Государственный строй России в конце XVII - XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

В результате реформ в области управления сложилась система бюрократических государственных учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии - в центре, губернаторы, воевода, комиссары и другие органы - на местах. Основные кадры чиновников в этом аппарате занимали помещики-дворяне. Это была "чиновничье-дворянская монархия"
Итак, цель данной контрольной работы - рассмотреть государственный строй России в конце XVII-XVIII вв.

Содержание работы

Введение …………………………………………………….………………………3
Государственная реформа первой четверти XVIII в. …..........................................4
Местное самоуправление ……………………………………...................................6
Военная реформа ……………………………………….…………………………...7
Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в. ….....................9
Заключение ……………………………………………………….…………...……12
Список литературы ……………………………………………………...................13

Файлы: 1 файл

Государственный строй кр.docx

— 38.07 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Кафедра юриспруденции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История Государства и права России

по теме: Государственный строй России в конце XVII - XVIII вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

Содержание

 

Введение …………………………………………………….………………………3

Государственная реформа первой четверти XVIII в. …..........................................4

Местное самоуправление ……………………………………...................................6

Военная реформа ……………………………………….…………………………...7

Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в. ….....................9

Заключение ……………………………………………………….…………...……12

Список литературы ……………………………………………………...................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Установление абсолютизма в России. Бюрократический аппарат. Перемены в государственном строе в конце XVII в. первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п.Тем не менее, в силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоянная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым морям) в XVII в. стала особенно сказываться отсталость Русского государства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Англия, Голландия, частично Франция).Монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального и местного аппарата и армии, превращения главы государства - самодержавного царя - в носителя абсолютной (неограниченной) власти.

В результате реформ в области управления сложилась система бюрократических государственных учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии - в центре, губернаторы, воевода, комиссары и другие органы - на местах. Основные кадры чиновников в этом аппарате занимали помещики-дворяне. Это была "чиновничье-дворянская монархия"

Итак, цель данной контрольной работы - рассмотреть  государственный строй России в конце XVII-XVIII вв.

 

 

 

 

 

Государственная реформа первой четверти XVIII в.

Правовой статус дворянства был существенно изменён принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

1) юридическое слияние  таких форм собственности, как  вотчина и поместье привело  к возникновению единого понятия  «недвижимая собственность». На  её основе произошла консолидация  сословия.

2) установление института  майората (наследование недвижимости  только одним старшим сыном), не  свойственного русскому праву. Его  целью было сохранение от раздробления  земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных  групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на  службу по военной или гражданской  линии. Это положение Указа вызвало  наибольшее недовольство со стороны  дворян (оно было упразднено уже  в 1731 г.);

3) превратив поместье  в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашёл  новый способ привязать дворянство  к государственной службе - ограничение  наследования заставило его представителей  служить за жалование. Очень быстро  стали формироваться многочисленный  бюрократический аппарат и профессиональный  офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Её принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

1) бюрократическое начало  в формировании государственного  аппарата, несомненно, победило начало  аристократическое (связанное с  принципом местничества). Профессиональные  качества, личная преданность и  выслуга становятся определяющими  критериями для продвижения по  службе. Признаком бюрократии, как система управления, являются: вписанность каждого чиновника в чёткую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.

2) сформированная Табелью  о рангах новая система чинов  и должностей юридически оформила  статус правящего класса. Были  подчёркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть  присвоен только после прохождения  через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы  в определенных чинах. С достижением  чина восьмого класса чиновнику  присваивалось звание потомственного  дворянина, и он мог передавать  титул по наследству, с четырнадцатого  по седьмой класс чиновник  получал личное дворянство.

3) Табель о рангах уравнивал  службу военную со службой  гражданской: чины и звания присваивались  в обеих сферах, принципы продвижения  по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения  лестницы служебных чинов ускоренным  образом (в основном это касалось  только дворян): уже после рождения  дети дворян-аристократов записывались  в должность и по достижении  ими пятнадцатилетнего возраста  имели достаточно высокий чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками  старых принципов службы и  основывалась на фактическом  господстве в аппарате дворянской  аристократии;

4) подготовка кадров для  нового государственного аппарата  стала осуществляться в специальных  школах и академиях в России  и за рубежом. Степень квалификации  определялась не только чином, но и образованием, специальной  подготовкой. Обучение дворянских  недорослей осуществлялось часто  в принудительном порядке (за  уклонение от учёбы налагались  взыскания). Дети дворян по разнарядке  направлялись на учение, от уровня  их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак)1.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVII в., принято подразделять на три этапа:

1) 1699-1710 гг. Для этого этапа  характерны лишь частичные преобразования  в системе высших государственных  органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

2) 1710-1719 гг. Ликвидация прежних  центральных органов власти управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной  реформы;

3) 1719-1725 гг. Происходит образование  новых органов отраслевого управления  для коллегий, проводится вторая  областная реформа, реформа церковного  управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для  всех учреждений и нового порядка  прохождения службы.

 

 

Местное управление в начале XVII в.

Местное управление осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление в системе областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную власть2.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного самоуправления и администрации: уезд-провинция-губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть её заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвлённым аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли также местные конторы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентеренказначейства (приём и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров. Были созданы новые органы - магистраты, подчинённые губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

 

2. Военная реформа

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 - Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.

С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысяч солдат). Закреплённый порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию3.

Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к монарху. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получила приоритет перед делами частными.

Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и наградной системы империи.

Монарх являлся верховным судьёй и источников всей судебной власти. Он мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров. Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой - достаточно было его воли.

Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий4

 

Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в.

После смерти Петра I роль Сената, как центрального органа управления, начинает снижаться. С 1711 по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствии государя).

В 1718 г. начинает создаваться система коллегий, взявших на себя отраслевое управление. Власть Сената переносится на координацию их деятельности, а сам он превращается в совещательный орган при государе.

С 1722 г. Сенат фактически приобретает функции ревизионной коллегии, возглавив систему контрольных органов.

В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.

Верховный Тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I) либо Верховным Тайным советом.

В 1730 г. этот оран управления упраздняется, и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив всё государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

В 1741 г. Кабинет министров упраздняется, и Сенат вновь превращается в высшее политическое учреждение, активно включившись в управление государством. В том же году, однако, создаётся другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления - Кабинет её величества, возглавляемый секретарём императрицы (Елизаветы Петровны).

В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, сосредоточивший свою деятельность на внутренней политике и включавший всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г., затем заменён Непременным Государственным советом.

Информация о работе Государственный строй России в конце XVII - XVIII вв