить понятия молодежи и молодежной политики, для чего обратимся к работам известных отечественных и зарубежных социологов среди которых, распространена точка зрения, согласно которой молодежная политика рассматривается в рамках социальной политики. Так, по мнению, Холостовой Е.И., наиболее распространенным является подход, согласно которому «социальная политика» рассматривается как общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество

Согласно В.Т. Лисовскому молодежь - представляет собой поколение, проходящее стадию социализации, усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых к выполнению социальных ролей. 

В.Б. Голофай, считая, что молодым можно назвать такого человека, основной социальной функцией которого является подготовка к статусу взрослого члена общества.

 Молодежь понимается как  социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупных  возрастных характеристик, особенностей  социального положения, социально-психологических  свойств, закономерностей социализации  и воспитания.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2006г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 35 млн. человек, или 23,4%.

Однако, падение рождаемости и снижение доли 10-14 летних в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того чтобы оказать помощь молодежи необходимо, прежде всего, определить какими средствами и приемами государство может воздействовать на разрешение кризиса в сфере молодежи, а поэтому обратимся к определению, что же такое государственная молодежная политика.

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив Государственная молодежная политика в Российской Федерации.

Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому человеку стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:

  1. значительной безработицы среди молодежи (в 1996 г. - 35,5 % от зарегистрированных безработных).
  2. криминализации молодежной среды (50 % общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди от 14 до 30 лет).
  3. ограниченности средств федерального бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики.

Государственная молодежная политика осуществляется: государственными органами и их должностными лицами; молодежными объединениями, их ассоциациями; молодыми гражданами.

Система формирования и реализации государственной молодежной политики включает:

  1. специальное законодательство о государственной молодежной политике;
  2. государственное регулирование молодежной политики;
  3. плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном. Направлена государственная молодёжная политика в первую очередь на создание для молодежи благоприятных условий для производственной деятельности, позволяющей реализовывать ее трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального питания, жилищно-бытового устройства, обучения и др. Вместе с тем требуются субсидии (государственные, общественных организаций, фондов) для помощи наименее защищенным группам молодежи (инвалидам, сиротам).

Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих принципах:

  1. Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики.
  2. Привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом.
  3. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.
  4. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профподготовке, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Целями государственной молодежной политики являются:

  1. Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи.
  2. Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста.
  3. Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
  4. Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.
  5. Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития молодежи и всего общества.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления РФ. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение в сфере гарантий труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских учреждений; содействие международным молодежным обменам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности регулирования государственной молодежной политики в Российской Федерации

 

 

    1. Формы государственной поддержки детских и молодежных организаций

 

 

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика. Далее, мы рассмотрим основные направления и формы государственной поддержки молодежных и детских объединений.


В первую очередь, необходимо информационное обеспечение молодежных и детских объединений, для этого Федеральные органы исполнительной власти обязаны информировать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики, а также по запросам молодежных и детских объединений организовывать подготовку и переподготовку кадров этих объединений в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели. Кроме того, участие органов юстиции Российской Федерации сводится к осуществлению информирования и государственной регистрацию общероссийских и международных молодежных и детских объединений 

Во-вторых, государственная поддержка молодежным и детским объединениям выражается в предоставлении налоговых льгот, а также возможности пользоваться имуществом, находящимся в государственной собственности и возмещении государством расходов, связанных с безвозмездным либо на льготных условиях предоставлением в пользование молодежным и детским объединениям зданий, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на государственную поддержку молодежных и детских объединений. В-третьих, Федеральные органы исполнительной власти могут привлекать молодежные и детские объединения к выполнению государственного заказа на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов и программ по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики.

Для гарантии своевременной реализации федеральных и межрегиональных программ государственной поддержки молодежных и детских объединений, разрабатываются они Федеральными органами исполнительной власти с учетом предложений молодежных и детских объединений. Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. Решение о государственной поддержке проектов и программ молодежных и детских объединений принимается федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики по результатам конкурса, в соответствии с которым конкурсный проект или программа молодежного или детского объединения должен отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации данного проекта или программы, финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности этого объединения по реализации проекта. В некоторых случаях Федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики оказывает помощь молодежным и детским объединениям в надлежащем оформлении их проектов и программ и проведении расчетов. Объем средств для вышеуказанных проектов и программ выделяется Федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики из средств федерального бюджета в форме бюджетных ассигнований, а также из средств внебюджетных фондов Российской Федерации, в срок, не превышающий трех месяцев после принятия положительного решения по данному проекту и программе. Федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться целевой порядок использования указанных средств.

Если, конкурсные проекты и программы молодежных и детских объединений получили одобрение то они могут финансироваться в полном объеме, конечно, при условии решения федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодежной о том, что привлечение иных финансовых средств невозможно. Также, одним из направлений государственной молодежной политики по поддержке детских и молодежных организаций, включенным в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой является выделение субсидий молодежным и детским объединениям один раз в год. Критерием выделения объема субсидий считается пропорциональность числу членов детских и молодежных организаций, с учетом итогов их деятельности в предыдущем году и приоритетности, планируемых для реализации проектов и программ и соответственно, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

 

    1. Нормативно-правовые акты, регулирующие государственную молодежную политику

 

 

Рассмотрим законодательное положение государственной молодежной политики в современной России. Нынешнее российское законотворчество по молодежи находится в стадии становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся формирования и реализации государственной молодежной политики в России и в субъектах Федерации. Молодежная политика в стране последние семь лет осуществлялась на единой концептуальной базе - документе «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Специальным Указом Президента России в 1992 г. молодежная политика провозглашена «приоритетной социально-экономической политикой государства». Указом Президента 16 сентября 1992 г образован Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, ставший преемником результатов и направлений деятельности полномочного представителя Правительства России по делам молодежи, работавшего с февраля 1992 года. Исходной предпосылкой названных указов стала необходимость проведения целостной и эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации. Объективность формирования молодежной политики следовала из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе и такой социально-демографической группы, как молодежь. Кроме того, основное отличие государственной молодежной политики в Российской Федерации от общей (традиционной) социальной политики в отношении других социально незащищенных категорий населения состояло в том, что она не сводилась только к компенсаторным и распределительным механизмам. Российская молодежная политика должна была содержать активный инновационный и производительный аспекты, опирающиеся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения, что позволило бы рассматривать молодежную политику как часть общей политики экономического и социального развития общества.

Процесс создания исполнительных структур (комитетов, управлений, отделов) по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик Российской Федерации начался постепенно (еще с весны 1990 г.) после формирования постоянных молодежных комиссий в Советах народных депутатов всех уровней. В 1993 г управления и комитеты по делам молодежи действовали на 79 территориях России.

Основные направления их деятельности заключались в решении проблем занятости молодежи (в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих), включении молодежи в производительные формы деятельности (предпринимательство и фермерство), формировании системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью, профилактике преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних, поддержке социально значимых программ молодежных и детских организаций, участии в организации досуга и летнею отдыха детей и подростков.

В России были приняты многочисленные постановления и распоряжения центральных и местных органов власти, касающиеся подрастающего поколения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» и в целях дальнейшего развития государственной молодежной политики, направленной на «создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив», Правительство России постановило утвердить Федеральную программу «Молодежь России 1998-2000 годы», которая получила затем статус президентской. Отдельные целевые подпрограммы и мероприятия были признаны впоследствии Государственной Думой нецелесообразными для реализации.

Федеральная программа «Молодежь России 1998-2000 годы» включала в себя множество направлений молодежной политики, за которые было ответственно государство в центре и на местах (в регионах - субъектах Федерации).

Основной целью программы являлось дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

В этой связи предусматривалось решение следующих основных задач:

  1. формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
  2. формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;
  3. дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;
  4. поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;
  5. формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.

Информация о работе Государственная Молодежная Политика и её реализация в субъектах Российской Федерации