Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 17:19, реферат
Государственная служба является важнейшим инструментом для достижения целей государственной политики. Распад СССР и обретение бывшими союзными республиками политической самостоятельности привели к переосмыслению методов государственного управления и тем самым способствовали совершенствованию института государственной службы, его реформированию.
Государственная служба является важнейшим инструментом для достижения целей государственной политики. Распад СССР и обретение бывшими союзными республиками политической самостоятельности привели к переосмыслению методов государственного управления и тем самым способствовали совершенствованию института государственной службы, его реформированию.
Основными недостатками советской модели государственной службы в Казахстане, как и во всех бывших советских республиках, были полная политизация государственной службы, в частности наблюдалось подчинение профессиональных критериев политическим в отношении вопросов найма и продвижения по службе; отсутствие конкретного набора условий для занятости в секторе государственной службы, а также «механизация» работы государственной службы, то есть разделение между политическим развитием (в партийной администрации) и практической реализацией1.
Становление демократического,
правового и социального государства
невозможно без эффективного государственного
аппарата, основой которого являются кадры
государственной службы. Одной из приоритетных
задач государственного строительства
является профессиональная подготовка
государственных служащих, способных
обеспечить высокую эффективность, компетентность
и безупречность работы государственных
органов. В настоящее время в большинстве
постсоветских республик, включая и Казахстан, административная
В Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 г. Президент РК подчеркивал: «Главной целью административной реформы должно стать повышение эффективности и результативности работы управленческого аппарата. Чтобы чиновники служили народу, как следует. Одним из ключевых элементов административной реформы должна стать новая кадровая политика в стране. Человеческий фактор становится определяющим на современном этапе развития. Необходимо разработать современные подходы, направленные на формирование в системе государственного управления профессионального ядра управленцев новой формации»2.
1 Верхайн Т. Развитие государственной службы и государственного управления в Центральной Азии // Реформа государственной службы: опыт переходных стран. Материалы «круглого стола» 16-17 ноября 2000 г. Астана: Агентство PK по делам государственной службы, 2002. С. 1; Copyright by the Regional Bureau for Europe and CIS of the United Nations Development Programme 1 UN Plaza, New York, 10017, USA.
Послание Президента Республики Казахстан H.A. Назарбаева народу Казахстана (Астана, 6 февраля 2008 г.) // Казахстанская правда. 2008. 7 февраля.
Потребности успешного развития
Республики Казахстан, как и любого другого
современного государства, требуют разработки
новых подходов в управлении государством,
адекватной подготовки и использования
высококвалифицированных кадров на государственной
службе. Именно они должны повысить доверие
народа к чиновникам, обеспечить дальнейшее
укрепление государственности, результативность
реформ и необратимость социально-экономических
преобразований. Реализация новых подходов
к совершенствованию государственной
службы должна осуществляться на основе
казахстанского и зарубежного опыта, в
том числе российского, с учетом исторических,
культурных, национальных традиций и управленческой
практики, а также современных тенденций
мирового развития. Изменения в системе
общественных отношений, новые задачи,
стоящие перед государством, требуют системного
научного мониторинга, теоретического
осмысления и адекватной правовой регламентации.
При этом правовая база должна не только
отражать сегодняшнее состояние государственной
службы, но и создавать необходимые условия
для ее дальнейшего развития. Становится
очевидным, что возникающее противоречие
между устаревшими правовыми решениями
и растущими потребностями
Государственная служба - это публичная,
профессиональная, оплачиваемая из государственных
средств деятельность лиц, замещающих
должности в государственных органах,
осуществляемая в установленном законом
порядке посредством реализации должностных
полномочий, прав и обязанностей и направленная
на обеспечение выполнения задач и реачизации
функций государства.
С учетом проделанного анализа применительно к казахстанскому законодательству можно предложить следующую классификацию видов государственной службы.
По социальному назначению и субъектному составу государственная служба разделяется на общую, или общегражданскую (служба в органах законодательной, исполнительной власти, аппарате судебной власти, Администрации Президента, других центральных государственных органах, органах местного государственного управления исамоуправления); специальную, или милитаризованную (служба в Вооруженных Силах, органах Министерства обороны, прокуратуры, Министерства внутренних дел, финансовой полиции, Комитета национальной безопасности, таможенных, налоговых органах и т.д.).
По территориальному уровню государственная служба осуществляется в центральных органах власти, в органах местного государственного управления и самоуправления.
В зависимости от места прохождения государственной службы последняя может быть разделена на внутреннюю (т.е. осуществляемую непосредственно на территории Республики Казахстан) и внешнюю (осуществляемую за пределами Республики Казахстан — в дипломатических и иных внешних представительствах).
В зависимости от принадлежности или непринадлежности органа государственной власти к конкретной ее ветви государственная служба может осуществляться в Администрации Президента; в Парламенте (органе законодательной власти); в органах исполнительной власти (включая центральные и местные); в орга-
нах судебной власти; в контрольно-надзорных органах; в органах местного самоуправления.
В зависимости от наличия признаков осуществления полномочий по формированию государственной политики выделяются политическая государственная служба и административная государственная служба.
По значимости осуществляемых
функций и полномочий выделяются служба,
осуществляемая в органах и на должностях,
связанных с непосредственным осуществлением
функций государства, как правило, обладающих конституционным
По порядку наделения полномочиями
следует разграничивать государственную
службу, осуществляемую выборными
Важным составным элементом института государственной службы являются ее принципы. В юридической литературе этот вопрос тесно увязывается с принципами государственного управления — основополагающими, руководящими началами (положениями), выражающими социально-политическую сущность и наиболее характерные признаки построения и функционирования системы государственного аппарата и выступающими в качестве официальных ориентиров в управленческой практике.
Нередко принципы государственной службы рассматриваются как принципы кадровой политики — исходные начала, основные правила, установки, требования, имеющие объективную основу и отражающие социальные закономерности, традиции, условия подготовки, подбора и расстановки государственных служащих, определенные потребности в них общества и государства, либо как принципы кадровой службы — требования, соблюдение которых гарантирует функционирование института государственной службы в целом.
В Казахстане государственная служба
основывается на принципах, закрепленных в
Законе Республики Казахстан от 23 июля
1999 г. № 453-1 «О государственной службе».
К ним относятся принципы законности, казахстанского
патриотизма, единства системы государственной
службы независимо от разделения государственной
власти назаконодательную, исполнительную
и судебную ветви; приоритета прав, свобод
и законных интересов граждан перед интересами
государства; общедоступности, то есть
равного права граждан республики на доступ
к государственной службе и продвижения
по государственной службе в соответствии
со способностями и профессиональной
подготовкой; добровольности поступления
граждан на государственную службу; профессионализма
и компетентности государственных служащих;
равной оплаты труда за выполнение равнозначной
работы; обязательности
ного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; правовой и социальной защищенности государственных служащих; поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности; личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий; непрерывности повышения квалификации государственных служащих.
Конституционные принципы государственной
службы выражают наиболее важные начала
государственной службы и совпадают с
принципами организации государства в
целом. Это принципы законности, казахстанского
патриотизма, приоритета прав, свобод
и законных интересов граждан; демократизма,
общедоступности государственной службы,
подконтрольности и подотчетности государственных
служащих, их ответственности за свою
деятельность, обязательности исполнения
решений вышестоящих государственных
органов и должностных лиц для подчиненных
органов и государственных служащих.
В действующем законодательстве РК о государственной службе не закреплен принцип демократизма. Он вытекает из демократического устройства страны и предполагает соответствие деятельности государственных служащих интересам граждан республики, общества и государства. Во-первых, это означает, что служащий обязан действовать не в своих, а в интересах государства и его граждан и при возникновении конфликтных ситуаций руководствоваться государственными, общественными интересами. Во-вторых, демократизм предполагает общедоступность государственной службы для всех граждан РК, равноправие граждан в их возможности занять вакантную должность в государственном органе.
В Законе РК «О государственной
службе» эта конституционная норма получила
развитие: государственная служба в Республики
Казахстан основывается на принципе общедоступности: граждане
Список использованной литературы
1. Турисбек А.З. Теоретико-прикладная модель государственной службы в Республике Казахстан. Монография. М.: Институт государства и права РАН -Институт «ЮрИнфоР-МГУ», 2012 (30,2 п.л.).Номер государственной регистрации электронного издания 0321200540.
2. Турисбек А.З. Примерный Кодекс государственной службы Республики Казахстан. Научно-практическое пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2012 (5,2 п.л.).
3. Турисбек А.З. Концепция совершенствования законодательства Республики Казахстан о государственной службе. Научно-практическое пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2012 (1,8 пл.).
4. Турисбек А.З. Проблемы теории и практики государственной службы в Республике Казахстан. Монография. М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2011 (24 п.л.).
5. Турисбек А.З. Предупреждение коррупции в системе государственной службы правовыми средствами: казахстанский опыт. Научно-практическое пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2011 (3,2 п.л.).