АО бывают двух видов:
открытые и закрытые.
В ОАО его участники могут отчуждать
принадлежащие им акции без согласия других
акционеров. Только такое АО вправе проводить
открытую подписку на выпускаемые им акции
и их свободную продажу.
Акции ЗАО распределяются
только среди его учредителей
или иного заранее определенного
круга лиц. Акционеры ЗАО могут
без согласия других акционеров
продать принадлежащие им акции.
продать принадлежащие им акции. Однако
акционеры имеют преимущественное право
приобретения акций, продаваемых другими
акционерами этого общества.
В отличие от хозяйственных товариществ
и общества государственные и муниципальные
унитарные предприятия не наделены правом
собственности на закрепленное за ними
собственником имущество (п. 1, ст. 113 ГК
РФ). Имущество унитарного предприятия
является неделимым и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям). Имущество государственного
и муниципального унитарного предприятия
принадлежит самому предприятию на таких
вещных правах, как право хозяйственного
ведения и право оперативного управления.
Предприятиям, основанным на праве хозяйственного
ведения, предоставлены более широкие
права по распоряжению закрепленным за
ними имуществом по сравнению с казенными
предприятиями, основанными на праве оперативного
управления. Казенное предприятие вправе
отчуждать или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом лишь с
согласия собственника этого имущества.
Последней организационно-правовой
формой коммерческих организаций
является производственный кооператив
(артель), под которым понимается
добровольное объединение граждан
на основе членства для совместной
производственной или иной хозяйственной
деятельности, основанной на их личном
трудовом и ином участии и объединении
его членами имущественных паевых взносов
(п. 1, ст. 107 ГК РФ). Члены производственного
кооператива несут по его обязательствам
субсидиарную ответственность. Вопросы
правового статуса данной коммерческой
организации конкретизированы в Федеральном
законе от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной
кооперации» и в Федеральном законе от
8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах».
Потребительские кооперативы
представляют собой добровольные объединения
граждан и юридических лиц на основе членства
и, в отличие от производственных кооперативов,
преследуют не цель извлечения прибыли,
а удовлетворение материальных и иных
потребностей участников (п. 1, ст. 116 ГК
РФ). Это достигается путем объединения
членами кооператива имущественных паевых
взносов. При необходимости члены потребительского
кооператива покрывают образовавшиеся
убытки путем дополнительных взносов.
Для общественных и религиозных
организаций (объединений) характерно
то, что их участники (члены)
не сохраняют прав на переданное
ими этим организациям в собственность
имущество, в том числе на
членские взносы. Они не отвечают по
обязательствам общественных и религиозных
организаций, в которых участвуют в качестве
их членов, а указанные организации не
отвечают по обязательствам своих членов.
Фондом в соответствии
со ст. 118 ГК РФ признается не
имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная гражданами
и (или) юридическими лицами
на основе добровольных имущественных
взносов, преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные
или иные общественные полезные
цели. В отличие от других некоммерческих
организаций фонд вправе заниматься предпринимательской
деятельностью, необходимой для достижения
общественно полезных целей, ради которых
создан фонд, и соответствующей этим целям.
Учреждением признается
некоммерческая организация, созданная
собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого
характера (ст. 120 ГК РФ). Учреждение
отвечает по своим обязательствам
находящимися в его распоряжении
денежными средствами. При их
недостаточности субсидиарную ответственность
по его обязательствам несет
собственник соответствующего имущества.
Коммерческая организация
в целях координации их предпринимательской
деятельности, а также представления
и защиты общих имущественных
интересов могут по договору
между собой создавать объединения
в форме ассоциаций или союзов.
Члены ассоциации (союза) несут
субсидиарную ответственность по
ее обязательствам в размере
и в порядке, предусмотренными
учредительными документами ассоциации.
2.2 Государственная
регистрация юридических лиц
Порядок государственной
регистрации юридических лиц
определен Федеральным законом
от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических
лиц».
Документы представляются
заявителем в налоговые органы
в соответствии с территориальной
принадлежностью адреса места
нахождения исполнительного органа
юридического лица, указанного учредителями
в заявлении о государственной
регистрации, лично или направляются
почтовым отравлением с объявленной
ценностью при его пересылке
и описью вложения.
Заявление, представляемое
в регистрирующий орган, удостоверяется
подписью уполномоченного лица (заявителя),
подлинность которой должна быть засвидетельствована
в нотариальном порядке. При этом заявитель
указывает свои паспортные данные или
в соответствии с законодательством Российской
Федерации данные иного удостоверяющего
личность документа и идентификационный
номер налогоплательщика (при его наличии).
Законом
определено, что уполномоченным
лицом (заявителем) могут быть
только физические лица. К ним
относятся:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
При государственной регистрации
создаваемого юридического лица
в регистрирующий орган представляются
следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление
о государственной регистрации
по форме, утвержденной Правительством
РФ. В заявлении подтверждается, что представленные
учредительные документы соответствуют
установленным законодательством РФ требованиям
к учредительным документам юридического
лица данной организационно-правовой
формы, что сведения, содержащиеся в этих
учредительных документах, иных представленных
для государственной регистрации документах,
заявлении о государственной регистрации,
достоверны, что при создании юридического
лица соблюден установленный для юридических
лиц данной организационно-правовой формы
порядок их учреждения, в том числе оплаты
уставного капитала (уставного фонда,
складочного капитала, паевых взносов)
на момент государственной регистрации,
и в установленных законом случаях согласованы
с соответствующими государственными
органами и (или) органами местного самоуправления
вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического
лица в виде протокола, договора или
иного документа в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
в) учредительные документы юридического
лица (подлинники или засвидетельствованные
в нотариальном порядке копии)
г) выписка из реестра иностранных
юридических лиц соответствующей
страны происхождения или иное равное
по юридической силе доказательство
юридического статуса иностранного
юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной
пошлины.
Процедура регистрации
отдельных категорий юридических
лиц, к которым относятся торгово-промышленные
палаты, общественные объединения
и религиозные организации, определяется
Порядком взаимодействия органов,
уполномоченных осуществлять государственную
регистрацию юридических лиц
с Минюстом России. В данном
случае документы представляются
в федеральный орган юстиции
или его территориальные органы,
чьим распоряжением утверждается
решение о государственной регистрации.
При этом регистрирующий орган
вносит в Единый государственный
реестр юридических лиц соответствующую
запись.
Аналогичный порядок
предусмотрен для кредитных учреждений,
государственную регистрацию которых
осуществляет Банк России или
его территориальные органы.
Государственная
регистрация юридических лиц
осуществляется в срок не более
чем пять рабочих дней со
дня представления документов
в регистрирующий орган.
Документом, подтверждающим
факт государственной регистрации,
является Свидетельство о внесении
записи в Единый государственный
реестр юридических лиц.
С 1 июля 2002 года установлен
единый размер оплаты (государственной
пошлины) - за государственную регистрацию
юридических лиц, в том числе
за государственную регистрацию
изменений, вносимых в учредительные
документы юридических лиц. Государственная
пошлина взимается в размере
2000 рублей.
Порядок регистрации юридического
лица:
- определение органов управления общества (состава участников), избрание исполнительного органа, определение места нахождения (выбор юридического адреса), выбор наименования, утверждение уставного капитала, распределение уставного капитала;
- определение видов деятельности юридического лица по классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД;
- подготовка устава;
- подготовка решения о создании юридического лица;
- подготовка договора об учреждении;
- открытие временного (накопительного) счета для внесения уставного капитала (в случае оплаты уставного капитала денежными средствами). На момент регистрации необходимо внести не менее 50% уставного капитала, оставшиеся 50% оплачиваются в течение года с момента регистрации. В случае внесения имущества в оплату уставного капитала, необходима оценка имущества. При внесении в уставный капитал имущества стоимостью менее 20000 руб. это имущество оценивается учредителем. Если за счет имущества формируется уставный капитал в размере, превышающем 20000 руб., то оценку этого имущества должен произвести независимый оценщик;
- подготовка заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (статья о заполнении новой формы Р11001);
- нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении Р11001;
- оплата государственной пошлины за регистрацию юридического лица. С 29 января 2010 года размер пошлины увеличен и составляет 4000 руб.;
- подача документов в регистрирующий орган (ИФНС № 46);
- получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- получение копии устава;
- получение информационного письма о присвоении кодов Госкомстата;
- изготовление печати юридического лица, регистрация печати (при необходимости);
- нотариальное удостоверение подписей на банковской карточке;
- открытие расчетного счета;
- уведомление территориальной ИФНС об открытии расчетного счета.
Настоящие Правила, разработанные
в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, Федеральными законами
"О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей"
(далее - Федеральный закон), "О внесении
изменений в законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования
процедур государственной регистрации
и постановки на учет юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей"
и "Об информации, информатизации и
защите информации", устанавливают:
- порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - государственный реестр), в том числе состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи государственного реестра, способы представления лицензирующим органом сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, органами государственных внебюджетных фондов - сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя, банками - сведений о банковских счетах юридического лица;
- порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений, в том числе форму, порядок и срок предоставления указанных сведений, а также размер платы за их предоставление, случаи и порядок бесплатного предоставления сведений, перечень государственных органов, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации, и состав этих сведений, порядок и сроки предоставления юридическому лицу сведений о нем.
Государственный реестр является
федеральным информационным ресурсом,
ведется Федеральной налоговой службой
и ее территориальными органами в соответствии
с настоящими Правилами.
Государственный реестр содержит:
- записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями; записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
- записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
- записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом;
- документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом и пунктом 5 настоящих Правил.