Государственная власть и государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о взаимосвязи государственной власти и государственного управления в научной литературе разрабатывается сравнительно давно. В условиях проводимых преобразований государства перестраивается и государственная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Высказаны различные точки зрения. В одних случаях государственное управление отграничивается от государственной власти как специфический вид государственной деятельности. В других — государственое управление рассматривается лишь в связи с осуществлением исполнительной государственной власти, а не всей системы государственной власти. обеспечивающие их развитие и осуществление.

Файлы: 1 файл

курсавая работа.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  6.      Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Принципы государственного управления: 
 
1.      Объективность 
 
2.      Демократизм 
 
3.      Правовая упорядоченность 
 
4.      Законность 
 
5.      Федерализм 
 
6.      Разделение власти 
 
7.      Публичность

Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности, цикличности, диктуемой  интересами и целями подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, проведения организационных мероприятий. Этапы управленческой деятельности со своим набором форм и методов  именуются в научной литературе стадиями (циклами) управленческой деятельности. Сами стадии имеют логическую связь  и образуют в совокупности известный  кругооборот управленческих действий - единичный виток управленческого  процесса. В литературе выделяют семь стадий управленческой деятельности: 1) анализ и оценка управленческой ситуации; 2) прогнозирование и моделирование  необходимых и возможных действий по сохранению и преобразованию состояния  управленческой ситуации в субъекте и объектах управления; 3) разработка предполагаемых правовых актов и  осуществление организационных  мероприятий; 4) принятие правовых актов  и осуществление организационных  мероприятий; 5) организация исполнения принятых решений; 6) контроль выполнения и оперативное информирование; 7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации. Ключевой в  управленческой деятельности является выработка управленческого решения, которое заключается в издании соответствующих правовых актов и (или) осуществлении организационных мероприятий.

При этом под управлением организационной системой понималась система управления определенного организационного уровня, предполагающая реализацию тех или иных функций в объеме, необходимом для обеспечения задач управления в данной организационной системе. Она характеризуется следующими признаками:

1) целостность, т.е. принципиальная  невозможность свести свойства  системы к совокупности свойств  составляющих ее элементов и  вывести из последних свойства  целого;

2) взаимозависимость каждого  свойства от его места внутри  целого, система формирует и проявляет  свои свойства в процессе взаимодействия  со средой.

3) структурность, обусловленность  поведения системы не столько  поведением ее отдельных элементов,  сколько свойствами всех ее  элементов в совокупности;

4) иерархичность, каждый  элемент системы направляется  интерактивным качеством, что  и делает взаимодействие этих  элементов системным.

 

3.Государственная власть.

 

 3.1. Признаки государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько признаков  государственной власти:

1 Государственная власть выступает  как официальный представитель  общества данной страны. Только  она юридически уполномочена  действовать от имени всего  общества и как таковая применять  от его имени в случае необходимости  легализованное и в большинстве  случаев легитимное принуждение,  насилие.

2 Государственная власть обладает  верховенством в обществе, она  суверенна. Осуществление всех  других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3 Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4 В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5 Государственная власть реализуется  специализированным государственным  аппаратом (парламент, правительство  суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть  Советов в условиях двоевластия  опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования  государственной власти.

В федеративном государстве государственной  властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации  и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих  президентов (республики в России и  Югославии). Однако государственная  власть субъекта федерации имеет  подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это  власть определенной части населения  – территориального коллектива в  границах той или иной административно  – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

    3.2Принципы организации и деятельности государственного

аппарата

 

 

  Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и  функционируют государственные  органы.

К ним относятся:

1        принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;

2        принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;

3        принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;

4        принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;

5        принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;

6        принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;

7        принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;

8        принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;

9        принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;

10      принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;

11      принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.     

 

 

3.3. Разделение властей

Государственная власть состоит из трёх относительно самостоятельных  ветвей, каждая из которых имеет  своё юридическое обоснование. Эти  ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как  три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.

Законодательная ветвь государственной  власти в официальной форме устанавливает  правовые нормы, общие правила, определяющие меру свободы человека в обществе и государстве. В частности, законодатель устанавливает правила применения политической силы, необходимого и  допустимого с точки зрения обеспечения  свободы, безопасности, собственности. Если законы, издаваемые государственной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются  приговоры и решения

судебных ветвей, то имеет место  атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или  возвышение какой-то иной власти.

Исполнительная власть воплощает  в себе принудительную силу государства. Это система органов, обладающих, в частности, полицейскими полномочиями, способных осуществлять организованное принуждение вплоть до насилия. Эти  полномочия должны быть правомочиями, т.е. должны быть установлены законом  для обеспечения свободы, безопасности, собственности.

Судебная власть разрешает споры  о праве, устанавливает право (права  и обязанности) в конкретных ситуациях, для конкретных субъектов. В частности, судебные решения дозволяют или  предписывают правовые меры государственного принуждения в отношении конкретных субъектов.

Разделение властей означает, что  органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в  пределах своей компетенции и  не могут вмешиваться в компетенцию  друг друга. В то же время компетенция  этих органов такова, что они не могут действовать изолированно, и государственная власть осуществляется в процессе кооперации трёх её самостоятельных  ветвей: деятельность законодателя не принесёт желаемого результата без  соответствующей деятельности исполнительной и судебной власти, осуществление  правосудия невозможно без власти законодательной  и судебной и т.д. Кроме того, во взаимоотношениях ветвей власти должны быть сдержки и противовесы, не позволяющие  каждой из ветвей власти выходить за пределы  её компетенции и, наоборот, позволяющие  одним ветвям власти удерживать другие в рамках компетенции.

Принцип разделения властей  в той или иной мере проводиться  в жизнь во всех демократических  странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган на своей  работе), создаются условия для  роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет  решить сложнейшую проблему – создать  непрерывно действующий конституционный  взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов  и установление диктатуры. Наконец, в-третьих умелое использование  принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение  любых вопросов; б) исключает возможность  перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает»  от борьбы с другими органами за объём властных полномочий и т.д. Этот принцип находит поддержку  у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь»1 .

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина  и дробиться на части не может. У неё единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся её полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы.

Легализация государственной власти — это  юридическое провозглашение и закрепление  правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Во-первых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Во-вторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она должна быть установлена конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. В-третьих, законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.

Сущность разделения властей  состоит в том, что демократический  политический режим может быть установлен в государстве при условии  разделения функций государственной  власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три  основные функции государственной  власти: законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций  должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной  власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций  в деятельности одного органа государственной  власти приводит к чрезмерной концентрации власти, что создает питательную  среду для установления в стране диктаторского политического режима. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной  власти, взаимодействует с другими  государственными органами, и при  этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. В настоящее время по данной схеме осуществляется организация государственной власти во всех демократических государствах.

Информация о работе Государственная власть и государственное управление