Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа
В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.
История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра I, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль.
Введение
1. Понятие и признаки государственной власти, как особой разновидности социальной власти
2. Формы и методы осуществления государственной власти
3. Легитимность и легальность власти
4. Единство и разделение властей
Заключение
Список литературы
Курсовая Государственная власть как особая разновидность социальной власти
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и признаки государственной
власти, как особой разновидности социальной
власти
2. Формы и методы осуществления
государственной власти
3. Легитимность и легальность
власти
4. Единство и разделение властей
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Словарь Ожегова:
Власть - это право и возможность распорядится
кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять
своей воле. Власть – это возможность
или способность воздействия на жизнедеятельность,
поведение людей и коллективов с помощью
каких-либо средств: авторитета, воли,
права, насилия. Государственная власть
возникает одновременно с государством
и является его неотъемлемым атрибутом.
Государственная власть – это политическое
руководство обществом осуществляемое
при помощи органов государства и других
государственных учреждений в интересах
либо народа, либо классов, либо социальных
групп.
Власть появилась с возникновением человеческого
общества и будет в той или иной форме
всегда сопутствовать его развитию. Еще
Аристотель утверждал в своей работе “Политика”,
что властный механизм необходим для регулирования
“общения между людьми”, поскольку “верховная
власть повсюду связана с порядком государственного
управления…”
Власть в рамках выполняемых функций порождает
отношения распоряжения и подчинения,
направленные, прежде всего на поддержание
и воспроизводство сложившегося порядка,
зафиксированного в конституции, законах
и других нормативных актах, и требует
обязательного исполнения без исключений.
В обществе власть осуществляет политическое
руководство, в то же время она несет перед
ним конституционную и нравственную ответственность,
которая наступает при невыполнении обязанностей,
злоупотреблении правами.
История России свидетельствует, что,
начиная со времен Петра I, величие страны
достигалось под воздействием мощной
централизованной государственной власти,
обеспечивающей единство правового, экономического,
политического пространства, жесткую
исполнительную вертикаль.
В современных же условиях, когда Россия
переживает сложный период формирования
правовых, экономических, социальных основ
демократического общества сильная, дееспособная
власть является первым условием успешных
преобразований. Без нее не создать предпосылок
экономического роста, невозможны подлинная
демократия, высокая культура и нравственность.
Государственная власть является направляющей
и организующей силой, способной принимать
решения и претворять их в жизнь.
1 – ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
Власть - это, прежде всего, способность
навязывать свою волю.
Признаки власти:
• Всякая власть социальна. Она складывается,
проявляется в отношениях между людьми,
т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна
для того, чтобы организовать общество.
• Власть имеет волевой характер. Всякая
власть - это проявление человеческой
воли. Власть представляет собой взаимодействие
воли властвующих и воли подвластных.
Воля - это сторона сознания человека,
активная, деятельная, выражающаяся в
стремлении изменить окружающую среду,
изменить отношения человека.
• Всякая власть обладает определенными
средствами для осуществления. Власть
должна иметь опору, в противном случае
воля властвующих не может быть реализована.
Власть в обществе бывает различной. Ее
можно рассматривать в зависимости от
областей, в которых она проявляется. По
этому основанию можно выделить такие
разновидности власти, как экономическая
власть, идейная власть, семейная власть,
политическая власть.
Государственная власть является разновидностью
социальной власти.
Государственная власть отличается от
иных видов социальной власти наличием
двух отличительных черт (которые и предопределяют
ее признаки):
1. Монополия на издание общеобязательных
велений;
2. Монополия на применения государственного
принуждения.
Признаки государственной власти:
• Всеобъемлющий характер (универсальность).
Означает, что государственная власть
распространяется на всю территорию и
на все население государства, на всех
лиц, находящихся на этой территории.
• Государственная власть имеет возможность
законно применять принуждение.
• Прерогатива государственной власти.
Означает, что государственная власть
может разрешить, приостановить, запретить,
признать ничтожным проявление любой
иной власти на своей территории.
• Структурированность государственной
власти. Государственная власть проявляется
вовне в виде особого аппарата, в котором
все органы связаны между собой иерархической
соподчиненностью. Это внешняя сторона
структурированности. Кроме этого, каждый
орган имеет определенную жесткую структуру:
состоит из органов и должностных лиц,
связанных между собой иерархической
соподчиненностью. Это внутренняя структура
органов государства означает внутреннюю
сторону структурированности государственной
власти.
• Государственная власть имеет особые
каналы для передачи своих велений, которых
нет у иных властей (право, законодательство)
и особые средства воздействия на население,
которых нет и иных властей (систему исправительных
учреждений, милицию, внутренние войска
и т. д.).
• Государственная власть - всегда авторитет.
Авторитет определяется различными факторами,
чаще всего - это насилие, принуждение,
но может быть и подлинный авторитет (подробнее
об этом - при характеристике легитимности
государственной власти).
• Государственная власть связана с правом,
она обладает монополией на правотворческую
деятельность, а право - самый эффективный
регулятор общественных отношений.
В основе государственной власти современных
государств лежит принцип разделения
властей (его более подробная характеристика
будет дана в последующих главах).
Структуру государственной власти составляют:
1. Субъект (государство в лице его органов);
2. Объект (подвластные, население государства);
Определение власти. Соотношение видов
власти
Любое общество нуждается в управлении,
согласовании деятельности разных людей
и социальных групп ради достижения общих
целей. Власть – одна их основных форм
управления, которая отличается от других
тем, что осуществляется путем подчинения
одних людей другими. Подчинение связано
с возможностью применения к управляемым
принуждения как необходимого признака
власти.
Власть – одна их форм управления социальными
процессами, при которой согласованность
совместной деятельности многих людей
достигается путем подчинения их единому
руководящему началу; путем определяющего,
доминирующего значения воли одних людей
(субъектов власти) для воли других людей
(объектов власти).
Категория «власть» имеет ряд родственных
понятий.
1)Власть связывают с господством, под
которым понимают принуждающее насилие,
приказание. Директивный момент (навязывание
своей воли в виде приказа) присутствует
во власти как обобщенный символ (возможность
применить насилие, наказание) и как реальная
власть по отношению к тем, кто нарушил
законы. СЧ другой стороны, категория господства
уже категория власти, т.к. власть может
выступать в форме влияния и авторитета
и не прибегать к насилию.
2)Власть может осуществляться в форме
влияния. Но влияние по содержанию шире
власти. Говорить о власти можно и том
случае, если это влияние не носит случайного
характера, а наблюдается постоянно. Власть
как влияние осуществляется либо в форме
убеждения (воздействие на рациональный
уровень сознания), либо в форме внушения,
что предполагает использование особых
приемов манипулирования (воздействие
на подсознание)
3)Авторитет рассматривается как возможная
форма и источник власти. Авторитет –
это руководство, добровольно признаваемое
подвластными за субъектом власти права
на власть в силу его моральных качеств
или деловой компетенции.
Власть можно классифицировать по различным
основаниям. Например, с точки зрения ее
социального уровня можно различать власть:
-в масштабе всего общества;
-внутри того или иного коллектива(организации)
-в отношениях между двумя индивидами
Т.е. власть может выступать как социальная
- присутствовать в отношениях между большими
социальными группами, и как межличностная
(в отношениях между супругами, родителями
и детьми, друзьями и т.д.)
Социальная власть может проявляться
в политической и неполитической формах.
Среди неполитических разновидностей
власти можно выделить власть семейную
(родительскую власть, властные отношения
между супругами) как наиболее важную
и имеющую давнюю историю.
Политической является та власть, которая
способна выступить средством реализации,
защиты интересов больших социальных
групп. Разновидностями политической
власти являются:
- власть одной социальной группы (общности)
над другой (например, господство одного
класса над другим)
- государственная власть
- власть партийная, а также иных политических
организаций и движений; власть политических
лидеров
В специальной юридической и философской
литературе наряду с признанием одними
авторами тождества понятий политической
и государственной власти другие авторы
выступают за различение этих категорий.
Сторонников второй точки зрения объединяет
то, что термин и понятие «политическая
власть» они употребляют в более широком
значении, нежели «государственная власть»,
- в смысле власти, осуществляемой не только
государством, но и другими звеньями политической
организации общества.
Власть в самом общем
виде представляет собой способность
(свойство) некоторого субъекта (индивида,
коллектива, организации) починять себе
волю и поведение другого субъекта
(индивида, коллектива, организации) в
своих собственных интересах
или в интересах других лиц.
Государственная власть как разновидность
власти социальной в полной мере обладает
всеми ее признаками:
1.Власть – это явление социальное, т.е.
общественное.
2.Она является атрибутом общества на всех
этапах его развития, поскольку общество
постоянно нуждается в управлении посредством
власти. С точки зрения генезиса (происхождения)
именно необходимость управления обществом
обуславливает в нем присутствие такого
феномена как власть.
3.Власть может функционировать лишь в
рамках общественного отношения, т.е. такого
отношения, которое существует между людьми
(индивидами, их коллективами, иными социальными
образованиями). Не может быть отношения
власти между человеком и вещью или между
человеком и животным (даже если это животное
находится в его собственности). Обусловлено
это качество следующей характерной особенностью
власти.
4. Осуществление власти всегда представляет
собой интеллектуально-волевой процесс,
когда властный импульс, исходящий от
властвующего субъекта, прежде чем детерминировать
(обусловить, определить) волю и поведение
подвластного, должен быть осознан последним,
воспринят его сознанием. По этой причине
не могут быть субъектами власти и подчинения
люди с деформацией сознания и воли.
5. Общественные отношения, в рамках которых
существует и реализуется власть, являются
разновидностью общественных отношений
и имеют название властеотношений. Властеотношение
всегда представляет собой двустороннее
отношение, один из субъектов, которых
является властным (властвующим), а другой
– подвластным субъектом. С общесоциальной
точки зрения оба они являются именно
субъектами, т.е. людьми, наделенными сознанием
и волей, однако в конкретном властеотношении
подвластный субъект выступает как объект
властного воздействия властвующего субъекта.
6. Власть всегда базируется на силе. Это
является ее важнейшим признаком, так
как именно наличие силы определяет положение
того или иного субъекта в качестве властвующего.
Сила власти может иметь различную природу.
Это может быть физическая сила, сила оружия
(дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта,
сила авторитета, сила убеждения, эстетического
воздействия(сила красоты) и т.д.
В этой связи не стоит путать силу с насилием:
«авторитет силы» и «сила авторитета»
- это все-таки разные вещи. Насилие предполагает
воздействие на субъекта вопреки его воле
посредством физического принуждения
или под угрозой такого принуждения. При
этом понятие «принуждение» шире понятия
«насилие». Принуждение не всегда связано
с насилием: оно может иметь косвенный
характер и в своей основе предполагает
определенную зависимость воли подвластного
от воли властвующего. Однако такую зависимость
предполагает и убеждение. В чем же тогда
различие? Думается, характерная особенность
процесса принуждения заключается в осознании
подвластным того, что под влиянием власти
он действует вопреки своим собственным
интересам и ценностным ориентациям. В
случае же убеждения подвластный предполагает,
что предлагаемый властным субъектом
вариант поведения отвечает интересам
обоих, укладывается в систему ценностей
подвластного.
7.Из-за того, что власть может иметь место
только в сознательно-волевом отношении
и всегда предполагает подчинение воли
подвластного воле властвующего субъекта,
отсутствие такого подчинения в конкретном
отношении означает и отсутствие в этом
отношении власти. Говоря другими словами,
сознательное подчинение является условием
наличия власти в данном конкретном отношении
над данным конкретным субъектом.
Власть внутри той или иной социальной
общности (общества, коллектива, организации
и др.) в зависимости от способа организации
и властвования может быть
демократической и недемократической
Причем это деление касается не только
государственной власти, но и всякой другой,
связанной с управлением коллективами,
поскольку демократия может быть и неполитической.
Государственная власть в обществе может
быть
легальной (законной) и теневой (скрытой,
нелегальной)
Носителями последней могут являться
неформальные группы в правящей элите,
политические секты, мафиозные организации
и др.
При этом не следует смешивать понятия
«легальная власть» и «легитимная власть».
Эти понятия хотя и близки, но не тождественны.
Легальность характеризует правомерность
существования власти с формально-юридической
стороны, без ее этической оценки, а легитимность
означает признание власти населением,
принятие ее в качестве справедливого
и политически оправданного явления. И
может быть даже так, что государственная
власть легальна, но не легитимна. Большой
вклад в разработку теории легитимности
политического господства (власти) внес
немецкий политолог, экономист и социолог
М.Вебер (1864-1920)
Говоря об особенностях государственной
власти, ее качествах и признаках, следует
иметь в виду два обстоятельства: во-первых,
тесную, можно сказать неразрывную, связь
государственной власти с государством;
во-вторых, то, что государство и государственная
власть – это все-таки явления разные,
нетождественные. Отсюда следует, что,
с одной стороны, признаки государственной
власти и государства взаимосвязаны, тесно
переплетаются, а с другой – они полностью
не совпадают и подходы к их характеристике
должны быть различными.
Перечислим особые свойства государственной
власти:
1. Силой, на которой она базируется, является
государство: никакая другая власть подобными
средствами воздействия не располагает.
2. Государственная власть публична. В
широком смысле публичной, т.е. общественной,
является всякая власть. Однако в теории
государства в эту характеристику традиционно
вкладывается иной, специфический смысл,
а именно то, что государственная власть
осуществляется профессиональным аппаратом,
отделенным от общества как объекта власти.
3. Государственная власть суверенна, что
означает ее независимость извне и верховенство
внутри страны. Верховенство государственной
власти, прежде всего, состоит в том, что
она выше власти всех других организаций
и общностей страны, все они должны подчиняться
власти государства.
4. Государственная власть универсальна:
она распространяет свою силу на всю территорию
и на все население страны.
5. Государственная власть обладает прерогативой
(исключительным правом) на издание общеобязательных
правил поведения – юридических норм.
Особо остановимся на таком свойстве государственной
власти как суверенитет.
Суверенитет государственной
власти внутри страны выражается:
• в единстве и распространении государственной
власти на все население и общественные
организации страны
• в общеобязательности решений органов
государства на его территории и в пределах
экстерриториальности (например, для граждан
и учреждений, находящихся за границей
• в прерогативе, т.е. возможности отмены
и признания ничтожным любого проявления
другой общественной власти
• в исключительных полномочиях государства
на самостоятельное издание, санкционирование
и применение общеобязательных норм и
иных предписаний, выраженных в нормативных
актах (законах, указах, постановлениях,
приказах и т.д.), решениях судов, органов
управления и иных государственных учреждений.
Государственный суверенитет - это присущее
государству верховенство на своей территории
и независимость в международных отношениях.
Государство осуществляет высшую власть
в пределах собственных границ. Оно само
определяет, какими будут отношения с
другими государствами, а последние не
вправе вмешиваться в его внутренние дела.
Государство располагает суверенитетом
независимо от величины территории, численности
населения, политического режима.
Верховенство государственной власти
означает:
- ее безусловное распространение на население
и все социальные структуры общества;
- монопольную возможность применения
таких средств воздействия (принуждения,
силовых методов, вплоть до смертной казни),
которыми не располагают другие субъекты
политики;
- осуществление властных полномочий в
специфических формах, прежде всего юридических
(правотворческой, правоприменительной
и правоохранительной);
- прерогативу государства отменять, признавать
ничтожными акты других субъектов политики,
если они не соответствуют установлениям
государства.
Государственный суверенитет включает
такие основополагающие принципы, как
единство и неделимость территории, неприкосновенность
территориальных единиц и невмешательство
во внутренние дела. Если какое бы то ни
было иностранное государство или внешняя
сила нарушает границы данного государства
или заставляет его принять то или иное
решение, не отвечающее национальным интересам
его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет
характеризует его как особого субъекта
политических отношений, как главного
компонента политической системы общества.
Суверенитет является полным и исключительным,
одним из неотъемлемых свойств государства.
Более того, именно он и есть тот критерий,
который позволяет отличить страну от
других публично-правовых союзов.
2 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Понятие формы правления объясняет, из
каких основных институтов складывается
организация государственной власти,
как они формируются и как они взаимодействуют
друг с другом. По форме правления, прежде
всего, различаются монархии и республики.
В монархии высшие полномочия государственной
власти (реальные или номинальные) приобретаются
единоличным правителем обычно по наследству
и осуществляются, как правило, пожизненно.
Но династический принцип наследования
короны соблюдается не всегда:
- династии могут меняться в результате
захвата силы,
- известны выборные монархии, в которых
судьбу короны решала аристократия. Власть
монарха (и сам институт монархии) легитимируется
ее божественным происхождением. Даже
в номинальной монархии монарх не подлежит
юридической ответственности. Монарх,
осуществляющий реальные властные полномочия,
не несет законной политической ответственности
за свою деятельность.
Монархии подразделяются на абсолютистские
и конституционные.
Конституционные монархии подразделяются
на дуалистические и парламентские.
В республике высшие полномочия государственной
власти осуществляются должностными лицами
(президентом, депутатами парламента и
т.д.), избираемыми на определенный срок.
Признаки реальной республики - это выборность,
коллегиальность одного или нескольких
высших государственных органов, законность,
краткосрочность легислатур и замещения
высших должностей исполнительной власти.
Для современный развитых государств
характерны три формы правления: президентская
республика, парламентская форма правления,
смешанная (полупрезидентская) республика.
Республики подразделяются на президентские,
парламентские и смешанные.
Россия по Конституции 1993 г. похожа на
смешанную республику, но у Президента
существенно больше полномочий, чем, например,
у французского. Президент РФ - это прежде
всего конституционно-правовой институт
исполнительной власти. Он обладает решающими
полномочиями в сфере исполнительной
власти, в сравнении с которыми фигура
премьер-министра оказывается слабой
и зависимой. Он формирует правительство
РФ и самостоятельно принимает решение
об отставке Правительства, непосредственно
руководит деятельностью важнейших федеральных
министерств и ведомств, является верховным
главнокомандующим. Но у Президента РФ
есть конституционные полномочия, выводящие
его власть за границы исполнительной
власти, нарушающие баланс законодательной
и исполнительной ветвей власти. Полномочия
Президента РФ в области законодательной
власти включают в себя: право законодательной
инициативы; право издавать указы по любым
вопросам, не урегулированным законом,
т.е. неподзаконные указы; право отлагательного
вето в отношении федеральных законов.
В совокупности эти полномочия создают
конкурирующую нормотворческую компетенцию
парламента и Президента РФ.
Способы осуществления государственной
власти
Способы осуществления государственной
власти объясняет понятие “государственный
режим”. Это категория, выражающая меру
и характер участия субъектов государственного
обобщения (граждан и подданных, социальных
групп, общественных объединений) в формировании
и осуществлении государственной власти.
Различаются режимы и авторитарные (диктаторские)
и демократические.
Авторитаризм означает такой способ публично-властного,
государственного управления общественными
отношениями, при котором сигналы обратной
связи, показывающие реакцию общества
на управление, блокируются и не воспринимаются
организацией власти. В условиях авторитаризма
нет свободы выражения мнений, свободных
выборов, свободы объединений и других
политических свобод (либо они существенно
ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных
политических партий, не контролируемых
властью профсоюзов либо власть чинит
препятствия деятельности оппозиционных
организаций. Средства массовой информации
контролируются авторитарной властью
в зависимости от меры жесткости авторитарного
режима.
В XX в. можно выделить два
вида авторитарных государственных
режимов - прогрессивные и
Жесткие авторитарные государственные
режимы не следует путать с тоталитарными
режимами - коммунистическим (социалистическим),
национал-социалистическим, фашистским
и т.д.
Тоталитаризм - это не просто крайний вариант
авторитаризма. Это разновидность деспотии,
рецидив деспотии в XXв. в эпоху индустриального
развития. Деспотия - ничем не ограниченная
власть, власть над несвободными, опирающаяся
на насилие или угрозу его применения.
При тоталитаризме нет никакой свободы
- политической, экономической, духовной
и т.д. Этот режим создает общество, основанное
на внеэкономическом, т.е. чисто силовом,
принуждении.
Демократия в современном смысле этого
понятия означает формально равное участие
полноправных граждан в формировании
и осуществлении государственной власти.
Принцип демократии - это формальное равенство
в политике, формальное равенство политических
идеологий и объединений, партий, формально
равная для всех субъектов государственно-правового
общения возможность участвовать в формировании
государственной воли.
Признаком современной демократии прежде
всего являются политические свободы
- идеологический и политический плюрализм,
многопартийность, свобода выражения
мнений, свобода средств массовой информации,
свободы объединений, собраний и манифестаций,
всеобщее и равное избирательное право,
право петиций. В условиях демократии
регулярно проводятся свободные выборы
высших государственных органов, т.е. избираемые
органы несут политическую ответственность
перед избирателями. К участию в выборах
допускаются все полноправные граждане
и их объединения, за исключением тех,
кто преследует цель свержения демократического
режима и установления диктатуры, а также
иные антиправовые цели.
Принято различать непосредственную (прямую)
и представительную форму демократии.
Обычно демократию объясняют как “народовластие”.
Имеется в виду народ как некий абстрактный
субъект власти. Власть демократическая
претендует на выражение воли народа.
Но реально в современном демократическом
государстве нет никакой “власти народа”,
тем более “непосредственной власти народа”,
а есть демократически организованная
государственная власть.
“Эффект народовластия” в современных
конституциях, (например, в Конституции
РФ 1993 г.) достигается следующим образом.
Во-первых, народ объявляется единственным
суверенным источником власти в стране
и носителем некоторого суверенитета,
это положение признается непременным
признаком демократии в смысле “народовластия”.
Во-вторых, провозглашается, что народ
не только является источником власти,
но и “осуществляет свою власть непосредственно”,
а также через органы государственной
власти и местного самоуправления”. В-третьих,
референдум и свободные выборы называются
высшим непосредственным выражением власти
народа.
В действительности в плюралистической
демократии источником власти является
не народ (абстрактное коллективное целое),
а большинство (часто относительное большинство)
политически активных граждан, участвующих
в формировании государственной власти
и составляющих меньшинство народа. На
выборах высших органов государственной
власти конкурируют партии, за которыми
стоят организованные группы, каждая из
которых представляет интересы части
народа - нередко очень малой части. Побеждают
на выборах партии, имеющие большие ресурсы
влияния на избирателей. Электорат победившей
партии обычно составляет меньшинство
народа, но правящая элита всегда утверждает,
что она получила власть “от народа”
или “по воле народа”.
Таким образом - выборы - это государственно-организованный
процесс избрания представительных органов.
Это участие в формировании государственной
власти, а не осуществлении “власти народа”.
Широкое использование начал выборности
при формировании органов государственной
власти и местного самоуправления привело
к активному развитию избирательной системы
в Российской Федерации, избирательного
законодательства и соответствующей практики.
Однако большой и пока не решенной проблемой
у нас остается то, что “избирательная
система превращается у нас в средство
порождения и воспроизводства коррупции”.
При отсутствии у государства достаточных
средств на выборы избирательные кампании
финансируются главным образом из частных
источников. Выборы превратились в состязания
денежных мешков. Представители капитала
поддерживают кандидатов в депутаты и
на выборные должности в органах государственной
власти и местного самоуправления, а то
и сами рвутся во власть.
Деньги тратят небескорыстно. От победителя
ждут адекватных ответных действий. Идет
искусная игра. Внешне надо разыгрывать
перед избирателями пламенного борца
за их чаяния, на деле же - обеспечивать
покровителям безопасность и всякие блага.
Сегодня у депутатов и выборных должностных
лиц остались лишь права, а юридических
обязанностей перед избирателями нет.
Многие депутаты и выборные должностные
лица не справляются со своими обязанностями,
а депутаты нередко попросту бездельничают,
пользуясь мандатом в корыстных целях.
Под ответственностью депутата стоит
понимать не столько санкции, сколько
осознание каждым избранником своего
долга перед народом. Но должна существовать
и угроза досрочной утраты мандата. Это
будет стимулировать и участие избирателей
в выборах.
Из вышесказанного можно сделать следующие
выводы:
В России нет парламентской ответственности
правительства, следовательно, Россию
нельзя считать смешанной республикой.
Но это и не президентская республика,
так как предусматривается досрочный
роспуск парламента. Предусматривается
и отрешение Президента от должности,
но эта процедура чрезмерно усложнена
и выглядит нереальной. Такое несбалансированное
соотношение исполнительной и законодательной
власти противоречит логике разделения
властей и несет в себе угрозу диктатуры.
Таким образом, в России сложилась президентская
республика особого вида, которая пока
не демонстрирует высокую эффективность.
Первоочередными мерами должны стать
совершенствование президентской власти,
партийной структуры, избирательного
права.
Важным гарантом демократического общества,
прежде всего, являются честные выборы
и методами борьбы с фальсификацией выборов
должно стать, прежде всего, более продуманное
законодательное урегулирование; введение,
как, например, во Франции, в Канаде и в
ряде других стран, системы преимущественно
государственного финансирования избирательных
компаний; а также усиление контроля общества,
создание общественных структур, которые
будут заниматься распространением информации
в борьбе за честные выборы.
Чтобы ответственность перед своими избирателями
не оставалась исключительно делом совести
самого депутата, необходимо, чтобы предвыборная
программа кандидата стала юридически
узаконенным документом, согласно которому
кандидату можно предъявлять претензии
на судебном уровне, потом привлекать
его к административной и даже уголовной
ответственности.
Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти