Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение демократического государственного режима.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть политический режим как элемент формы государства;
изучить типологию политических режимов;
изучить понятие демократии;
описать формы осуществления демократии;
выявить особенности демократического политического режима.
Введение…………………………………………………………………………
1 Понятие и виды политических режимов……………………………………
1.1 Политический режим как элемент формы государства………………….
1.2 Типологии политических режимов………………………………………..
2 Общая характеристика демократического режима…………………………
2.1 Понятие демократии………………………………………………………..
2.2 Формы осуществления демократии……………………………………….
2.3 Особенности демократического политического режима………………...
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………..
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Понятие и виды
политических режимов………………………… |
5 |
1.1 Политический режим
как элемент формы государства… |
5 |
1.2 Типологии политических режимов……………………………………….. |
7 |
2 Общая характеристика демократического режима………………………… |
9 |
2.1 Понятие демократии……………………………… |
9 |
2.2 Формы осуществления демократии………………………………………. |
14 |
2.3 Особенности демократического политического режима………………... |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список использованной литературы………………………………………….. |
28 |
Приложение А Классификация политических систем по Г. Алмонду……... |
30 |
Приложение Б Типы политических систем по Ф. Эндрейну………………... |
31 |
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением понятия политического режима, типологии политических режимов, а также с проблемами становления демократического политического режима. Указанные вопросы требуют сегодня серьезной теоретической разработки, осмысления.
В последнее десятилетие в Российской Федерации осуществляются, глубокие государственно-политические, социально-экономические, правовые преобразования. Сопутствующее этому процессу новое политико-правовое мышление ставит человека, его жизненные проблемы и интересы, в качестве важнейшего объекта исследования общественных наук. Одним из фундаментальных понятий, наиболее тесно связанных с реальными условиями существования человека, его правами и обязанностями, является демократический политический режим.
В связи с этим вполне закономерна актуальность в наши дни идеи демократизации политических режимов в современном мире.
Форма государства, являясь сложным общественным явлением, определяет, как государство устроено и организовано, какими методами осуществляется государственная власть, какова территориальная организация; государственной власти. От того, какой будет форма государства, в значительной степени зависит будущее того или иного государства в целом, а соответственно всего общества и каждого человека в отдельности.
К настоящему времени наука приобрела значительный опыт в исследовании этой проблемы. Ее освещение позволит более четко определить рубежи, достигнутые на сегодняшний день в теории формы государства, выявить нерешенные вопросы и более определенно сформулировать задачи и цели последующих разработок.
Целью курсовой работы является рассмотрение демократического государственного режима.
Задачи курсовой работы:
Объект исследования: демократический политический режим.
Предмет исследования: теоретико-правовые аспекты формирования, развития и функционирования демократического режима.
В курсовой работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, а также ряд частнонаучных методов: сравнительного правоведения, логический, системно-структурный, историко-юридический, классификации государственно-правовых явлений, реконструкции идей и теорий.
Теоретическую основу работы составили труды российских и зарубежных авторов, таких как: Алексеев С.Ю., Бабаев В.К., Венгеров А.Б., Головистикова А.Н., Иоффе О.С., Исаев И.А., Левченко В.Н., Пугинский Б.И. и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Понятие и виды политических режимов
1.1 Политический режим как элемент формы государства
Среди базовых для политической науки понятий - понятие «политический режим» занимает чрезвычайно важное место. Оно появилось «как антитеза формально-правовым определениям государства в классической позитивистской юриспруденции. Эвристический потенциал данного понятия состоит в раскрытии реального механизма власти в противоположность формальному его определению.
Существует множество
Одним из наиболее признанных, является определение, данное Иоффе О.С.: политический режим это «определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления» [9, с.72].
Приведем также более
современное определение Кашани
Достоинство этого определения
в том, что оно максимально
широко, то есть носит зонтичный
характер, и под него могут быть
подведены все исследуемые «
Американская школа политологии вместо «политического режима» обычно использует более широкое понятие «политической системы». Однако, по мнению Левченко В.Н., «политическая система» есть понятие обобщающее, аналитическое, играющее в осмыслении политической реальности роль концептуального ядра, в то время как «политический режим» способствует эмпирическому описанию этих реальностей [15, с.89].
Если системная теория имела целью выявление общих функций политической системы, то политический режим, по мнению того же автора, обозначает специфические пути и средства, какими эти функции могут быть структурированы и встроены в институты и процедуры, а также возникающие входе этого специфические взаимоотношения. Иногда, для того чтобы подчеркнуть это различие, отмечают, что политический режим представляет собой функциональную подсистему политической системы. Одна и та же политическая система в зависимости от исторического контекста может функционировать в различных режимах.
Таким образом, можно говорить о политическом режиме как об открытых для изменений моментах правления, переменных параметрах современного конституционного строя. Само слово «режим» получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII - начале XIX вв., одновременно со словом «Конституция», послужившим для концептуализации устойчивых характеристик политического устройства, уважение которых было обязательным как для государства, так и для гражданского общества. Соответственно, требовалось каким-то образом обозначить комплекс переменных параметров политического устройства, которые не только можно, но и должно периодически менять. «Любая конституция рисует не одну, а множество схем правления, построение которых зависит о расстановки сил в данный момент.
1.2 Типологии политических режимов
Первый шаг в классификации политических режимов - разделение их на открытые (демократические) и закрытые (недемократические).
Открытая политическая
система характеризуется
Для закрытых политических
систем, напротив, характерны репрессивные
меры по отношению к инициативам
и несанкционированным
В литературе обычно выделяются следующие показатели степени открытости политических систем:
Число политических партий, фракций и организованных групп интересов, которые способны переводить требования различных социальных групп на язык официальной политики. Считается, что чем их больше, тем менее вероятно формирование общественных движений, требования которых не вписались бы в спектр политических требований, выдвигаемых политическими партиями.
Разделение исполнительной и законодательной власти. Поскольку законодательная власть (в отличие от исполнительной) непосредственно подотчетна избирателям, постольку она более чувствительна к требованиям населения, а значит и общественных движений, групп интересов и др. [18, с.55]
Характер взаимодействия исполнительной власти и организованных групп интересов. Считается, что там, где между этими социальными институтами складываются относительно свободные неформальные связи, облегчается доступ новых требований к центру принятия решений, а это значит, что невелика вероятность возникновения радикальных протестных движений.
Наличие механизма агрегации
требований, выдвигаемых различными
социальными и политическими ав
Исходя из этих критериев,
Г. Алмонд предложил следующую
1) англо-американская (наиболее открытая);
2) континентально-европейская (относительно закрытая, ассоциируется с «иммобильностью» и «непреходящей угрозой того, что часто называют «цезаристским переворотом»);
3) тоталитарная;
4) доиндустриальная (Приложение А) [17, с.102].
Первые две - это типы демократических режимов; они отличаются характером политической культуры и ролевых структур. Англо-американские системы отличаются «однородной светской политической культурой» и «высокоспециализированной ролевой структурой», тогда как континентальным европейским системам присущи «раздробленность политической культуры», т. е. существование автономных, мало соприкасающихся друг с другом политических субкультур, и ролевая структура, в которой «роли задаются субкультурами и имеют тенденцию к формированию собственных подсистем распределения ролей». Великобритания и США являются классическими примерами первого типа, Веймарская Германия, Франция и послевоенная Италия - второго. Политические системы стран Скандинавии и Бенилюкса «сочетают в себе некоторые черты и европейского континентального, и англо-американского типов». Третья и четвертая системы - закрытые, однако тоталитарная, в отличие от доиндустриальной, относится к современному типу политических систем.
Признать эту типологию логически последовательной достаточно трудно, она только описывает определенный круг политических феноменов, но не слишком помогает в объяснении реальности, поэтому появилось великое множество других классификаций. Так, Чарльз Ф. Эндрейн выделяет четыре типа политических систем:
1) народная (племенная);
2) бюрократическая авторитарная;
3) согласительная;
4) мобилизационная (Приложение Б) [17, с.102].
Его типология строится на основе трех параметров:
1) ценностные иерархии
и интерпретация культурных
2) воздействие на политический процесс со стороны таких структур, как правительство, политические партии, социальные группы внутри страны, различные иностранные институты;
3) поведение лидеров и масс [17, с.103].
Такое сочетание структурного, культурного и поведенческого аспектов в исследовании политических систем дало возможность более тесно связать теорию с политической практикой.
В заключении отметим, что актуализация проблемы взаимовлияния политического режима и формы правления, ставшей сегодня центральной для стран «демократического транзита», привела к появлению типологии, призванной связать воедино политологическую и формально-правовую характеристики государственного устройства. В результате появились понятия «парламентский режим», «президентский режим», «смешанный (или полупрезидентский) режим» и т. д.
2 Общая характеристика демократического режима
2.1 Понятие демократии
Пытаясь определить, что собой представляет демократия, многие западные исследователи, сделали вывод о том, что демократия - это:
Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала «народовластие» (от demos - народ и kratos - власть). Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне.
В отечественной научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии исходят, так же, как и в западных источниках, из традиционного представления о ней как о народовластии. Но в отличие от последних основной акцент при ее определении зачастую ставится не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких, как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, - это не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод».