Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 17:19, реферат

Описание работы

Государственная служба является важнейшим инструментом для достижения целей государственной политики. Распад СССР и обретение бывшими союзными республиками политической самостоятельности привели к переосмыслению методов государственного управления и тем самым способствовали совершенствованию института государственной службы, его реформированию.

Файлы: 1 файл

Государственная служба является важнейшим инструментом для достижения целей государственной политики.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Государственная служба является важнейшим инструментом для достижения целей государственной политики. Распад СССР и обретение бывшими союзными республиками политической самостоятельности привели к переосмыслению методов государственного управления и тем самым способствовали совершенствованию института государственной службы, его реформированию.

Основными недостатками советской модели государственной службы в Казахстане, как и во всех бывших советских республиках, были полная политизация государственной службы, в частности наблюдалось подчинение профессиональных критериев политическим в отношении вопросов найма и продвижения по службе; отсутствие конкретного набора условий для занятости в секторе государственной службы, а также «механизация» работы государственной службы, то есть разделение между политическим развитием (в партийной администрации) и практической реализацией1.

Становление демократического, правового и социального государства невозможно без эффективного государственного аппарата, основой которого являются кадры государственной службы. Одной из приоритетных задач государственного строительства является профессиональная подготовка государственных служащих, способных обеспечить высокую эффективность, компетентность и безупречность работы государственных органов. В настоящее время в большинстве постсоветских республик, включая и Казахстан, административная реформа вступила в новую стадию развития. Ее меры направлены на совершенствование процессов государственного управления и улучшение качества предоставления государственных услуг, повышение уровня профессионализма, результативности деятельности государственного аппарата.

В Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 г. Президент РК подчеркивал: «Главной целью административной реформы должно стать повышение эффективности и результативности работы управленческого аппарата. Чтобы чиновники служили народу, как следует. Одним из ключевых элементов административной реформы должна стать новая кадровая политика в стране. Человеческий фактор становится определяющим на современном этапе развития. Необходимо разработать современные подходы, направленные на формирование в системе государственного управления профессионального ядра управленцев новой формации»2.

1 Верхайн Т. Развитие государственной службы и государственного управления в Центральной Азии // Реформа государственной службы: опыт переходных стран. Материалы «круглого стола» 16-17 ноября 2000 г. Астана: Агентство PK по делам государственной службы, 2002. С. 1; Copyright by the Regional Bureau for Europe and CIS of the United Nations Development Programme 1 UN Plaza, New York, 10017, USA.

Послание Президента Республики Казахстан H.A. Назарбаева народу Казахстана (Астана, 6 февраля 2008 г.) // Казахстанская правда. 2008. 7 февраля.

Потребности успешного развития Республики Казахстан, как и любого другого современного государства, требуют разработки новых подходов в управлении государством, адекватной подготовки и использования высококвалифицированных кадров на государственной службе. Именно они должны повысить доверие народа к чиновникам, обеспечить дальнейшее укрепление государственности, результативность реформ и необратимость социально-экономических преобразований. Реализация новых подходов к совершенствованию государственной службы должна осуществляться на основе казахстанского и зарубежного опыта, в том числе российского, с учетом исторических, культурных, национальных традиций и управленческой практики, а также современных тенденций мирового развития. Изменения в системе общественных отношений, новые задачи, стоящие перед государством, требуют системного научного мониторинга, теоретического осмысления и адекватной правовой регламентации. При этом правовая база должна не только отражать сегодняшнее состояние государственной службы, но и создавать необходимые условия для ее дальнейшего развития. Становится очевидным, что возникающее противоречие между устаревшими правовыми решениями и растущими потребностями правоприменительной практики сдерживает развитие общественных отношений, негативно сказывается на состоянии государственного управления, снижает эффективность административной реформы. В этой связи исследование процесса формирования и развития института государственной службы в Республике Казахстан представляется актуальным и одновременно отвечающим потребностям ускорения развития страны в целом.

 
 
 Государственная служба - это публичная, профессиональная, оплачиваемая из государственных средств деятельность лиц, замещающих должности в государственных органах, осуществляемая в установленном законом порядке посредством реализации должностных полномочий, прав и обязанностей и направленная на обеспечение выполнения задач и реачизации функций государства.

С учетом проделанного анализа применительно к казахстанскому законодательству можно предложить следующую классификацию видов государственной службы.

По социальному назначению и субъектному составу государственная служба разделяется на общую, или общегражданскую (служба в органах законодательной, исполнительной власти, аппарате судебной власти, Администрации Президента, других центральных государственных органах, органах местного государственного управления исамоуправления); специальную, или милитаризованную (служба в Вооруженных Силах, органах Министерства обороны, прокуратуры, Министерства внутренних дел, финансовой полиции, Комитета национальной безопасности, таможенных, налоговых органах и т.д.).

По территориальному уровню государственная служба осуществляется в центральных органах власти, в органах местного государственного управления и самоуправления.

В зависимости от места прохождения государственной службы последняя может быть разделена на внутреннюю (т.е. осуществляемую непосредственно на территории Республики Казахстан) и внешнюю (осуществляемую за пределами Республики Казахстан — в дипломатических и иных внешних представительствах).

В зависимости от принадлежности или непринадлежности органа государственной власти к конкретной ее ветви государственная служба может осуществляться в Администрации Президента; в Парламенте (органе законодательной власти); в органах исполнительной власти (включая центральные и местные); в орга-

нах судебной власти; в контрольно-надзорных органах; в органах местного самоуправления.

В зависимости от наличия признаков осуществления полномочий по формированию государственной политики выделяются политическая государственная служба и административная государственная служба.

По значимости осуществляемых функций и полномочий выделяются служба, осуществляемая в органах и на должностях, связанных с непосредственным осуществлением функций государства, как правило, обладающих конституционным статусом (в Правительстве); служба, осуществляемая во вспомогательных органах, призванных обеспечивать деятельность вышеуказанной группы органов (в Комитете по судебному администрированию при Верховном Суде).

По порядку наделения полномочиями следует разграничивать государственную службу, осуществляемую выборными должностными лицами (Президент, депутаты Парламента, судьи Верховного Суда); государственную службу, осуществляемую должностными лицами, назначаемыми в установленном законом порядке (члены Конституционного Совета, судьи, премьер-министр и члены Правительства); государственную службу, осуществляемую должностными лицами, назначенными на конкурсной основе (большинство административных госслужащих).

Важным составным элементом института государственной службы являются ее принципы. В юридической литературе этот вопрос тесно увязывается с принципами государственного управления — основополагающими, руководящими началами (положениями), выражающими социально-политическую сущность и наиболее характерные признаки построения и функционирования системы государственного аппарата и выступающими в качестве официальных ориентиров в управленческой практике.

Нередко принципы государственной службы рассматриваются как принципы кадровой политики — исходные начала, основные правила, установки, требования, имеющие объективную основу и отражающие социальные закономерности, традиции, условия подготовки, подбора и расстановки государственных служащих, определенные потребности в них общества и государства, либо как принципы кадровой службы — требования, соблюдение которых гарантирует функционирование института государственной службы в целом.

 
 
 В Казахстане государственная служба основывается на принципах, закрепленных в Законе Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. № 453-1 «О государственной службе». К ним относятся принципы законности, казахстанского патриотизма, единства системы государственной службы независимо от разделения государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную ветви; приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; добровольности поступления граждан на государственную службу; профессионализма и компетентности государственных служащих; равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы; обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов; подконтрольности и подотчетности государственных служащих; учета обществен-

ного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; правовой и социальной защищенности государственных служащих; поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности; личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий; непрерывности повышения квалификации государственных служащих.

 
 
 Конституционные принципы государственной службы выражают наиболее важные начала государственной службы и совпадают с принципами организации государства в целом. Это принципы законности, казахстанского патриотизма, приоритета прав, свобод и законных интересов граждан; демократизма, общедоступности государственной службы, подконтрольности и подотчетности государственных служащих, их ответственности за свою деятельность, обязательности исполнения решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для подчиненных органов и государственных служащих.

В действующем законодательстве РК о государственной службе не закреплен принцип демократизма. Он вытекает из демократического устройства страны и предполагает соответствие деятельности государственных служащих интересам граждан республики, общества и государства. Во-первых, это означает, что служащий обязан действовать не в своих, а в интересах государства и его граждан и при возникновении конфликтных ситуаций руководствоваться государственными, общественными интересами. Во-вторых, демократизм предполагает общедоступность государственной службы для всех граждан РК, равноправие граждан в их возможности занять вакантную должность в государственном органе.

В Законе РК «О государственной службе» эта конституционная норма получила развитие: государственная служба в Республики Казахстан основывается на принципе общедоступности: граждане имеют равное право на доступ к государственной службе и продвижения по ней в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении на государственную службу запрещаются прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности, языка, социального происхождения и по другим мотивам.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

 1. Турисбек А.З. Теоретико-прикладная модель государственной службы в Республике Казахстан. Монография. М.: Институт государства и права РАН -Институт «ЮрИнфоР-МГУ», 2012 (30,2 п.л.).Номер государственной регистрации электронного издания 0321200540.

 

 

2. Турисбек А.З. Примерный Кодекс государственной службы Республики Казахстан. Научно-практическое пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2012 (5,2 п.л.).

 

 

3. Турисбек А.З. Концепция совершенствования законодательства Республики Казахстан о государственной службе. Научно-практическое пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2012 (1,8 пл.).

 

 

4. Турисбек А.З. Проблемы теории и практики государственной службы в Республике Казахстан. Монография. М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2011 (24 п.л.).

 

 

5. Турисбек А.З. Предупреждение коррупции в системе государственной службы правовыми средствами: казахстанский опыт. Научно-практическое пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2011 (3,2 п.л.).

 
 


Информация о работе Государственная служба