Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа
Вопрос о взаимосвязи государственной власти и государственного управления в научной литературе разрабатывается сравнительно давно. В условиях проводимых преобразований государства перестраивается и государственная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Высказаны различные точки зрения. В одних случаях государственное управление отграничивается от государственной власти как специфический вид государственной деятельности. В других — государственое управление рассматривается лишь в связи с осуществлением исполнительной государственной власти, а не всей системы государственной власти. обеспечивающие их развитие и осуществление.
6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.
Принципы государственного
управления:
1. Объективность
2. Демократизм
3. Правовая упорядоченность
4. Законность
5. Федерализм
6. Разделение власти
7. Публичность
Формы и методы управленческой
деятельности применяются в определенной
последовательности, цикличности, диктуемой
интересами и целями подготовки, принятия
и исполнения управленческих решений,
проведения организационных мероприятий.
Этапы управленческой деятельности
со своим набором форм и методов
именуются в научной литературе
стадиями (циклами) управленческой деятельности.
Сами стадии имеют логическую связь
и образуют в совокупности известный
кругооборот управленческих действий
- единичный виток
При этом под управлением организационной системой понималась система управления определенного организационного уровня, предполагающая реализацию тех или иных функций в объеме, необходимом для обеспечения задач управления в данной организационной системе. Она характеризуется следующими признаками:
1) целостность, т.е.
2) взаимозависимость каждого
свойства от его места внутри
целого, система формирует и проявляет
свои свойства в процессе
3) структурность,
4) иерархичность, каждый элемент системы направляется интерактивным качеством, что и делает взаимодействие этих элементов системным.
3.Государственная власть.
3.1. Признаки государственной власти
Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.
Существует несколько
1 Государственная власть
2 Государственная власть
3 Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».
4 В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.
5 Государственная власть
В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.
Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).
3.2Принципы организации и деятельности государственного
аппарата
Под принципами организации и деятельности
государственного аппарата понимаются
руководящие абстрактные
К ним относятся:
1 принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;
2 принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;
3 принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;
4 принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;
5 принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;
6 принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;
7 принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;
8 принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;
9 принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;
10 принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;
11 принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.
3.3. Разделение властей
Государственная власть состоит из трёх относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет своё юридическое обоснование. Эти ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.
Законодательная ветвь государственной
власти в официальной форме
судебных ветвей, то имеет место
атрофия государственной
Исполнительная власть воплощает в себе принудительную силу государства. Это система органов, обладающих, в частности, полицейскими полномочиями, способных осуществлять организованное принуждение вплоть до насилия. Эти полномочия должны быть правомочиями, т.е. должны быть установлены законом для обеспечения свободы, безопасности, собственности.
Судебная власть разрешает споры
о праве, устанавливает право (права
и обязанности) в конкретных ситуациях,
для конкретных субъектов. В частности,
судебные решения дозволяют или
предписывают правовые меры государственного
принуждения в отношении
Разделение властей означает, что
органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны в
пределах своей компетенции и
не могут вмешиваться в
Принцип разделения властей
в той или иной мере проводиться
в жизнь во всех демократических
странах. Его плодотворность определяется
многими факторами. Во-первых, реализация
этого принципа неизбежно приводит
к разделению труда между органами
государства, в результате чего обеспечивается
повышение эффективности их деятельности
(поскольку каждый орган на своей
работе), создаются условия для
роста профессионализма их работников.
Во-вторых, данный принцип позволяет
решить сложнейшую проблему – создать
непрерывно действующий конституционный
взаимоконтроль высших органов государства,
чем предупреждаются
Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объём властных полномочий и т.д. Этот принцип находит поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь»1 .
Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У неё единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся её полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы.
Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Во-первых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Во-вторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она должна быть установлена конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. В-третьих, законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.
Сущность разделения властей
состоит в том, что демократический
политический режим может быть установлен
в государстве при условии
разделения функций государственной
власти между самостоятельными государственными
органами. Поскольку существуют три
основные функции государственной
власти: законодательная, исполнительная
и судебная, то каждая из этих функций
должна исполняться самостоятельно
соответствующим органом
Информация о работе Государственная власть и государственное управление