Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:54, доклад
Понятие государственного строя, как известно, включает две составляющие: форму правления и форму административно территориального устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много политических и социальных проблем связано с их установлением.
В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.
Государственный строй Индии
Понятие государственного строя,
как известно, включает две составляющие:
форму правления и форму
В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.
В соответствии с конституцией страны, принятой в том же году, состоящий из двух палат: верхней Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней - Народной палаты ("Лок сабха") . Главой государства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обязан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, которая на выборах получает большинство в Народной палате. Со времени достижения Индией независимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия "Индийский национальный конгресс".
История становления административно территориального устройства Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в далекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раздробленности.
В эпоху британского владычества
территория современной Индии состояла
как бы из двух административно-
Поэтому еще с конца 19 века
одним из требований нараставшего национально-освободительного
движения стала ликвидация княжеств
и образование провинций по лингвистическому
(национальному) признаку. Наиболее последовательно
они поддерживались партией "Индийский
национальный конгресс", но, придя
к власти, эта партия не могла
не считаться с очень сложными
межнациональными отношениями в
стране. Поэтому административно-
На первом этапе (1947 - 1956) основной
административно -
На втором этапе, который
начался в 1956 году, произошли более
радикальные изменения в
Третий этап административной реформы начался после 1956 года. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб - на штаты Пенджаб и Харьяну. Во-вторых, образованием <малых> штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш) , Манипури, Мизор, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере - Химачал-Прадеш. Образование подобных <малых> штатов, в большинстве своем выросших союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации <малых> народов Индии.
Современная Индия - федеративное государство (по конституции - союз штатов) . В него входят 25 равноправных штатов и помимо этого еще 7 союзных территорий. Индийские штаты представляют собой крупные административнотерриториальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Это значит, что границы штатов более или менее точно совпадают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует <свой> народ.
Союзные территории небольшие административные единицы, управление которыми осуществляется непосредственно центральным правительством. К ним относятся столичная территория Дели, территория бывшей французской колонии Путтучери (Пондишери) , бывших португальских колоний Даман и Диу и не которые другие.
Наиболее крупные народы Индии и ареалы их распространения (по штатам)
Народы |
Штаты |
1 Хиндустанцы |
Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш Харьяна |
2 Бихарцы |
Бихар |
3 Бенгальцы |
Западная Бенгалия |
4 Телугу (андхра) |
Андхра-Прадеш |
5 Матархи |
Махараштра |
6 Тамилы |
Тамилнад |
7 Гуджаратцы |
Гуджарат |
8 Каннара |
Карнатака |
9 Малаяли |
Керала |
10 Ория |
Орисса |
11 Пенджабцы |
Пенджаб |
12 Раджастханцы |
Раджастхан |
13 Ассамцы |
Ассам |
Конечно, степень преобладания такого народа варьирует от почти 100% в Ассаме до ½ в Джамму и Кашмире, но этот принцип соблюдается всюду.
Каждый штат Индии имеет своё выборное законодательное собрание и своё правительство. Наряду с этим в нём существует и должность губернатора, назначаемого президентом страны. Если президент временно вводит в том или ином штате президентское правление, то оно от его имени осуществляется губернатором.
Административно-
Но главный административно-
Демографический взрыв и демографическая политика в Индии Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении ХХ века показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население Бразилии или России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.
В результате подобных темпов роста в 1991 году население составило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. женщин) . По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты индиец.
Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии происходит демографический взрыв. В самом деле, при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каждый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравнению с предшествующими периодами.
Демографический взрыв сильно
осложняет решение основных экономических
и социальных задач, стоящих перед
страной. Достаточно сказать, что в
1901 - 1991 годах средняя плотность
населения в Индии возросла с
27 до 267 человек на 1 км кв. а это
соответственно увеличило <нагрузку>
на обрабатываемые земли. Что половину
населения страны составляют дети и
молодежь до 18 лет, и по мере их взросления
государство должно было бы каждую
неделю строить тыс. новых домов
и создавать 100 тыс. рабочих мест,
а это практически невозможно.
Индия не в состоянии также
ежегодно строить 9 тыс. новых школ и
подготавливать 400 тыс. учителей. И это
не говоря уже о такой сверхпроблеме,
как обеспечение быстро растущего
населения продовольствием. Вот
почему в Индии придавалось и
придается особое значение демографической
политике, направленной на снижение рождаемости.
Индия была первой из развивающихся
стран, приступившей к осуществлению
национальной программы планирования
семьи в качестве официальной
государственной политики. Это произошло
еще в 51 году, когда началось выполнение
первого пятилетнего плана
Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традиционной многодетной к двух- трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: <Два или три ребенка - достаточно! >, <По времени заводить второго ребенка, а после третьего остановись! >, <Малая семья счастливая семья! > и т.п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего! >, <Два ребенка - достаточно! > и т.п. С помощью таких программ правительство рассчитывало уже к концу текущего столетия достичь простого воспроизводства населения, а в ХХI веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.
Политика планирования семьи
в Индии предусматривает самые
различные пропагандистские, медицинские,
административно-правовые и другие
меры. По всей стране созданы тысячи
центров семейного
Другая очень важная мера - повышение возраста вступления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для женщин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответственно до 23 и 17 лет, а в дальнейшем для женщин - до 18 лет. В седьмом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее увеличены, а сами эти программы были теснее интегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.
Все эти усилия привели
к определенным результатам. Так, общий
коэффициент рождаемости