Государственный аппарат,его структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Цель : Изучение государственного аппарата ,его структуру и функции.
Задачи курсовой работы :
- изучить понятие и значение государственного аппарата;
- изложить функции государственного аппарата;
- рассмотреть структуру государственного аппарата;
- изучить государственный аппарат в конкретном государстве (например в Российской Федерации).

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться вглубь веков, то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.

Цель : Изучение государственного аппарата ,его структуру и функции.

Задачи курсовой работы :

- изучить понятие и  значение государственного аппарата;

- изложить функции государственного  аппарата;

- рассмотреть структуру  государственного аппарата;

- изучить государственный  аппарат в конкретном государстве (например в Российской Федерации).

В основу работы положены: специальная научная литература, научные статьи по данной теме, Конституция РФ. 
Глава 1. Понятие и значение государственного аппарата

 

В юридической науке пока не сложилось однозначного мнения о соотношении таких понятий, как "механизм государства" и "государственный аппарат". Одними авторами они употребляются как синонимы, другие находят в них ряд различий.

Например, академик Нерсесянц В.С. дает такое определение «Механизм (аппарат) государства — это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства.»1, профессор Власенко Н.А. : «Государственный аппарат - это система государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности (принцип демократизма, законности, гласности, разделения властей и т.д.)».2 , а по мнению Матузова Н.И., и Малько А.В. «Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.»3

В основе построения и функционирования государственного аппарата лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Аппарат любого государства - это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. Государственный аппарат создает необходимые учреждения, с помощью которых проводятся в общественную жизнь, в поведение людей государственные решения. Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней.

 

Глава 2. Функции государства

 

Академик  Нерсесянц В.С.  считает,  что функции государства — это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.4

Внутренние и внешняя функции государства тесно взаимосвязаны, дополняют и подкрепляют друг друга. Внешняя функция государства — это деятельность государства в качестве суверенного субъекта международных от ношений. Данная функция включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества (политического, экономического, научно-технического, культурного и т.д.) с другими государства ми, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, укреплению и развитию международного сообщества государств, преодолению войн и упрочению мира между народами. Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка. К числу таких отдельных основных функций государства относятся: правоустановительная функция, правореализаторская функция, правозащитная функция, внешнегосударственная функция. В числе названных функций три первые являются внутренними функциями и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета государства. Четвертая функция является внешней функцией государства и характеризует осуществление внешнего суверенитета государства.5

Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.). Государство так же невозможно без права, как и право — без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслу правоустановительная функция — это одновременно и государствоустановительная функция. Конституированние государства означает, прежде всего, его правовое оформление, т.е. определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организованной жизни. Правоустановительная деятельность представляет собой процесс постоянного изменения и обновления действующего права, причем сама эта деятельность (ее формы, процедуры, субъекты, их правомочия и т.д.) тоже урегулирована правом и совершенствуется вместе с развитием правовой и политической культуры общества. Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом. Правореализаторская функция призвана обеспечить все формы реализации права (осуществления правомочий, обязанностей и соблюдения запретов, применения права) как в деятельности самого государства (всех государственных органов и должностных лиц), так и применительно к поведению людей. Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих действий. Уже сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно- правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.6 Правореализаторская функция включает в себя в качестве важного компонента и деятельность государства, его органов и должностных лиц по обеспечению процесса осуществления прав и свобод человека и гражданина и исполнения ими своих обязанностей. Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.7 Осуществление правозащитной функции — одна из главных обязанностей государства, что закреплено в Конституции РФ.8

 

 

Глава 3. Государственный аппарат : структура , элементы , принципы организации и деятельности

 

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.9

Элементами государственного аппарата являются :

    1. Орган государства
    2. Государственное учреждение
    3. Материальные средства

Орган государства – первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства.

Государственное учреждение – это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у них.

В каждом государстве складывается свой государственный аппарат, набор органов и материальные средства.

Материальные средства- часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция,  тюрьмы).10

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Различают две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные. Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные. К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят: 1)разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; 2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие( всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами); 3)гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества; 4)законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов; 5)профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической; 6)гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом; 7)национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях; 8)федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.11

 

Глава 4. Структура государственного аппарата РФ

 

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т.е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

1. Президент РФ . С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти . Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.12 Президент РФ избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.13   2 . Органы представительной и законодательной власти . Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание.14  Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых - издание федеральных законов. Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в установленный срок. 3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России.15 Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; б)представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; г) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; д) осуществляет управление федеральной собственностью; е) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; ж) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; з) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России.16 4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка . К ним относятся установленные Конституцией РФ органы судебной власти и прокуратуры. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ( рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование); Верховный Суд РФ. С недавнего времени Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный суд объединились(является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.)17, поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды . Прокуратура РФ , как определено в Конституции РФ, составляет единую, централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим Генеральному прокурору РФ. Принятая в соответствии с Конституцией РФ новая редакция федерального Закона “О прокуратуре Российской Федерации” подтвердила статус прокуратуры РФ как важнейшего независимого органа право охраны и обеспечения законности в стране Согласно этому документу, прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов и иные функции, в том числе уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Государственные органы, не выделенные отдельно в Конституции РФ. К ним относятся Министерство внутренних дел РФ, включая полицию, внутренние войска и другие его структуры, Федеральная служба безопасности РФ, Государственный таможенный Комитет РФ ,Департамент налоговой полиции РФ, а также соответствующие подконтрольные им органы в субъектах Федерации. Соответственно их принято именовал правоохранительными органами. 5. Вооруженные Силы РФ. Как установлено федеральным Законом “Об обороне”, Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ.18

В ежегодных президентских посланиях Федеральному Собранию РФ выполнение задач обеспечения свободы и демократии как условий движения к прогрессу и процветанию в нашей стране непосредственно связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственности, механизмов властвования в рамках права. К первоочередным мерам в этом направлении относятся: дальнейшее улучшение структуры и повышение эффективности функционирования механизма государства в целом и каждого из составляющих его органов в отдельности, слаженность и взаимодействие в их работе, нормативно-правовое обеспечение данного процесса.

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сказать, что качественная реализация государством его функций невозможна без должным образом организованного, государственного аппарата. Вся система органов государственной власти должна быть строго организована, и каждый структурный элемент должен выполнять именно те функции, которые на него возложены. Любое отклонение от этих норм ведет к сбою во всей системе управления. И именно в нашей стране вопрос эффективности работы государственного аппарата возникает особенно часто. Возможно, это обусловлено тем, что не совсем четко определено какой орган, какую функцию должен реализовывать или же одна и та же функция осуществляется несколькими органами, которые не могут или не хотят взаимодействовать.

Таким образом, можно сказать, что задачей любого государства является выстроить такой механизм осуществления государственной власти который способен реализовать все без исключения функции государства.

 

Список использованной литературы

Информация о работе Государственный аппарат,его структура и функции