Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:24, курсовая работа
Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека , в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 г. и других международных актах. В ст. 39 Конституции Российской Федерации 1993 г. социально экономические права выражаются следующим образом: «1. каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в случаях, установленных законом». Из текста статьи прямо следует, что государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан.
2.1 Понятие и классификация принципов права социального обеспечения
Показателем самостоятельности
той или иной отрасли права
является наличие не только отдельного
предмета и метода правового регулирования
общественных отношений, но и специфических
отраслевых принципов правового
регулирования.
В теории права под правовыми принципами
(принципами права) понимаются исходные
нормативно-руководящие начала (положения),
которые выражают главное в сущности права,
на базе которого оно возникает, развивается
и функционирует.
В течение долгого времени эта формулировка
оставалась традиционной, однако в последние
годы взгляды специалистов стали меняться.
Споры обычно сводятся к тому, являются
ли принципы права только «руководящими
идеями» или они должны быть закреплены
в нормах. Представляется, что закрепление
правовых принципов в нормах права - это
то, к чему должна стремиться правовая
система любого социального, цивилизованного
государства. В условиях же переходного
периода, нестабильности экономики, падения
политических и моральных устоев общества
законодательно реализовать в нашей стране
данную задачу весьма сложно, хотя существуют
отдельные положительные примеры. Так,
в ст. 4 Федерального закона «Об основах
обязательного социального страхования»
от 16.07.1999 № 165-ФЗ определены основные принципы
осуществления обязательного социального
страхования:
· устойчивость финансовой системы обязательного
социального страхования, обеспечиваемая
на основе эквивалентности страхового
обеспечения и страховых взносов;
· всеобщий обязательный характер социального
страхования, доступность для застрахованных
лиц реализации своих социальных гарантий;
· государственная гарантия соблюдения
прав застрахованных лиц на защиту от
социальных страховых рисков и исполнение
обязательств по обязательному социальному
страхованию независимо от финансового
положения страховщика;
· государственное регулирование системы
обязательного социального страхования;
· паритетность участия представителей
субъектов обязательного социального
страхования в органах управления системы
обязательного социального страхования;
· обязательность уплаты страхователями
страховых взносов в бюджеты фондов конкретных
видов обязательного социального страхования;
· ответственность за целевое использование
средств обязательного социального страхования;
· обеспечение надзора и общественного
контроля;
· автономность финансовой системы обязательного
социального страхования.
До настоящего времени кодифицированного
нормативного акта (основ законодательства
или кодекса), где были бы зафиксированы
принципы социального обеспечения, не
существует. Они содержатся в различных
федеральных законах, других нормативным
актах, которые составляют содержание
отдельных институтов права социального
обеспечения. Данные принципы, например,
отражены в постановлении Правительства
РФ от 07.08.1995 № 790, одобрившем Программу
пенсионной реформы в Российской Федерации,
Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об
основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации» и ряде других.
В настоящее время в связи с происходящими
изменениями в экономической политике
государства, проводящейся реформой пенсионного
обеспечения трансформируются и принципы
права социального обеспечения, изменяются
их формулировки. Однако некоторые идеи,
сформулированные в начале XX в., не потеряли
своей актуальности и сегодня.
В историческом аспекте значительное
влияние на формирование принципов права
социального обеспечения оказала рабочая
страховая программа, принятая VI (Пражской)
Всероссийской конференцией РСДРП в 1912
г. В резолюции конференции «Об отношении
к думскому законопроекту о государственном
страховании рабочих» указывалось:
1) что государственное страхование рабочих
должно обеспечивать рабочих во всех случаях
утраты ими трудоспособности (увечье,
болезнь, старость, инвалидность, а у работниц,
кроме того, беременность и роды; вознаграждение
вдов и сирот после смерти добытчика) или
в случае потери заработка в связи с безработицей;
2) страхование должно охватывать всех
лиц наемного труда и их семейств;
3) все застрахованные должны вознаграждаться
по принципу возмещения полного заработка,
причем все расходы по страхованию должны
падать на предпринимателей и государство;
4) всеми видами страхования должны ведать
единые страховые организации, построенные
по территориальному типу и на началах
полного самоуправления застрахованных.
Принципы права социального обеспечения
отражают объективно сложившиеся закономерности
развития общества, состояние экономики,
вытекают из содержания социальной политики
государства в сфере материального обеспечения
нетрудоспособных граждан, дают обобщенную
характеристику отрасли. Они не статичны,
с изменением характера социально-обеспечительных
отношений меняются и правовые принципы:
одни прекращают свое существование, другие
появляются, третьи, действующие, наполняются
новым содержанием.
Таким образом, под принципами права
социального обеспечения понимаются
основополагающие идеи, руководящие начала,
которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее
единство данной отрасли права, а с другой
- указывают основные тенденции ее развития.
Классификация принципов по сфере действия такова:
· общеправовые принципы, свойственные
всем отраслям права (гуманизм, демократизм,
принцип социальной справедливости, признания
и гарантированности прав и свобод человека
и гражданина, равенство всех перед законом,
презумпции невинности и т.д.);
· межотраслевые принципы, которые отражают
единые черты нескольких отраслей права
(государственная защита материнства
и детства);
· отраслевые принципы, характеризующие
отдельную отрасль права (всеобщность
права социального обеспечения, социальное
обеспечение за счет обязательных платежей
во внебюджетные фонды, государственного
бюджета, негосударственных пенсионных
фондов и др.);
· внутриотраслевые принципы, касающиеся
отдельных институтов отраслей права
(принципы пенсионного обеспечения, социального
обслуживания, обязательного медицинского
страхования и др.).
Система принципов права социального
обеспечения должна соотноситься с общей
системой принципов права, в основе которой
лежит родовая классификация.
2.2 Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения
Правовые источники, регулирующие
отношения по социальному обслуживанию,
являются составной частью источников
права социального обеспечения. Источники
права составляют предмет фундаментальных
исследований как общей теории права,
так и любой отраслевой правовой науки.
Поэтому естественно, что среди актуальных
проблем науки права социального обеспечения
выявление понятия и особенностей источников
занимает важное место.
От их уяснения зависит определение действительного
места и роли этой отрасли права в обшей
системе отраслей российского права.
Источники права
в юридическом смысле — это внешние
способы выражения правовых норм и придание
им общеобязательного значения, т.е. по
своей сути это синоним понятия «форма
права».
Источники права
социального обеспечения — это различные нормативные
правовые акты, регулирующие комплекс
общественных отношений, составляющий
предмет отрасли права социального обеспечения.
Ввиду того что источники права социального
обеспечения весьма многочисленны и многообразны,
они классифицируются по различным основаниям.
· по юридической силе (законы и подзаконные
акты);
· сфере действия (федеральные, региональные,
принимаемые органами местного самоуправления);
· времени действия (постоянные, временные);
· порядку принятия (акты международного
права и акты национального права социального
обеспечения);
· субъектам правового регулирования
(нормативные акты по материальному обеспечению
и социальному обслуживанию инвалидов,
граждан пожилого возраста, семей, имеющих
детей, и т.д.).
· предмету правового регулирования (комплексные
акты и акты, регулирующие отдельные виды
социального обеспечения);
· издающим их органам (акты органов представительной
и акты органов исполнительной власти):
указы Президента РФ; постановления (распоряжения)
Правительства РФ; акты министерств и
ведомств РФ:
— межведомственные акты (например, Министерства
здравоохранения и социального развития
РФ);
— ведомственные акты; и т.д.
Глава 3. Соотношение
с другими отраслями права
Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.
3.1.Соотношение с трудовым правом
Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:
3.2.Соотношение с гражданским правом
Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:
Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Таким образом, право на социальное
обеспечение каждого человека, закрепленное
в ст. 7 Конституции, представляет собой
совокупность общественных отношений
по распределению внебюджетных фондов
социального страхования и
В российском законодательстве
последних лет, регулирующем отдельные
институты социального
Идеи, сформулированные в начале XX века, не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы — одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера
На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.
Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.
Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).
Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно правовые акты
1. 1 Конституция Российской Федерации.
1.2 Федеральный закон от
31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об
обеспечении пособиями по
1.3 Федеральный закон от
24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об
дополнениями).
1.4 Федеральный закон от
4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О
дополнительном материальном
1.5 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменения и дополнениями).
1.6Федеральный закон от
15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном
Информация о работе Государственное пособие гражданнам имеющим детей