Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:53, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное изучение государственного принуждения, как метода управления.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1) проанализировать методы осуществления государственной власти,
2) изучить государственное принуждение как метод управления,
3) дать характеристику принципам осуществления государственного принуждения
Введение 5
Глава 1. Содержание института государственного принуждения 7
1.1. Методы осуществления государственной власти 7
1.2. Государственное принуждение как метод управления 10
1.3. Принципы осуществления государственного принуждения 12
Глава 2. Особенности государственного принуждения 14
2.1. Виды и формы государственного принуждения 14
2.2. Отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Содержание
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.
Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение есть острое и жесткое средство социального воздействия.
Государственное принуждение является залогом стабильной работы правового общества. Кроме того в процессе реализации принуждения ущемляются права и свободы гражданина. В связи с этим, требуется четкая правовая регламентация действия данного механизма, понимания особенностей методов и форм принуждения, а также разграничения данного института от смежных, в частности от института юридической ответственности. Это обуславливает актуальность данной работы.
Предметом настоящего исследования непосредственно является государственное принуждение.
Целью настоящей работы является комплексное изучение государственного принуждения, как метода управления.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1) проанализировать методы осуществления государственной власти,
2) изучить государственное принуждение как метод управления,
3) дать характеристику принципам осуществления государственного принуждения
5) исследовать отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения
Задачи исследования
определяют его структуру. Курсовая
работа состоит из двух глав. Первая
глава посвящена
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы. Это методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, формально-логический метод. Так и специально-юридические (догматический, сравнительно-правовой, технико-юридического анализа и др.) методы.
Нормативной основой исследования в курсовой работе явились положения действующего российского законодательства.
К основным, традиционным
методам осуществления
Для каждой стадии социально-экономического развития общества характерна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Объективные закономерности определяют как те цели, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.
Управление делами государства, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью действующих способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления — убеждение и принуждение.
Убеждение и принуждение в современном обществе являются методами социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.
Убеждение и принуждение как методы государственного управления — это явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.
Социальное назначение
и эффективность этих методов определяется тем, что они, во-первых
обусловлены общими социально-экономическими
закономерностями развития современного
общества. Во-вторых они должны находиться
в неразрывном единстве. В - третьих,
методы зависят от того, насколько правильно,
социально адекватно
отражают требования жизни, экономические
и политические потребности развития
общества. В- четвертых, данные методы
основаны на соотношении убеждения и принуждения,
обусловливаемом сущностью и состоянием
общества и государства, которое может
быть тоталитарным, полицейским или демократическим,
правовым.1
Российское государство, являющееся по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Российское государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.
В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их Должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.
При воздействии на сознание
людей путем убеждения у
Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.
Содержание метода убеждения весьма разнообразно и выражается в воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе поощрений.
Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нор мы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждение. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.
Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно — необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти».
Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.2
Само по себе государственное принуждение есть острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение, в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель — заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.
Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся:
1.меры юридической ответственности (уголовной, администра-тивной, дисциплинарной, материальной);
2.меры пресечения и административно-
В качестве непосредственного
объекта физического
Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.
Таким образом, из вышесказанного
можно сделать вывод, что назначение
принуждения состоит в
Принципы государственного
принуждения можно охарактеризо
Во-вторых, при осуществлении принуждения должен соблюдаться принцип равенства всех и каждого перед законом и судом. Государство гарантирует равный правовой статус субъектов права и запрет дискриминации. Меры принуждения применяются к человеку независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
В – третьих, при осуществлении принуждения должен соблюдаться принцип презумпции невиновности. Лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против себя и своих близких. Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности лица, возлагается на государство.
В-четвертых, при применении мер принуждения должны соблюдаться принципы гуманизма, запрета жестокого обращения, пыток, телесных наказаний, минимизации вреда, причиняемого лицу принудительными мерами. Правоохранительные органы не должны обращаться с человеком, унижая его достоинство как личности. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Наказание должно преследовать не только карательные, но и воспитательные цели.