Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:50, контрольная работа
Актуальность выбранной темы связана с таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и др.Одной из важнейших отличительных особенностей государства является наличие у него и территорий, его составляющих, символов - герба, флага, гимна, отражающих в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции и другие особенности государства и проживающих на его территории народов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения герба и первых печатей Советской России……………………………………………………………………………...5
Происхождение гербов и печатей…………………………………………5
2.2. Составные части герба………………………………………………….......10
Глава 2. История государственной печати и герба …………………………...13
Рождение советского герба………………………………………………13
2.2. Особенности герба и печати Советской России…………………………18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26
Нашлемник - фигура, помещенная
над шлемом. Это разнообразные
украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником
в обязательномпо-рядке
Намёт - матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт испол-нялся в цветах герба.
Мантия - стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхожде-ние от древнерусских князей.
Щитодержатели - фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателейиме-ло лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изоб-ражались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российскойгераль-дике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).
Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, распо-ложенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российскойгераль-дике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.
Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства, а также верное государю. Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите.
Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодательство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения орденов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подвешивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выглядывающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их держали щитодержатели.
Сен - шатер, помещенный над мантией только государственного герба.
Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб[4, с. 125].
Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчуж-ной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п.
Глава 2. История государственной печати и герба
Геральдическое искусство
оказалось не чуждым и социалистическому
строю. Уже в первые месяцы жизни
советского государства появился проект
отличительного знака нового общества
– Государственного герба Российской
Социалистической Федеративной Советской
Республики. Основу его составила
выразительная эмблема –
Внешняя простота и безыскусность
гербовой фигуры – серпа и молота
– не могли затушевать глубинного
смысла этого знака, который не случайно
до сих пор остается в арсенале
международной социалистической символики.
«Это не знак, а огромная социально-историческая
сила, идущая очень далеко, вплоть до
мировой революции», – писал о
композиции «Серп и Молот» известнейший
философ Алексей Федорович
Вопрос о возникновении главной советской гербовой эмблемы неоднократно поднимался на страницах советской печати. В основном внимание акцентировалось на личной заинтересованности В. И. Ленина в формировании символики социалистического государства, а вопрос об авторстве первого советского герба оставался открытым.
Имеются данные об участии в разработке новой государственной символики Отдела изобразительных искусств (ИЗО) Народного комиссариата просвещения. Отдел ИЗО, помимо охраны художественных произведений советской России, курировал и деятельность художников, привлекая их к созданию массовых агитационных средств. Здесь разрабатывались, в частности, условия конкурсов на лучший проект герба, печати и другой пролетарской символики. К весне 1918 года художниками были представлены и уже использовались на практике более 20 эмблем революционной направленности: пламя, факел, разбитые цепи, плуг, лукошко, рукопожатие, восходящее солнце, пучки колосьев, летящий паровоз и т. п. Среди первых советских эмблем можно назвать и знак Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) – красную пятилучевую звезду, в центре которой изображались плуг и молот[2, с. 128].
Предполагают, что создатели знака, чьи имена неизвестны, обратились к культурному наследию прошлого, поскольку в первых газетных сообщениях и в официальных приказах красноармейская эмблема была названа «марсовой звездой». Такое название звезда получила не только потому, что Марс был древнеримским богом войны, но и потому, что планета Марс была красного цвета. Художественное становление сначала сугубо военной, а затем общегосударственной эмблемы, которую нередко можно встретить в гербах советских городов, происходило в течение нескольких лет. Первоначально звезда рисовалась с округлыми лучами, и края лучей слегка выгибались наружу. Пятиконечная звезда нередко изображалась лучом вниз. Лишь в 1922 году звезда обрела прямые лучи и строгую форму с верхним лучом, с серпом и молотом посередине.
В начале 1918 года появились
и проекты государственных
Конкурс на лучший проект герба и печати, по-видимому, оказался не очень удачным, так как в целом ни один проект не был одобрен Отделом ИЗО. Художники не могли выйти за пределы прежнего геральдического мышления, коренным образом изменить существовавшие геральдические образы. Они могли их лишь подновить в соответствии со своим пониманием природы новой власти.
После неудачи с конкурсом
на лучший проект советских печати
и герба ставка была сделана на
индивидуальный выбор художника, разделявшего
идейные взгляды большевиков. Им
стал известный художник-график и
живописец с мировым именем Сергей
Васильевич Чехонин (1878–1936). Близко знавший
его нарком просвещения Анатолий
Васильевич Луначарский говорил, что
художник входил в группу, которая
являлась «опорой для нашей деятельности
в области искусства». Об этом свидетельствовало
многое: общение Чехонина с Ларисой
Михайловной Рейснер, членом коллегии
ИЗО, и ее отцом, профессором права
Михаилом Александровичем Рейснером,
работавшим над проектом первой Конституции
РСФСР, деятельность самого Чехонина в
качестве художественного руководителя
Государственного фарфорового завода
и члена коллегии ИЗО Наркомпроса,
его связи с братьями Лукомскими,
самыми признанными геральдистами
начала ХХ века, наконец творчество
самого Чехонина в области советской
графики, его агитационный фарфор и
отзывы современников о художнике
как о человеке, прекрасно знакомым
с геральдическим искусством («гербовщик
родовой плутократии и
В списке графических работ С. В. Чехонина, относящихся к 1918 году, названы проект народного герба, проект печати Совнаркома, проекты почтовых марок. А его рисунки свидетельствуют, что «Серп и Молот» – одна из излюбленных эмблем художника. С ней он не расстается и расписывая фарфор. Такие знаменитые тарелки, как «Синий герб» (1918), «Красная лента», «Ку-бистическая с молотом» (1919), блюдо «РСФСР» (1922), несут тончайше выписанную художником эмблему «Серп и Молот».
Известно также, что по поводу геральдической грамотности первых советских эмблем С. В. Чехонин консультировался с Владиславом КрескентьевичемЛукомским (1882–1946) – виднейшим русским специалистом по отечественным гербам.
Интерпретаторов же чехонинского
творчества и стиля было очень
много не только в Петербурге, но
и в Москве, куда в марте 1918 года
переехало советское
Среди историков советского искусства первых послереволюционных лет, занимающихся геральдикой и эмблематикой, существуют мнения, что серп и молот как главные символы новой рабоче-крестьянской власти не были творением какого-то одного художника. Они явились плодом творчества многих графиков, живописцев и ваятелей и даже, по выражению уже цитировавшегося здесь А. Ф. Лосева, «автором этого символа была тогдашняя советская действительность в целом, или, лучше сказать, народ в целом».
Более того, изображение
серпа и молота появилось еще
в 1917 году на знаменах Февральской революции.
Многие знамена периода февраля
– октября 1917 года, несущие демократические
лозунги типа «Да здравствует
свобода!», «Да здравствует
Постепенно многофигурные композиции заменялись более простыми, легко и быстро воспроизводимыми. От фигур оставались лишь их революционные элементы: факел, молоток, серп, штык и т. д. Иногда они использовались в комплексе, т. е. молоток объединялся с серпом, штыком или винтовкой. Применительно к геральдике подобная замена целого изображения или фигуры только характерными атрибутами выглядит вполне научно и закономерно, ведь в композиции присутствуют и эмблемность, и стилизация, и символичность.
Первое из известных пока появлений эмблемы «Серп и Молот» зафиксировано 18 апреля (1 мая нового стиля) 1917 года. Она помещена на трех хоругвях, украшавших подъезд Мариинского дворца на Исаакиевской площади в Петрограде. Примерно в то же самое время серп и молот со штыком или ружьем украшают знамена, отправлявшиеся из Петрограда русским солдатам, воюющим на немецком и румынском фронтах.
Знаменное творчество охватило в 1917 году самые широкие слои населения: вместе с символами профессионального труда – шестеренкой, пшеничным снопом, якорями и т. д. – на знаменах помещались трубящие архангелы, пальмовые и лавровые ветви, летящие к солнцу птицы. Все эти образы, олицетворявшие новое общество, пришли из прежнейэмблематики так же, как в социалистическое художественное творчество пришла демократическая эмблема соединенных серпа и молота.
Исключительная знаковость
и идейная выразительность
В первой Конституции РСФСР (раздел 6, глава 17-я), принятой в 1918 году, значилось: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписями: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»[4, с. 134].
Довольно неконкретное описание
(отсутствие указаний на гербовый щит
и пр.) давало волю фантазии интерпретаторов.
Но вольности в изображении
Обложка брошюры с текстом первой Советской Конституции тоже является ярким примером графической неустойчивости основного государственного символа: восходящее солнце отсутствует, использованы не упоминавшиеся в конституционной статье о гербе элементы: фасции (пучки прутьев с воткнутым в их середину топором), венок, окружающий круглый щит с эмблемой, чаша с факелом и т. д.
В течение нескольких лет проводилась художественная доработка первого советского герба, а дискуссии помогали выбору оптимального варианта как герба, так и флага. Упоминавшийся уже К. И. Дунин-Борковский выступал «против» надписи в гербовом щите, отмечая, что помещенная в нем эмблема вполне наглядна и образна, однако «с теоретической стороны этот герб разработан не совсем удачно, если принять во внимание сущность всякого герба, т. е. эмблематичность и графическую наглядность. Если герб – символ, то он прежде всего не нуждается ни в каких надписях и пояснениях.
Информация о работе Государственная печать и герб советской России