Государственный и общественный строй Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в следующем: история Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан -Инь (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - «борющихся царств» (V - III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники.

Содержание работы

Введение
1. Общественный строй древнего Китая
2. Государственный строй древнего Китая
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Галкина ои.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

 

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История Государства и права зарубежных стран »

на тему: «Развитие  общественного и государственного строя  древнего Китая»

 

Выполнил: курсант 103 учебной  группы

ФПС, рядовой полиции

Галкина О.И.

Проверил: Кандидат юридических  наук

подполковник полиции

Старикова Ольга Николаевна

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

 

 

                                                          ПЛАН

Введение 

1. Общественный строй древнего Китая

2. Государственный строй древнего Китая

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение 
 
Сегодня Китай - это страна о преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции»,  трагедии, не имевшей ничего общего ни с  культурой, ни с революционными традициями; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность,  молодое и отжившее,  порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешней день страны. 
 
Актуальность выбранной темы: «Государственный  и общественный строй Древнего Китая» заключается в следующем: история Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан -Инь (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - «борющихся царств» (V - III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. 
 
Значимость

 

Самые разнообразные источники позволяют современным историкам изучать многовековую историю великого китайского народа. Особенное значение в этом отношении имеет то обстоятельство, что китайская письменность, восходящая к истокам древнекитайской государственности, сохранила непрерывную нить исторической традиции. Ныне уже представляется возможным восстановить не только общие контуры, но и основные факты истории древнего Китая, начиная с того времени, когда на развалинах родового строя стало возникать древнейшее рабовладельческое общество и деспотическое государство. 

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного  и общественного строя в Древнем Китае. 
 
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 
 
1)изучить  историю  развития  Древнего  Китая,  проанализировать  историческое развитие этой древней страны; 
 
2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности; 
 
3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

 

 
  
 Основными методами, используемыми при написании данного реферата, являлись аналитический, синтез, индукция и дедукция, метод абстракции и сравнительный.

 

Степень разработанности 

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные  труды отечественных и зарубежных авторов в области истории зарубежных стран.  

 
Структура курсовой работы включает в  себя введение, три главы,  заключение, список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Общественный строй

В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI—Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили  между тремя социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесе-мейных (клановых) объединений; б) свободными крестьянами-общинниками; в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

Этому соответствовала  система "общественных полей", при  которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновников различных paнгов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

Вместе с исчезновением "общественных полей" рента-налог  в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.

Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял  из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства — крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

Различия между тремя  вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. "Благородные" противопоставлялись  законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году

до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации  у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой налог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года.

Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного  равновесия государственного и частного землевладения.

Реформы Шан Яна

 

Ни египетская, ни вавилонская  истории не сохранили сведений о  правительственных мерах, преследующих общинные порядки или стимулирующих  их прекращение. Примеры такого рода дает нам история Древнего Китая.

В период государственной раздробленности в Китае начинаются реформы. Крупным реформатором эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг.) до н.э.. Его принцип: иметь много наказаний и мало наград, жестко карать за мелкие преступления, тогда большим неоткуда будет взяться; разобщать людей взаимным доносительством и слежкой. Цель системы: наведение государственного порядка и насильственное объединение Китая. Реформы коснулись многих сторон жизни: свободная покупка и продажа земли нанесла удар по землевладению общины. Той же реформой были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление — на уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука: каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку-пятидворку; во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень»— клан и т. д., вплоть до округов и областей.

Шан Ян перенес принцип  «пятерок» на армию: за провинность одного отвечали все пять. В армии введено 18 степеней отличий. В расчет принималась храбрость в бою.

Изменена система налогов.

В китайском уголовном  праве окончательно утвердился принцип  групповой ответственности: наказание  было распространено на невиновного.

Реформы Шан Яна имели  успех. Разложение общины было неизбежно  и закономерно. Государство помогло  этому процессу.

 

СОСЛОВНО-КЛАССОВОЕ ДЕЛЕНИЕ  В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

 

В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями:

а) привилегированной  правящей родовой аристократией, состоящей  из верховного правителя, его родственников  и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений.

б) свободными крестьянами-общинниками.

в) бесправными рабами, которые находились в услужении  у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

Этому соответствовала  система "общественных полей", при  которой 1/9 часть общинной земли  обрабатывалась сообща общинниками, а  урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций  в чжоусском Китае формируется  еще

одно привилегированное сословие — чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

Вместе с исчезновением "общественных полей" рента-налог  в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся  у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.

Несмотря на качественный перелом в экономике в это  время, процесс образования классов  в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял  из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных  крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

Различия между тремя  вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. "Благородные" противопоставлялись законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой налог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года.

Информация о работе Государственный и общественный строй Древнего Китая