Государственная власть: понятие, признаки и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Феномен власти во все времена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же время столь таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относится власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти
ГЛАВА 2.Особенности государственной власти
2.1 Понятие и признаки государственной власти
2.2. Виды государственной власти и их взаимосвязь
2.3Формы и способы осуществления государственной власти
ГЛАВА 3. Легализация и легитимация государственной власти
ГЛАВА 4. Единство государственной власти и разделение властей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Факультет параллельной подготовки

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Теория  государства и права»

 

Тема: Государственная власть: понятие, признаки и виды

 

Иркутск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти

ГЛАВА 2.Особенности государственной  власти

2.1 Понятие и признаки  государственной власти

2.2. Виды государственной  власти и их взаимосвязь

2.3Формы и способы осуществления  государственной власти

ГЛАВА 3. Легализация и  легитимация государственной власти

ГЛАВА 4. Единство государственной  власти и разделение властей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной  власти и ее особенностей. Актуальность настоящей работы обусловлена с  одной стороны большим интересом  к теме «Понятие и особенности  государственной власти» в современной  науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Почти весь объем  внимания ученого сообщества достается  политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо  менее востребовано в научно - исследовательском  плане.

Феномен власти во все времена  вызывал большой интерес у  представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в  то же время столь таинственную среди  других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения  выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных  оценок в их понимании, и именно к  ним относится власть. Я перед  собой ставлю задачу исследования понятий  и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объект исследования в нашей курсовой работе является понятия и признаки государственной  власти, а предметом исследования методы осуществления государственной  власти.

Власть – это право  и возможность распорядиться  кем-нибудь или чем-нибудь, а также  подчинять своей воле.1 Власть –  это возможность или способность  воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов  с помощью каких-либо средств  авторитета, воли, права, насилия. Государственная  власть возникает одновременно с  государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство  обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах  либо народа, либо классов, либо социальных групп. Государственная власть является важным звеном в системе государства.

ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти

 

Сложившееся в науке многообразие теоретических представлений о  социальной власти привело к множеству  принципиально различных ее определений  и пониманий. Действительно, социальная власть - это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически  во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Ученые различных областей гуманитарного знания разрабатывают  понятие социальной власти в частности, пытаются создать оригинальные теории социальной власти. В итоге сложилось  большое количество подобных концепций, но к единому мнению по поводу понятия  власти их авторы так и не пришли. Более того, данное понятие оказалось сущностное оспариваемым, что порождает прямо противоположные его трактовки.

Социальная власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит в точном выполнении обязанностей и функций, вытекающих из данного соглашения. В этом смысле социальная власть вторична по отношению  к обществу, она - его порождение, носящее инструментальный характер и служащее средством упорядочивания общественных отношений.

Социальная власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность  совместной деятельности многих людей  достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем  определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

Категория «власть» имеет  ряд родственных понятий.

Власть связывают с  господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный  момент (навязывание своей воли в  виде приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность  применить насилие, наказание) и  как реальная власть по отношению  к тем, кто нарушил законы. СЧ другой стороны, категория господства уже 2категория власти, т.к. власть может  выступать в форме влияния  и авторитета и не прибегать к  насилию.

Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о  власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие  на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание)

Авторитет рассматривается  как возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств  или деловой компетенции.

Существует несколько  классификаций социальной власти в  зависимости от того, что считается  основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект  власти, режим правления и т.д.

1. По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);

2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;

3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

4. по режиму правления:  тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

ГЛАВА 2 Особенности государственной  власти

 

2.1 Понятие и признаки государственной  власти

 

Государственная власть –  фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне учёных, богословов, политиков, писателей.

Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность  государственной власти заключена  в её политической и классовой  природе. В научной и учебной  литературе термины «государственная власть» и «политическая власть»  обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная всегда является политической и содержит элементы классовости.

Основоположники марксизма  характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие  одного класса для подавления другого»3. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, её олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждает терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая  на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная  сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или  групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной  власти является и то, что её субъект  и объект обычно не совпадают, властвующий  и подвластные чаще всего отчётливо  разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом  выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные  лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он в праве быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в  демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется  через государственное управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных  законов для выполнения стоящих  перед обществом задач и функций.

Ещё одна важнейшая особенность  государственной власти состоит  в том, что она проявляется  в деятельности государственных  органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она  потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может  быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как  становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная  власть есть концентрированное выражение  воли и силы, мощи государства, воплощенное  в государственных органах и  учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних  посягательств путём использования  различных методов, в том числе  и государственного принуждения  и военной силы.

Решая стоящие перед ней  задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношения, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.

Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом государственной  власти, как уже отмечалось, могут  быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют  органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

Методы, обеспечивающие доминирование  воли властвующего субъекта, зависят  от интересов и волевой позиции  сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения не могут реализоваться, без внешнего воздействия. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки и виды