Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 21:31, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение регулятивных норм в государственном управлении.
Реализация данной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
1) изучить виды регулятивных норм;
2) рассмотреть право как основную регулятивную подсистему в государственном управлении;
3) исследовать управленческую деятельность и государственный режим;
4) изучить классификацию форм и методов управленческой деятельности государства.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Регулятивные нормы....................................................... ...................................4
1.1. Виды регулятивных норм................................................................................4
1.2. Право как основная регулятивная подсистема в государственном управлении....................................................... .......................................................6
2. Государственное управление...........................................................................10
2.1. Управленческая деятельность и государственный режим.........................10
2.2. Классификация форм и методов управленческой деятельности государства....................................................... .....................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... .............................................16
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ....................................................... .....
2.2. Классификация форм и методов управленческой деятельности государства
Обычно принято различать экономические, административные и идеологические методы управленческой деятельности. В их рамках существует множество частных методов, способов, приемов.
Экономические методы состоят в создании государством таких условий, чтобы управляемому объекту было выгодно действовать так, как этого желает государство (субъект управления). Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве подготовки кадров.
Административные методы - это команды государства (требования, запреты и т.д.), обязывающие поступать определенным образом. Они могут быть экономически выгодны государству, а могут быть необходимы по другим причинам (например, заказ на производство дорогостоящей техники для обороны страны).
Идеологические методы - это государственное воздействие на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства (например, на коробках с сигаретами от имени государства - министерства здравоохранения есть надпись, предупреждающая о том, что курение опасно для здоровья).
Методы управленческой деятельности могут быть легальными (соответствующими закону) и легитимными (правильными, оправданными в представлениях населения), правовыми и неправовыми.
Различают правовые и неправовые формы и методы деятельности органов государства, его должностных лиц.
К правовым относятся те, которые совершаются на основе конституции, законов, иных правовых актов, в пределах и в соответствии с процедурой, установленной ими. Среди основных правовых форм различают законодательствование, управление, правосудие, контроль. Контрольная деятельность государства выражается в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц законам, актам вышестоящих органов, путем проверки выполнения должностных обязанностей, соблюдения установленных стандартов, правил противопожарной, противоэпидемической и т.д. безопасности.
Неправовые (но не противоправные) формы и методы - это главным образом повседневная организационно-техническая, оперативная деятельность (учет, беседы с подчиненными и начальниками, совещания и т.д.). Их процедуры детально правом не регулируются. От неправовых следует отличать противоправные формы и методы управления (насилие, угрозы, унижение достоинства подчиненных, требования выполнять незаконные действия и т.д.). За применение противоправных методов в нарушение закона может нести ответственность и само государство. Это возможно во внутригосударственных отношениях (например, за причинение ущерба лицу незаконными актами, за судебную ошибку), в сфере международно-правовых отношений за агрессию, преступления против человечества, использование методов принуждения, запрещенных международным правом. Современная Германия выплачивает государственную компенсацию лицам, насильственно угнанным фашистами в Германию во время второй мировой войны из оккупированных территорий, за их подневольный труд. С точки зрения особенностей волеизъявления государства, его органов различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, ответственности, репрессии и др. Стимулирование широко применяется в государственном управлении. Оно используется для ориентации поведения и деятельности участников общественных отношений (граждан, юридических лиц, органов государства и т.д.) в таком направлении, которое государство считает необходимым. Это одна из форм «мягкого» государственного руководства. В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинтересованность государства, метод дозволения в определенной мере характеризует нейтральную, но благожелательную позицию государственной власти по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. Государство не поощряет те или иные виды деятельности, но и не запрещает их - граждане, юридические лица сами решают, воспользоваться ли предоставляемыми возможностями.
Метод дозволения широко используется при регулировании основных прав и свобод личности. Метод охраны используется, прежде всего, для обеспечения стабильности существующих общественных отношений, сложившегося правового порядка. Охранительная деятельность государства осуществляется специализированным аппаратом (полиция, суды, прокуратура и др.) и его другими органами, выполняющими эту задачу попутно. Для защиты государства от агрессии создается армия, для защиты от внутренних угроз - внутренние войска. Требование должного поведения выражает активную заинтересованность государства в определенных действиях со стороны физических и юридических лиц, государственных служащих, учреждений, организаций, коллективов, в развитии общественных отношений в таком направлении, которое оно считает необходимым. В данном случае воля государства проявляется более отчетливо и в жестких формах. Данный метод, прежде всего, возлагает на участников отношений обязанности от имени государства. Он используется в конституционном праве, административном, налоговом и других отраслях права. В форме запретов государство исключает вредную, нежелательную для него общества, человека деятельность. В конституционном праве, например, запрещена пропаганда религиозной нетерпимости, в административном - несанкционированные демонстрации, мешающие прохожий и движению транспорта, в уголовном - посягательства на жизнь человека, в земельном - изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, в гражданском - торговля частных лиц ядами и т.д.
Юридическая ответственность предусмотрена многими правовыми актами и имеет разные формы: ограничение свободы правонарушителя, роспуск общественного объединения, систематически нарушающего свой устав, уплата пени или штрафов при просрочке платежа и т.д. Наиболее острая форма ответственности - репрессия, связанная с прямым насилием. Незаконная демонстрация может быть рассеяна с применением технических средств. Возможна конфискация доходов, с которых не уплачены налоги. По решению суда лицо может быть лишено родительских прав. Используя те или иные методы государственного управления, органы государства, должностные лица применяют конкретные способы административного воздействия. К их числу относятся: адресные задания, назначение или освобождение от должности, регистрация определенных действий, установление стандартов и квот, учет и статистика, оформление государственных заказов, распоряжение объектами государственной собственности, образование, реорганизация или ликвидация подведомственных объектов, приостановление или отмена правовых актов подведомственных органов и должностных лиц, технические операции и т.д. С методами и формами управленческой деятельности тесно связаны также управленческие процедуры.
Среди них выделяют, во-первых, подготовку, принятие и исполнение решений. Решение и его осуществление - один из узловых моментов государственного управления. Управленческое решение должно быть тщательно подготовлено, взвешены возможности его осуществления, просчитаны последствия, предусмотрено его обеспечение и, если необходимо, ответственность за выполнение, причем все эти компоненты, включая ответственных лиц или органы, должны быть конкретизированы.
Во-вторых, управленческие процедуры зачастую тесно связаны с координацией управленческой ,деятельности. Координация обеспечивает экономию ресурсов и средств, позволяет более эффективно выполнять соответствующие задачи. Поэтому, принимая решение, следует проанализировать возможности координации с другими вышестоящими, подчиненными и неподчиненными органами или должностными лицами.
В-третьих, управленческая деятельность связана с организационными, регистрационными, разрешительными или учетно-уведомительными формами работы. Органы государства проводят организационные мероприятия по обеспечению выборов в представительные органы.
В-четвертых, органы государства, государственные учреждения, государственные служащие занимаются консультативной и информационной деятельностью. Она осуществляется в отношении нижестоящих органов, граждан, неподчиненных государственных учреждений, негосударственных организаций. Государственные служащие обязаны разъяснять гражданам законы, внимательно относиться к их нуждам, объяснять, почему конкретный орган или должностное лицо приняло именно такое решение по вопросу, касающемуся гражданина. Органы государства должны представлять информацию вышестоящим органам, а также средствам массовой информации.
В-пятых, сферой деятельности государственного управления являются учетные, аналитические, программные формы работы, а также отчетность. Аналитической работой занимаются все органы государственного управления, по крайней мере, когда представляют периодические годовые отчеты о своей работе. Прогнозы и программы служат для ориентации деятельности того или иного органа, выявлению перспектив, направлений работы. Все государственные органы и государственные служащие в разной мере и в разных формах используют процедуры контроля. Вышестоящие органы и должностные лица проверяют и контролируют деятельность нижестоящих, контролируется ситуация на определенной территории и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управление обществом осуществляется в результате деятельности политической системы общества. Это политические институты, регулятивные нормы, имеющие политическое значение (прежде всего право).
Главная задача государства - конкретное целевое регулирование
общественных процессов, т.е. ориентация
экономического развития в определенном
направлении, политических и духовных
процессов, выполнение конкретных мероприятий
— развитие транспорта, образования, здравоохранения,
культуры и т.д. решается путем применения
публичной власти, которая сосредоточена
в руках определенных институтов политической
системы. Прежде всего это государство,
выступающее как представитель общества
(государственно-
Нормы права являются одной из важнейших категорий. В частности, некоторые правовые школы (позитивизм, нормативизм и др.) рассматривают право как совокупность этих норм, другие же теории (социологическая, естественно-правовая и др.) хотя не отождествляют правовые нормы с правом, но считают, что в этих нормах право объективируется, получает свое внешнее выражение.
Таким образом, важнейшее значение для регулирования этой деятельности имеют различные правила, нормы. В обществе существует много разных правил, которые используются в управленческой деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Государство и право / Алексеев С.С. - М., 2009.- 192 с.
2. Общая теория права/ Алексеев С.С. – М., 2010. – 361 с.
3. Теория государства и права./ Голунский А. Строгович М.С. - М., 2011.-304 с.
4. Теория государства и права: вопросы и ответы./ КоваленкоА.И. – М., 2010.-383 с.
5. Теория государства и права./ Лазарев В.В. Липень В.С. – М. 2009.-575 с.
6. Правовые нормы и правоотношения./ Карева М.П., Айзенберг A.M. - М., 2012.-285 с.
7. Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам `International Encyclopedia of Public Policy and Administration`)/ под ред. Л.В. Волчковой и др. СПб: Петрополис.- 2009. – 628 с.
8. Государственное управление. / Купряшин Г. Л., Соловьев А. И. - М., 2013. – 112 с.
9. Государственное управление и общественная политика : Учебное пособие / Лобанов В. В.. – СПб: Питер, 2012. – 447 с.
10. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко.- М., 1998. – 640 с.
11. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.М.и Перевалова В.Д.. – М., 2009. – 570 с.
12. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М., 2011. – 311 с.
13. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М., 2014. - 384 с.