Государственный строй Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:54, доклад

Описание работы

Понятие государственного строя, как известно, включает две составляющие: форму правления и форму административно территориального устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много политических и социальных проблем связано с их установлением.
В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.

Файлы: 1 файл

государственный строй индии.docx

— 30.05 Кб (Скачать файл)

Государственный строй Индии

Понятие государственного строя, как известно, включает две составляющие: форму правления и форму административно  территориального устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много политических и социальных проблем связано с их установлением.

В течение двухсот лет  Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени  индийский народ вел упорную  борьбу за свое освобождение, которая  увенчалась успехом уже после  второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса  доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена  Республикой. В этот день над Красным  Фортом - бывшей резиденцией Великих  Монголов - в Дели был поднят новый  флаг независимой Индии. Но Индия  осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.

В соответствии с конституцией страны, принятой в том же году, состоящий  из двух палат: верхней Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней - Народной палаты ("Лок сабха") . Главой государства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обязан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, которая на выборах получает большинство в Народной палате. Со времени достижения Индией независимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия "Индийский национальный конгресс".

История становления административно  территориального устройства Индии  довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в далекое прошлое. Едва ли не главная черта этого  устройства в эпоху феодальной Индии  заключалась в чрезвычайной территориальной  раздробленности.

В эпоху британского владычества  территория современной Индии состояла как бы из двух административно-территориальных  частей. Первую из них представляли восемь провинций, составлявших так  называемую "Британскую Индию". Это  были крупные территориальные образования, занимавшие основные пространства в  приморских частях Индии и в долине Ганга, - Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Бихар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране - Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть образовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимости от британской короны и именовались "Туземной Индией". Среди них было только крупных княжеств - Раджпутана, Хайдерабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные помещичьи усадьбы. В совокупности "туземные" княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции и княжества имели разноязыкий состав населения, что препятствовало национальной консолидации народов Индии.

Поэтому еще с конца 19 века одним из требований нараставшего национально-освободительного движения стала ликвидация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальному) признаку. Наиболее последовательно  они поддерживались партией "Индийский  национальный конгресс", но, придя  к власти, эта партия не могла  не считаться с очень сложными межнациональными отношениями в  стране. Поэтому административно-территориальные  реформы осуществлялись в Индии  постепенно, от этапа к этапу.

На первом этапе (1947 - 1956) основной административно -территориальной единицей Индии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделялись на четыре группы (категории) . В группу "А" вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы власти и управляющиеся губернаторами. В группу "В" вошли бывшие княжества и союзы княжеств, во главе которых стояли так называемые раджпрамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утверждением их президентом. К группе "С" были отнесены образованные из более мелких княжеств так называемые "комиссарские" штаты, управляющиеся комиссарами или лейтенант губернаторами, к группе "Д" Андаманские и Никобарские острова.

На втором этапе, который  начался в 1956 году, произошли более  радикальные изменения в направлении  укрупнения сетки административно - территориального деления и формирования более однородных в национальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории) . Более сильно изменились административные границы в Южной Индии, несколько меньше - в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 штатов, сформированных по принципу лингвистического (национального) единства. Наряду со штатами был пределен статус нескольких союзных территорий, управление которыми находилось в ведении президента Индии.

Третий этап административной реформы начался после 1956 года. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб - на штаты Пенджаб и Харьяну. Во-вторых, образованием <малых> штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш) , Манипури, Мизор, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере - Химачал-Прадеш. Образование подобных <малых> штатов, в большинстве своем выросших союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации <малых> народов Индии.

Современная Индия - федеративное государство (по конституции - союз штатов) . В него входят 25 равноправных штатов и помимо этого еще 7 союзных территорий. Индийские штаты представляют собой крупные административнотерриториальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Это значит, что границы штатов более или менее точно совпадают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует <свой> народ.

Союзные территории небольшие  административные единицы, управление которыми осуществляется непосредственно  центральным правительством. К ним  относятся столичная территория Дели, территория бывшей французской  колонии Путтучери (Пондишери) , бывших португальских колоний Даман и Диу и не которые другие.

Наиболее крупные народы Индии и ареалы их распространения (по штатам)

Народы

Штаты

1 Хиндустанцы

Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш Харьяна

2 Бихарцы

Бихар

3 Бенгальцы

Западная Бенгалия

4 Телугу (андхра)

Андхра-Прадеш

5 Матархи

Махараштра

6 Тамилы

Тамилнад

7 Гуджаратцы

Гуджарат

8 Каннара

Карнатака

9 Малаяли

Керала

10 Ория

Орисса

11 Пенджабцы

Пенджаб

12 Раджастханцы

Раджастхан

13 Ассамцы

Ассам


Конечно, степень преобладания такого народа варьирует от почти 100% в Ассаме до ½ в Джамму и Кашмире, но этот принцип соблюдается всюду.

Каждый штат Индии имеет  своё выборное законодательное собрание и своё правительство. Наряду с этим в нём существует и должность  губернатора, назначаемого президентом  страны. Если президент временно вводит в том или ином штате президентское  правление, то оно от его имени  осуществляется губернатором.

Административно-территориальное  деление Индии не является изменным. Время от времени в него вносятся отдельные коррективы, хотя уже не столь кардинальные как прежде. Надо учитывать, что между отдельными штатами существуют взаимные территориальные претензии, обычно касающиеся небольших, но экономически важных районов.

Но главный административно-территориальный  конфликт Индии, имеющий очень большое  политическое звучание, связан с Кашмиром. При разделе бывшей британской Индии  на два государства Индия и  Пакистан заявили о своих претензиях на Кашмирское княжество. После посылки <добровольцев> и вспышки вооруженных  столкновений между двумя странами было принято компромиссное решение  о разделе Кашмира, 2/3 которого вошли  в состав Индии, а 1/3 - в состав Пакистана. В дальнейшем острые разногласия  по кашмирскому вопросу уже приводили  к индо-пакистанской войне, которая, дала перевеса ни одной из сторон. Эти  разногласия остаются и поныне. Индия  считает, что кашмирский вопрос уже  решен уже окончательно, тогда  как Пакистан настаивает на проведении в Кашмире референдума - в расчете  на то, что преимущественно мусульманское  население штата выскажется за присоединение  к Пакистану. Существует и проект создания, точнее возрождения, независимости  Кашмира.

Демографический взрыв и  демографическая политика в Индии  Индия - страна, где переписи населения  проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место  в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте  населения страны. Данные о ней  на протяжении ХХ века показывают, что  в первой половине ХХ века население  страны выросло примерно в 1,5 раза. И  абсолютный и относительный рост его за отдельные десятилетия  был довольно значительным, но все  же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более  того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и  абсолютная и относительная убыль  населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно  ускорился. В 1991 году, по сравнению с  началом века, оно выросло более  чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах  абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все  население Бразилии или России. А  среднегодовой абсолютный прирост  достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо  с населением Австралии. Относительный  прирост, в последние десятилетия  также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

В результате подобных темпов роста в 1991 году население составило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. женщин) . По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты индиец.

Все сказанное свидетельствует  о том, что во второй половине века в Индии происходит демографический  взрыв. В самом деле, при ежегодном  абсолютном приросте в 17 млн. человек  население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каждый час  примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость  была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась  на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравнению  с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических  и социальных задач, стоящих перед  страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность  населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это  соответственно увеличило <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину населения страны составляют дети и  молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить тыс. новых домов  и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также  ежегодно строить 9 тыс. новых школ и  подготавливать 400 тыс. учителей. И это  не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего  населения продовольствием. Вот  почему в Индии придавалось и  придается особое значение демографической  политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся  стран, приступившей к осуществлению  национальной программы планирования семьи в качестве официальной  государственной политики. Это произошло  еще в 51 году, когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно  подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению  рождаемости, а имела главной  целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как  основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения, и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права  женщин.

Сначала демографическая  политика ставила задачу перехода традиционной многодетной к двух- трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: <Два или три ребенка - достаточно! >, <По времени заводить второго ребенка, а после третьего остановись! >, <Малая семья счастливая семья! > и т.п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего! >, <Два ребенка - достаточно! > и т.п. С помощью таких программ правительство рассчитывало уже к концу текущего столетия достичь простого воспроизводства населения, а в ХХI веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.

Политика планирования семьи  в Индии предусматривает самые  различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его  координационно-административными  и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступления в  брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для женщин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился  соответственно до 23 и 17 лет, а в дальнейшем для женщин - до 18 лет. В седьмом  пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты  на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее увеличены, а  сами эти программы были теснее интегрированы  со службами охраны здоровья матери и  ребёнка.

Все эти усилия привели  к определенным результатам. Так, общий  коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 1961 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует  о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие  от Китая находится еще в начальной  стадии. Средний размер семьи и  в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется прежде всего тем, что проведение демографической политики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жителей, различных семейных обрядов.

Информация о работе Государственный строй Индии