Государственно-политическое
устройство
Государственный
строй
Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция,
принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование
органов власти Пятой Республики: устанавливает
республиканскую президентско-парламентскую
форму правления (Конституция Французской
Республики, разд. 2)[7]. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава
правительства — премьер-министр. Совет
министров назначается президентом по
согласованию с премьер-министром. Законодательная
власть принадлежит двухпалатному парламенту,
избираемому всеобщим голосованием. Конституция
Французской республики несколько раз
пересматривалась по следующим статьям:
выборы Президента на основе
всеобщего прямого голосования (1962 г.),
введение нового раздела Конституции
об уголовной ответственности членов
правительства (1993 г.),
введение единой сессии парламента
и расширение компетенций референдума
(1995 г.),
принятие временных мер в отношении
статуса Новой Каледонии (1998 г.),
создание Экономического и
Валютного Союза, равноправный доступ
мужчин и женщин к выборным мандатам и
выборным функциям, признание юридического
права Международного Уголовного Суда
(1999 г.),
уменьшение срока президентского
мандата (2000 г.),
реформа об уголовной ответственности
главы государства, закрепление Конституцией
отмены смертной казни, реформа об автономии
Новой Каледонии (2007 г.),
реформа об обновлении государственного
устройства и установления равновесия
распределения властей (2008 г.).
Существует во Франции и Конституционный
совет, который состоит из 9 членов и осуществляет
контроль за правильностью проведения
выборов и конституционностью законов,
вносящих изменения в Конституцию, а также
законов, переданных ему на рассмотрение.
Законодательная
власть
Законодательная власть во
Франции принадлежит Парламенту, включающему
в себя две палаты — Сенат и Национальное
собрание. Сенат Республики, члены которого избираются
на основе непрямого всеобщего голосования,
состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348),
305 из которых представляют метрополию,
9 — заморские территории, 5 — территорииФранцузского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих
за границей. Сенаторы избираются на шестилетний
срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет)
коллегией выборщиков, состоящей из депутатов
Национального собрания, генеральных
советников и делегатов от муниципальных
советов, при этом Сенат каждые три года
обновляется на половину[8]. Последние выборы в Сенат состоялись
в сентябре 2008 года. По итогам выборов,
состоявшихся в сентябре 2008 года, 343 члена
Сената распределяются следующим образом:
Фракция «Союз за народное движение»
(UMP):151
Социалистическая фракция:
116
Фракция «Центристский Союз»:
29
Коммунистическая, республиканская
и гражданская фракция: 23
Фракция «Европейское демократическое
и социальное объединение»: 17
Не состоящие ни в одной фракции:
7
Официальный сайт Сената Франции —
www.senat.fr
По итогам выборов 10 и 17 июня
2007 года, Национальное собрание насчитывает
577 депутатов, распределяющихся таким
образом:
Фракция «Союз за народное Движение»
(UMP): 314 (плюс 6 присоединившихся)
Социалистическая радикальная
и гражданская Фракция: 186 (плюс 18 присоединившихся)
Левая демократическая и республиканская
фракция: 24
Новая центристская фракция:
20 (плюс 2 присоединившихся)
Не состоящие ни в одной фракции:
7
Официальный сайт Национальной
Ассемблеи: www.assemble-nationale.fr
Национальное собрание, депутаты которой избираются
на основе прямого всеобщего голосования
сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов,
555 из которых представляют метрополию,
а 22 — заморские территории. Депутаты Национального
собрания избираются прямым всеобщим
голосованием на пятилетний срок. Последние
выборы депутатов Национальной Ассамблеи
состоялись в июне 2007 года. Помимо своей
функции — контроля за деятельностью правительства,
обе палаты разрабатывают и принимают
законы. В случае разногласий окончательное
решение остается за Национальной Ассамблеей.
Исполнительная власть
В Пятой республике премьер-министр отвечает за
текущую внутреннюю и экономическую политику,
а также имеет право издавать указы общего
характера. Он считается ответственным
за политику правительства (статья 20).
Премьер-министр руководит деятельностью
правительства и обеспечивает исполнение
законов (статья 21). Существует у премьер-министра
собственный сайт: www.premier-ministre.gouv.fr.
Премьер-министр назначается президентом республики. Утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется, так как Национальное
собрание имеет право в любой момент объявить
правительству вотум недоверия. Обычно премьер-министр представляет
ту партию, которая имеет большинство
мест в Национальном собрании. Премьер-министр
составляет список министров своего кабинета
и представляет его на утверждение президенту.
Премьер-министр инициирует
принятие законов в Национальном Собрании
и обеспечивает их выполнение, он же отвечает
за национальную оборону. Премьер-министр
контрассигнует акты президента, замещает
его в качестве председателя в советах
и комитетах, определённых статьей 15 Конституции.[9]
С 17 мая 2007 года правительство возглавляет Франсуа Фийон (член партии Союз за народное
движение).
Судебная власть
Судебная система Франции регламентируется
в VIII разделе Конституции «О судебной
власти». Президент страны является гарантом
независимости судебной власти, статус
судей устанавливается органическим законом,
а сами судьи — несменяемы.
Французское правосудие основывается
на принципах коллегиальности, профессионализма,
независимости, которые обеспечиваются
рядом гарантий. Закон 1977 года установил,
что расходы на осуществление правосудия
при рассмотрении гражданских и административных
дел возлагаются на государство. Это правило
не распространяется на уголовную юстицию.
Также важным принципом является равенство
перед правосудием и нейтральность судей,
публичное рассмотрение дела и возможность
двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена
и возможность кассационного обжалования.[10]
Судебная система Франции многоступенчатая,
и её можно разделить на две ветви — саму
судебную систему и систему административных
судов. Низшую ступень в системе судов
общей юрисдикции занимают трибуналы
малой инстанции. Дела в таком трибунале
рассматриваются лично судьей. Однако
при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции
рассматривает дела с незначительными
суммами, а решения таких судов апелляционному
обжалованию не подлежат.
При рассмотрении уголовных
дел этот суд называется трибуналом полиции.
Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским
делам и исправительный суд. Апелляционный
суд всегда выносит решения коллегиально.
Гражданско-правовая часть апелляционного
суда состоит из двух палат: по гражданским
и социальным делам. Имеется также палата
по торговым делам. Одной из функций обвинительной
палаты является функция дисциплинарного
суда в отношении офицеров судебной полиции
(офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.).
Есть также палата жандармерии по делам
несовершеннолетних. В каждом департаменте
есть суд присяжных. Кроме того, во Франции
действуют судебные органы специального
назначения: торговые суды и военные суды.
Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует
ветвь административной юстиции.Прокуратура представлена прокурорами при
судах разных уровней. Генеральный прокурор
с заместителями находится при апелляционном
суде. Прокуратура при кассационном суде
включает в себя генерального прокурора,
его первого заместителя и заместителей,
которые подчинены министру юстиции.[11]
[Местное самоуправление
Система местных органов самоуправления
во Франции строится в соответствии с
административно-территориальным делением.
Оно представлено коммунами, департаментами
и регионами, где существуют выборные
органы.
Коммуна насчитывает около 36 тыс. человек,
управляется муниципальным советом и мэром, который является органом
исполнительной власти. Совет же управляет
делами коммуны, принимает решения по
вопросам, затрагивающим интересы её граждан
по всем социальным проблемам: распоряжается
имуществом, создает необходимые социальные
службы.
Департамент является основной
единицей административно-территориального
деления Франции. Департаменты делятся
на внутренние (96) и заморские департаменты.
К ведению департаментского Совета относится
принятие местного бюджета и контроль за его исполнением,
организация департаментских служб, управление
имуществом. Исполнительным органом департамента
является председатель генерального совета.
Самой крупной единицей в административном
делении страны является регион. В каждом
регионе учреждены экономические и социальные
комитеты, и региональный комитет по займам.
В регионе действует своя счётная палата.
Региональный совет избирает своего председателя,
который является исполнительной властью
в регионе.
Вооружённые силы и полиция
Вооружённые силы Франции
В целом, Франция является одной из немногих
стран, в составе вооружённых сил которой
есть почти полный спектр современного
оружия и военной техники собственного
производства — от стрелкового оружия
до ударных атомных авианосцев.
Франция является страной-обладательницей
ядерного оружия. Официальной позицией
французского правительства всегда было
создание «ограниченного ядерного арсенала
на минимально необходимом уровне». На
сегодняшний день этот уровень составляет
четыре атомные подводные лодки и
около ста самолетов с ядерными ракетами.
В республике действует контрактная
система прохождения службы и отсутствует
воинская обязанность. Военный персонал,
включающий в себя все подразделения,
составляет около 270 тыс. человек. При этом,
согласно реформе, начатой президентом
республики Николя Саркози,
из армии должно быть уволено 24 % служащих,
в основном состоящих на административных
должностях.