Государственное имущество и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Федеральное имущество представляет собой экономическую (материальную) основу существования Российского государства. По своему реальному объему и содержанию оно значительно превосходит и частное, и муниципальное имущество, и имущество, которое находится в собственности субъектов Российской Федерации. Во многом это обусловлено тем, что на протяжении всей отечественной истории государство выступало крупнейшим собственником, использующим накопленные ресурсы для решения самых разнообразных задач. Кроме того, в силу объективных причин, и, прежде всего, требований законодательства, многие объекты собственности могут и, самое главное, должны находиться исключительно в федеральной собственности.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3-4
Глава 1. Понятие государственного имущества....................................5-17
§1.1.Сущность собственности…………………………………………5-7
§1.2.Специфика государственной собственности……………………8
§1.3.Виды объектов федеральной собственности……………………9-14
Глава 2. Управление государственным имуществом...........................15-20
§2.1.Цель управления государственным имуществом………………15-16
§2.2.Национализация и приватизация……………………………… ..17-20
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованной литературы...............................................................22-23
Приложение № 1.Общественная собственность…………………………..24

Файлы: 1 файл

государственное имущество и управление.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФГОУ ВПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени адмирала Ф.Ф.Ушакова.

ФАКУЛЬТЕТ МОРСКОГО ПРАВА И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Кафедра «Теория и история государства и права»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория государственного управления»

 

на  тему «Государственное имущество и управление им»

 

 

Выполнил курсант группы: 1912 гр. Коваль Анастасия

Допущен к защите:

Руководитель работы: к.ю.н. Артур Георгиевич Холевчук

 

Защищена_________                                                  Оценка____________

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск 2012 г.

 

Содержание

Введение.............................................................................................................3-4

Глава 1. Понятие государственного имущества....................................5-17

§1.1.Сущность собственности…………………………………………5-7

§1.2.Специфика государственной собственности……………………8

§1.3.Виды объектов федеральной собственности……………………9-14

Глава 2. Управление государственным имуществом...........................15-20

§2.1.Цель управления государственным имуществом………………15-16

§2.2.Национализация и приватизация……………………………… ..17-20

Заключение…………………………………………………………………..21

Список использованной литературы...............................................................22-23

Приложение № 1.Общественная собственность…………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Федеральное имущество представляет собой экономическую (материальную) основу существования Российского государства. По своему реальному объему и содержанию оно значительно превосходит и частное, и муниципальное имущество, и имущество, которое находится в собственности субъектов Российской Федерации. Во многом это обусловлено тем, что на протяжении всей отечественной истории государство выступало крупнейшим собственником, использующим накопленные ресурсы для решения самых разнообразных задач. Кроме того, в силу объективных причин, и, прежде всего, требований законодательства, многие объекты собственности могут и, самое главное, должны находиться исключительно в федеральной собственности.

К задачам относится, прежде всего, надлежащее использование федеральной собственности в качестве источника материального обеспечения решения важнейших общегосударственных задач: обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, политического экономического, социального и культурного развития России, укрепления обороноспособности страны и безопасности государства. Между тем, до настоящего времени не создан адекватный правовой и административно-управленческий механизм такого использования.

В условиях нестабильности современного рыночного хозяйства государство становится своеобразным кредитором последней инстанции, единственным гарантом стабилизации. Для многих сфер экономики вмешательство государства становится элементарным условием выживания. При этом формы такого вмешательства могут быть самыми разнообразными, начиная от финансовых субсидий, льгот и преференций и заканчивая национализацией испытывающих трудности компаний. В качестве примера можно привести национализацию или иные формы.

Применительно к современным российским условиям федеральное имущество должно рассматриваться не только исключительно как объект, подлежащий приватизации, но, прежде всего, как одна из основ обеспечения выполнения государством своих функций, а также как главнейший инструмент обеспечения конкурентоспособности российской экономики и важный источник пополнения доходной части федерального бюджета. Если говорить о последнем, то только от дивидентов, выплаченных компаниями с государственным участием, доходы государства в 2007 году составили 55 миллиардов рублей.

В силу этого с уверенностью можно говорить о неизбежности радикальной смены парадигмы приоритетов: от безоглядного разгосударствления жизненно необходимо переходить к формированию действенной, эффективной, мобильной системы управления федеральным имуществом. Однако создание такой системы требует адекватной складывающимся новым условиям научной разработки соответствующих актуальных административно-правовых проблем государственного управления в указанной области. Представляется, что настоящее исследование может не только внести определенный вклад в осмысление упомянутых задач, но и инициировать выработку соответствующих практических предложений, способных хотя бы отчасти снять «серьезную озабоченность», которую вызывает у российских ученых состояние правового регулирования вопросов управления федеральным имуществом.

Целью исследования является достоверное с фактической, непротиворечивое с логической и обоснованное с научной точек зрения осмысление актуальных проблем государственного управления федеральным имуществом.

 

 

 

Глава 1. Понятие государственного имущества

§1.1.Сущность собственности

В своем простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определенным лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.

Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определенным образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду.

Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этих прав узаконенных возможностей распоряжаться объектами собственности, использовать их по своему усмотрению.

Отношения, возникающие между людьми, организациями, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности, принято называть отношениями собственности. Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой - правовые отношения, так как они регулируются законами, прежде всего - Гражданским кодексом РФ.

Формирование собственности происходило еще в первобытном обществе. Римское право уже определяло понятие собственности и основных отношений, связанных с ней, как-то: владение, пользование, распоряжение.1

Теория и практика управления государственной собственностью широко оперируют такими фундаментальными понятиями, как «собственность», «субъекты собственности», «объекты собственности».

Субъект собственности (собственник) - лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на данный объект, представитель активной стороны отношений собственности. Наличие конкретного субъекта собственности есть обязательное условие возникновения и действия отношений собственности. Бессубъектная собственность - это абстракция.

В качестве субъектов государственной собственности могут выступать:

- народ, осуществляющий права  и полномочия собственности непосредственно  или делегируя их органам управления;

- государство в лице уполномоченных органов государственной власти, Федерации и ее субъектов;

- государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

Объект собственности представляет пассивную сторону отношений собственности, выступая в виде предметов, вещей, материалов, энергии, информации, духовных, интеллектуальных ценностей, денежных средств, принадлежащих целиком или в некоторой части субъекту собственности. Объекты собственности часто называют просто собственностью.

В перечень видов объектов, которые могут находиться в государственной собственности входят:

- недра, полезные ископаемые;

- земли сельскохозяйственного  и иного назначения;

- водные ресурсы;

- леса и лесные богатства;

- имущественные комплексы  в виде зданий, сооружений, жилых объектов,

оборудования, других имущественных ценностей;

- памятники истории и архитектуры;

- унитарные предприятия;

- объекты интеллектуальной  собственности;

- финансовые ресурсы, денежные  средства, драгоценности.

Часто имеет место совмещение, пересечение разных форм собственности, образование смешанных форм, когда один и тот же объект принадлежит субъектам разных форм. Так, например, в акционерных обществах часто наблюдается совмещение государственного и частного капитала.2

Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца - народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности.

Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка). Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:

- государственная федеральная  собственность (собственность Федерации);

- государственная собственность субъектов федерации (субфедеральная собственность);

- муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

§1.2.Специфика государственной собственности

       Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.

Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;

Во-вторых - между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;

В-третьих - между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.

В ведении Российской Федерации находится управление федеральной государственной собственностью, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами, а также разграничение государственной собственности.

Таким образом, все уровни власти самостоятельно распоряжаются принадлежащим им имуществом, но с другой стороны, делают это в рамках федерального законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

§1.3.Виды объектов федеральной собственности.

Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации, которому Конституция РФ предоставила право управления федеральной собственностью.

В соответствие с федеральным конституционным законом №3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти Российской Федерации.

Все функции Правительства России на местах, в том числе и управление федеральным имуществом, осуществляют территориальные органы. Этим обеспечивается контроль и исполнение полномочий на всей территории страны.

В целях обеспечения эффективности управления госсобственностью, Правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевая роль в процессе управления госсобственностью до 2004 года была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущества России), которое осуществляло право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

В 2004 году был издан указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре органов исполнительной власти», согласно которому Минимущество было упразднено, а все полномочия данного министерства в сфере управления имуществом были переданы образуемому в составе Министерства экономического развития и торговли Федеральному агенству по управлению государственным имуществом (Росимуществу).

Согласно указанному постановлению, независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеративной собственности (Перечень 1) отнесены пять видов объектов:

Информация о работе Государственное имущество и управление им