Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 11:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование государственной власти и форм ее осуществления.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и свойства государственной власти;
- охарактеризовать формы осуществления государственной власти;
- описать ныне существующие органы государственной власти, их сущность и властные полномочия в РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и свойства государственной власти. 5
1.1 Понятия государственной власти. 5
1.2 Признаки государственной власти. 7
1.3 Свойства государственной власти. 9
ГЛАВА 2 Формы и методы осуществления
государственной власти. 11
2.1 Формы осуществления государственной власти. 11
2.2 Методы осуществления государственной власти. 12
ГЛАВА 3 Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти, их сущность и властные полномочия. 17
3.1 Президент. 20
3.2 Законодательная власть. 22
3.3 Исполнительная власть. 25
3.4 Судебная власть. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список используемой литературы 29
Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Конституция РФ первой из российских конституций использовала понятие “судебная власть” (наименование главы 7), чтобы подчеркнуть ранее недооцененные роль и значение правосудия в жизни общества и государства. Главная задача постепенно реализуемой судебной реформы в РФ — утверждение судебной власти как самостоятельной и действующей независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в РФ не вправе вершить правосудие. Конституция и закон наделяют судей как носителей судебной власти особым правовым статусом (см. Конституционный статус судей). В соответствии с Конституцией РФ (статья 118, часть 2) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Каждое из них охватывает определенные виды дел, разбирательство по которым происходит в жестких рамках, установленных процессуальным законом процедур. Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ.
Гражданское и административное судопроизводство — это сфера так называемых общих судов и арбитражных судов; и те и другие образуют инстанционные соподчиненные системы, возглавляемые соответственно Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.
Уголовное судопроизводство осуществляется системой общих судов. Таким образом, в РФ действуют три юрисдикции, которые в совокупности образуют судебную систему РФ. Вопросы судоустройства находятся в исключительном ведении федерации (статьи 71, 118), что является необходимым условием обеспечения в стране единого правового (а соответственно и экономического) пространства. Конституция РФ предусматривает издание федерального конституционного закона о судебной системе (статья 118, часть 3).
3.1 Президент.
Статус Президента Российской Федерации определяется в четвертой главе Конституции [3].
Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней политики. Президент определяет основные направления внешней политики. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.
Один и тот же человек не может выдвигаться на пост Президента РФ более двух сроков подряд по шесть лет [4]. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.
Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них. Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его.
Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях.
Хотя Президент РФ по характеру конкретных полномочий и деятельности ближе всего к исполнительной власти, тем не менее он не может быть отнесен к какой-либо из трех ее ветвей. Как носитель государственной власти Президент РФ призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он — гарант Конституции, независимости и государственной целостности РФ, то есть ее суверенитета(статья 80, часть 2). Роль Президента РФ в осуществлении государственной власти первостепенна.
3.2 Законодательная власть.
Федеральное собрание - парламент
Российской Федерации является представительным
и законодательным органом Российской
Федерации. Он состоит из двух палат Совета
Федерации и Государственной Думы. Формально
Совет Федерации не является верхней палатой
парламента, а Государственная Дума - нижней
(это не установлено Конституцией).
Государственная Дума и Совет
Федерации имеют разные статусы, которые
закреплены в Конституции Российской
Федерации, Регламенте Государственной
Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих
федеральных законах. Деятельность Государственной
Думы основывается на принципах политического
многообразия и многопартийности, коллективном,
свободном обсуждении и решении вопросов.
Совет Федерации5. Палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:
Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Государственная дума. «Россия, точно так же, как другие государства, пришла к парламентаризму методом проб и ошибок. Но уроки этого пути были усвоены. Сегодня можно с уверенностью говорить о прочном укоренении парламента как института самоорганизации нашего общества. Этим мы обязаны, среди прочего, и первой Государственной Думе. Историческая память России оказалась крепкой. В наши дни институт парламентаризма активно развивается и в России, и на всем постсоветском пространстве, примером чего являются Межпарламентские Ассамблеи СНГ и ЕврАзЭС, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Это и площадка межпарламентского сотрудничества, и инструмент интеграции. История российского парламентаризма лучше всего опровергает любые представления о том, что у России нет демократических традиций. Не будем забывать и о предшественниках нашего парламентаризма – о земском, городском, университетском, сословном самоуправлении, о вече древнерусских городов. Мы должны помнить об этом опыте, когда рассматриваем современные вопросы». -Председатель Государственной Думы Борис Грызлов к 100-летию учреждения Государственной Думы.
К ведению Государственной Думы относятся [6]:
3.3 Исполнительная власть.
"Исполнительную власть
Российской Федерации
3.4 Судебная власть.
К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.) По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Верховный суд является высшим
судебным органом по гражданским, уголовным,
административным и иным делам (ст. 126).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров (ст. 127). Конституционный Суд призван
осуществлять контроль за всеми государственными
органами в РФ. О соответствии Конституции
издаваемых нормативных актах, заключаемых
международных договоров. Также Конституционный
Суд решает споры между федеральными органами
государственной власти России и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации (ст. 125). По общему правилу, вытекающему
из разделения властей, законодательная
и исполнительная власти не должны подменять
друг друга и не должны вторгаться в осуществление
функций, зарезервированных за каждой
из них. Однако преобладающая в ряде стран
тенденция к укреплению исполнительной
власти в значительной мере связанна с
двумя факторами. Во-первых, усложнение
и ускорение общественной жизни требует
быстрых и оперативных решений по жизненно
важным вопросам. Более приспособлена
для их принятия исполнительная власть.
Во-вторых, слабость исполнительной власти,
чрезмерное вмешательство парламента
в сферу правительственной деятельности
неизбежно влечет за собой правительственную
нестабильность и чехарду, что может привести
к серьезным политическим осложнениям.
Именно так произошло, например, с Четвертой
Республикой во Франции (1946-1958 гг.). Принцип
разделения властей в каждой стране свой.
Этот принцип является неотъемлемой частью
любого демократического государства.
Надо иметь ввиду, что демократия, основанная
на единых принципах, всегда многообразна
и всегда эволюционирует, ведя страну
вперед, лучше приспосабливаясь к политическим
изменениям в обществе. А антидемократические
режимы всегда одинаковы и приводят страну
к неизбежному кризису.
Информация о работе Государственная власть, ее свойства и формы осуществления