Государственная политика социально-экономического развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы определяется тем, что рыночные реформы обозначили острую потребность в изучении всеми участниками рыночных отношений механизмов функционирования естественных монополий и их взаимодействия с субъектами товарных рынков.
Становясь объектом товарно-денежных отношений, предприятия должны сформировать такую систему экономических отношений, которая обеспечила бы их конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке, чему препятствует деятельность монополий. Проблемы, имеющие отношение к монополиям, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их положения в системе рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

Как правило, используются заранее выбранные схемы установления цен:

- метод  предельных издержек. Он заключается  в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая  монополистом цена равнялась  его предельным издержкам. Тем  самым обеспечивается эффективный  с народнохозяйственной точки  зрения объем производства и  потребления продукции естественной  монополии, что часто ведет к  убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.

- метод  средних издержек состоит в  том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена равна средним  издержкам). Этот метод может дать  результат, при котором продукта  будет производиться слишком  мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом, и, с другой стороны, не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.

- метод  установления потолка цен обычно  приводит к дефициту продукции.

- субсидирование  естественных монополий. Многие  страны с рыночной экономикой  в умеренной степени используют  этот метод, придерживаясь варианта  предельных издержек. Суть практики  перекрестного субсидирования состоит  в том, что одни потребители  продукции естественной монополии  получают ее, но по более низким  ценам за счет других, на которых  фактически возлагается дополнительное  бремя. В наиболее тяжком положении  оказались промышленные предприятия, которые фактически субсидируют  льготные тарифы для населения.

Недостатки подобной практики заключаются в существенном ограничении потенциала развития и конкурентоспособности российской промышленности; в противоречии экономической логике (себестоимость продукта естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей); возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики.

Неудивительно, что социальная эффективность этого своеобразного налога на промышленных потребителей крайне низка: дотация распределяется не по нуждаемости, а по объему потребления услуги. Это означает, что наиболее благополучные слои населения получают больше, чем наименее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь.

Однако не существует наилучшей для всех условий схемы, которая обеспечивала бы безотказную реализацию целей общества, — производства необходимого объема продукции с минимальными издержками. Как правило, эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования.

2. Определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление  минимального уровня их обеспечения  в случае невозможности удовлетворения  в полном объеме потребностей  в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Необходимость его применения  прямо детерминирована природой  естественных монополий. Производимые  в них товары нередко объективно  ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Также органы регулирования естественных монополий принимают решения об изменении или о прекращении регулирования в отношении конкретных субъектов естественных монополий, если отпадают установленные для этого основания, например, если открылась возможность для развития конкуренции на рынке соответствующих товаров. И подобно тому, как принятие решения о введении регулирования служит основанием для включения субъекта естественной монополии в реестр, так на основе решения о прекращении регулирования он из реестра исключается.

Вопросы, касающиеся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов. Далее, орган регулирования естественной монополии вправе применить только те методы регулирования, которые предусмотрены Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными федеральными законами.

Решение принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии с учетом стимулирующей роли методов регулирования. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

- издержки  производства (реализации) товаров, в  том числе заработная плата, стоимость  сырья и материалов, накладные  расходы;

- налоги  и другие платежи;

- стоимость  основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых  для их воспроизводства, и амортизационные  отчисления;

- прогнозируемая  прибыль от возможной реализации  товаров по различным ценам (тарифам);

- удаленность  различных групп потребителей  от места производства товаров;

- соответствие  качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

- государственные  дотации и другие меры государственной  поддержки.

Орган регулирования естественной монополии, при принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии, обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.

Основной метод регулирования деятельности субъектов естественной монополии - установление цены (тарифов) или их предельного уровня. Поэтому особенно значима та информация, которая раскрывает состав издержек производства, являющихся главным фактором формирования цены товара. Целесообразно при этом учитывать не только сложившуюся структуру и стоимость издержек производства, но и предусматривать их динамику в будущем, изменение цен на отдельные компоненты издержек (стоимость сырья и т. п.). Занижение издержек, а значит и цены, неизбежно сделает производство товаров убыточным.

Еще одна функция органов регулирования естественных монополий - внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства о естественных монополиях. Выработанные рекомендации по улучшению действующего законодательства органы регулирования естественных монополий направляют Правительству РФ. Такую же функцию, но только по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства, выполнял прежний Государственный антимонопольный комитет РФ.

Принятие решения о применении методов контроля и регулирования, а, следовательно, и о включении в реестр есть результат большой подготовительной работы. Ошибки здесь должны быть полностью исключены, так как они неизбежно вызовут противозаконные ограничения деятельности хозяйствующего субъекта, вовсе не относящегося к естественным монополиям.

Во избежание ошибок и их негативных последствий важно соблюдение установленных процедур рассмотрения вопросов введения, изменения или прекращения регулирования субъекта естественной монополии. Субъект естественной монополии должен быть уведомлен о дате рассмотрения заранее соответствующим органом регулирования естественной монополии. При рассмотрении органом регулирования естественной монополии вопросов введения, изменения или прекращения регулирования субъекта естественной монополии вправе присутствовать представитель данного субъекта естественной монополии. А также приглашаются принять участие в рассмотрения вопроса те лица, которые внесли предложение о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.

Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.

В пределах предоставленной компетенции органы регулирования естественных монополий осуществляют функцию контроля за соблюдением Федерального закона «О естественных монополиях». В остальной части деятельность субъектов естественных монополий подконтрольна федеральным антимонопольным органам.

Если субъект естественной монополии имеет долю на рынке товара более 35%, то он, помимо реестра, который ведет на него орган регулирования естественных монополий, включается еще и соответствующий реестр хозяйствующих субъектов, находящийся у федеральных антимонопольных органов. Таким образом, субъект естественной монополии может числиться одновременно в обоих реестрах.

Федеральные антимонопольные органы самостоятельно принимают также решения о наложении штрафов и административных изысканий на субъектов естественных монополий за допущенные ими нарушения антимонопольного законодательства. Исключение составляет принятие решений о наложении штрафов и административных взысканий за нарушения установленного порядка ценообразования на товары естественных монополистов. В случае, если антимонопольные органы при проверке ценообразования на товары естественных монополий выявят применение необоснованных цен, не установленных федеральными и региональными органами по регулированию деятельности субъектов естественных монополий, они сообщают о них соответствующему органу регулирования естественных монополий. Органу регулирования естественных монополий, в свою очередь, целесообразно информировать федеральные антимонопольные органы о выявленных им или ставших ему известными нарушениях антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий, реагирование на которые входит в компетенцию этих органов.

Реализация контрольных полномочий открывает для органов регулирования естественных монополий большие возможности вносить плодотворный вклад в реформирование экономики, повышение эффективности функционирования естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий имеют право:

- направлять  субъектам естественных монополий  обязательные для исполнения  предписания о прекращении нарушений  Федерального закона «О естественных  монополиях», в том числе об  устранении их последствий, о  заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры  изменении, о перечислении в федеральный  бюджет прибыли, полученной ими  в результате действий, нарушающих  настоящий Федеральный закон;

- направлять  органам исполнительной власти  и органам местного самоуправления  обязательные для исполнения  предписания об отмене или  об изменении принятых ими  актов, не соответствующих указанному  Федеральному закону, и (или) о прекращении  его нарушений;

- принимать  решения о наложении штрафа  на субъект естественной монополии;

- привлекать  к административной ответственности  в виде предупреждения или  штрафа руководителей субъектов  естественных монополий, должностных  лиц органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных этим Федеральным законом;

- обращаться  в суд с иском, а также участвовать  в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или  с нарушением Федерального закона  «О естественных монополиях»;

- осуществлять  иные полномочия, установленные  федеральными законами.

Основаниями для рассмотрения дел, связанных с подконтрольными органам регулирования действиями (сделками), служат заявления хозяйствующих субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, представления органов исполнительной власти, органон местного самоуправления и прокуратуры. Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных, имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях».

Для органов регулирования естественных монополий установлены определенные гарантии исполнения возложенных на них функций. Органы исполнительной власти по регулированию естественных могут быть ликвидированы лишь в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий. Сообщения о ликвидации органов регулирования естественных монополий и об основаниях для принятия такого решения публикуются в средствах массовой информации. Работники органов регулирования естественных монополий имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий. По требованию органов регулирования естественных монополий субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию. Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии, разглашению не подлежат.

Информация о работе Государственная политика социально-экономического развития России