Государственное управление и современный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить государственное управление и современный менеджмент.
В соответствии с целью работы, можно выделить задачи исследования:
изучить общетеоретические аспекты государственного управления и современного менеджмента;
выделить основные черты государственного управления в Казахстане;
рассмотреть характерные черты современного менеджмента;
проанализировать современный менеджмент в государственном управление РК;
провести анализ функциональной картины современного менеджмента.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.98 Кб (Скачать файл)

«Государство, –  писал немецкий политолог М. Вебер, – есть отношение господства людей  над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие  как средство». Иначе говоря, государственное  управление несет в себе такую  властную силу, которая способна обеспечить реализацию поставленных целей, организацию  общественной жизни, регулирование  поведения людей в обществе.

Государственное управление имеет целенаправленный характер и обеспечивает решение специфических задач. Именно государству принадлежит ведущая роль в реализации стратегических задач и приоритетов, предусмотренных Стратегией развития Казахстана на период до 2030 года. Качественные особенности государственного управления отражает своя нормативно установленная цель. Она формируется и находит свое закрепление в Конституции Республики Казахстан, законодательных и других нормативных правовых актах высших представительных и исполнительных органов республики. Речь идет об обеспечении материального благополучия членов общества, их нравственного и физического совершенствования, правовой и социальной защищенности. Цель государственного управления состоит в повседневном исполнении, претворении в жизнь Конституции, законов, указов Президента страны и других нормативных правовых актов. Более конкретно целевая направленность деятельности государственных органов определена в их уставных документах или законодательных актах.

Достижение генеральной  цели государственного управления отраслью (сферой, функцией) предполагает решение  различных по характеру, содержанию и социальному назначению задач. Последние наряду с общей целью  формируются под воздействием социально-политических и экономических условий развития общества и государства, то есть выражают вполне определенные, конкретные социальные запросы (производство товаров, работ, услуг). Цель, задачи и содержание управленческой деятельности определяют социальное назначение той или иной отрасли государственного управления. Это, в свою очередь, порождает  комплекс специфических функций  управления в отрасли, адекватных методов  управления и правовых форм.

Государственная власть управляет  обществом при помощи системы  органов. Они разнообразны по своей  структуре и компетенции, а их совокупность нередко называют механизмом государства, материальным выражением государственной власти. К числу важнейших относятся органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также иные органы и учреждения государства, обеспечивающие нормальное функционирование общества и охрану его от противоправных посягательств.

Государственное управление выражает интересы всего общества, обеспечивает координацию (согласованность) развития всех отраслей управления. Для  повседневного выполнения управленческих функций создается специальный аппарат, осуществляющий от имени государства управление в обществе. Задачи, стоящие перед государственными органами, определяют содержание работы этих органов. Через государственное управление реализуются внутренние и внешние функции государства. Эта деятельность государства многообразна, отличается большой масштабностью, сложностью и объемом управленческих функций. Речь идет о развитии отраслей экономики, социальной сферы и административно-политического строительства.

Выделение из общества публичной, государственной власти связано  с появлением особого слоя людей  – профессионалов, осуществляющих от имени государства управленческие функции. Эти люди занимают свои должности путем избрания, назначения либо замещения по конкурсу (контракту). Они не принимают непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ, а занимаются исключительно своей специализированной деятельностью – управлением, причем речь идет об управлении не в форме пожеланий или призывов, а в официальной, правовой форме, ибо такое управление опирается на государственную власть.

В системе государственных  органов особо следует выделить аппарат принуждения. Он охватывает военизированные структуры (армию, полицию, национальную гвардию, разведку и т. д.) и специальные принудительные учреждения (суд, тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения и т. п.). Государственный аппарат, включая военизированные структуры, в литературе иногда называют публичной властью, рассматривая ее как один из важных признаков государства. Здесь имеется в виду монополия государства на легитимное применение силы, юридического принуждения. Потенциальная возможность лишения свободы, имущества и даже жизни людей подчеркивает особую роль государственной власти в обществе.

Следующим признаком государственного управления является его распространенность на все население страны в пределах соответствующей территории. Здесь  следует прежде всего особо выделить социальную роль государства в современном  обществе. Из органа, стоящего над обществом (например, в условиях автократического, тоталитарного режимов), государство  превращается в организующую силу общества (современное цивилизованное государство). Исторически появление государства  обусловлено, с одной стороны, социальной асимметрией общества, а с другой – «необходимостью выполнения «общих дел», вытекающих из природы всякого  общества». У современного государства  таких обязанностей становится все больше и больше. Это связано с развитием транспорта и коммуникаций, борьбой со стихийными бедствиями и эпидемиями, обороной своей территории, международными отношениями и многим другим. для решения данных задач государство создает соответствующие органы, которые специализировано занимаются выполнением этих «общих дел».

В современном обществе государство  становится органом преодоления  социальных противоречий и конфликтов, защиты общественных и личных интересов каждого члена общества. Государственное управление в демократическом обществе основывается на таких принципах, как разделение власти на отдельные ветви (законодательную, исполнительную, судебную), верховенство закона, учет общественного мнения и гласность, высокая роль суда, разумная политика в международных отношениях (компромиссы, уступки и т. п.). Все это характеризует современное цивилизованное государство как инструмент обеспечения социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме) [1]. Иначе говоря, «социальный арбитраж» выдвигается в один из важных функциональных признаков государства и государственного управления в современном обществе.

Государственное воздействие  на общественную систему несет в  себе свойство обязательности, то есть все находящиеся на территории страны граждане, лица без гражданства, иностранцы обязаны выполнять законы государства независимо от того, хотят они этого или нет. Именно государство устанавливает общеобязательные (правовые) нормы поведения людей в обществе или отдельных его сферах и обеспечивает их соблюдение силой государственного принуждения. При этом элемент обязательности государственного воздействия на общественную систему не следует понимать в том смысле, что государство повсеместно вмешивается или должно вмешиваться во все поступки людей. Государство осуществляет регулирование только наиболее важных с точки зрения публичных интересов вопросов жизнедеятельности общества. В остальном людям предоставляются в достаточно большом объеме права, свободы и самостоятельность в выборе своих действий, поступков, решений.

К государственному управлению имеет непосредственное отношение  социальный институт гражданства. Речь идет об устойчивой правовой связи людей с конкретным государством. Через институт гражданства устанавливаются взаимоотношения между государством и лицами, находящимися под воздействием его власти. С одной стороны, государство признает и гарантирует права и свободы человека, а также обеспечивает их защиту (в том числе своих граждан, находящихся за границей), а с другой – гражданин обязан соблюдать законы и иные предписания государства. В своей совокупности установленные права и обязанности составляют политико-правовой статус гражданина. Это дает возможность отличить гражданина государства от иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, согласно законодательству Республики Казахстан только граждане республики могут поступить на государственную службу.

С государственным воздействием на социальную систему связано административно-территориальное устройство государства. Это означает, во-первых, наличие государственной границы, которая отделяет территорию данного государства от других государств и в пределах которой осуществляется государственная власть по территориальному принципу, причем с государственной территорией связано решение внешнеполитических задач и функций государства (включая защиту своей территории от нападения извне). во-вторых, обеспечивается верховенство государственной власти в пределах определенной территории (границ государства), единство и полнота власти законодательных, исполнительных, судебных и других органов и учреждений государства в отношении населения. в-третьих, введение административно-территориального устройства (область, город, район и т. д.) обусловливает формирование центральных и местных органов государства, распределение между ними функций и полномочий, соотношение централизации и децентрализации в управлении отраслями экономики и социальной сферой.

Государственное управление также несет в себе и такое  свойство государственной власти, как  суверенитет государства. Согласно Конституции Республики Казахстан (п. 2, ст. 2) суверенитет республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. Суть суверенитета состоит в верховенстве и независимости государства по отношению к другим социальным структурам внутри страны и по отношению к другим государствам на международной арене (сфера межгосударственных отношений). В государственном управлении это выражается в верховенстве государственной власти на всей территории страны; в реальной возможности принятия и обеспечения исполнения решений, обязательных для населения страны; возможности отмены незаконных решений, принятых другими субъектами социального управления; обладании специальными средствами воздействия (принуждения), которыми не располагают другие социальные структуры.

Качественным параметром системы государственного управления является форма государства. Данное понятие включает форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. В своем единстве они дают целостное представление об организации государственной власти и ее функционировании, о сложности системы государственного аппарата и государственного управления. Форма отражает устойчивость, стабильность государства. От того, как организована государственная власть и как она функционирует, зависит эффективность государственного управления, состояние всего общества.

Таким образом, государственное  управление как универсальное понятие  несет в себе все свойства государства, выражает его сущность и социальное назначение, функции, методы и формы деятельности, является ядром социального управления. Государственная власть через управление обеспечивает всестороннее воздействие на все сферы жизни общества (экономика, социальная сфера, административно-политическое строительство). Государственное управление выступает как целенаправленное, властно-организующее и регулирующее воздействие государства на общественные процессы в соответствии с приоритетными задачами социально-экономических и политических преобразований в Республике Казахстан.

 

1.3 Понятие и структура современного менеджмента

 

Понятие менеджмент в последнее час все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом. Слова менеджер и менеджмент употреблялись в английском языке ещё в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают покупать определенное важность, в соответствии, с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами. В литературе менеджмент определяется как менеджмент производством, система методов, принципов, средств и форм менеджмента, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: есть ли для нас необходимость не только изучать, но и вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке существует термин "управление", а проблемы менеджмента производством довольно полно раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и ряда других причин их сущность неблизко неодинакова.

Что следует учитывать  при выборе структур менеджмента?

Признаки оптимизации  структуры:

  • Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом
  • Небольшое число уровней руководства
  • Наличие в структуре групп специалистов
  • Быстрая реакция на изменения
  • Высокая производительность
  • Низкие затраты

Информация о работе Государственное управление и современный менеджмент