Государственный суверенитет и государственная атрибутика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

Государственный суверенитет - это способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Также он является важнейшей характеристикой государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития.

Содержание работы

Введение________________________________стр.3
Понятие суверенитета государства ____ стр.4
Государственная атрибутика _________ стр.8
Законодательная власть государства___стр.12
Заключение______________________________стр.14
Список литературы_____________________стр.15

Файлы: 1 файл

ТГП контрольная.docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

  Если государственная власть сдерживается известными территориальными пределами, то причина такого самоограничения кроется не в физических или юридических условиях, а в опасении противодействия со стороны другой власти за чертой границы.

Теоретически, в соответствии с некоторыми конституциями, начиная с французской 3 сентября 1791 года, признается неотчуждаемость государственной территории. Однако принцип неотчуждаемости не имеет никакого реального значения, потому что он обращен к самой государственной власти. Конечно, ни одно государство не решится отчуждать части своей территории без крайней необходимости или без явной пользы. Но юридических препятствий к отчуждению не может быть. Факты подтверждают отчуждаемость территории. Возможна продажа части территории, как, напр., была отчуждена Россией в 1867 году Англии Аляска; возможен обмен, как, напр., в 1889 году Англия уступила Германии остров Гельголанд за африканские владения, а в 1899 Испания уступила Германии Марианские и Каролинские острова; возможна безвозмездная уступка, как, напр., Франция в 1871 году уступила Германии Эльзас и Лотарингию: возможна аренда части территории, напр., аренда Германией у Китая Киа-Чао.

Если государственная территория может быть отчуждаема в своих частях, то акты отчуждения не следует рассматривать как отчуждение права собственности, потому что само государство не имеет права собственности на свою территорию. Противоположный взгляд существует, но эту точку зрения невозможно принять. В каком юридически необъяснимом отношении окажется право собственности граждан и государства на одни и те же части земли? Если государству принадлежит право собственности на свою территорию, то кто же охраняет его право, так как право всегда предполагает момент защиты? Объектом права собственности могут быть только вещи и люди в качестве рабов, но не свободных граждан. Между тем при отчуждении части территории уступаются не только земля, но и живущие на ней люди, а это необъяснимо с точки зрения права собственности государства на территорию. Территория составляет только предел приложения государственной власти. Поэтому отчуждение части территории представляет собой не что иное, как добровольное или вынужденное сокращение пространственной сферы действия государственной власти.

Государство есть союз народа. Слово народ имеет два значения: этнографическое и юридическое. Народ в этнографическом смысле есть совокупность людей, связанных естественным происхождением и духовным единством. Внешним выражением этого единства служит общий язык. Народ в этом смысле может вовсе и не быть устроен в государственный союз. Один и тот же народ нередко входит в состав разных государств. В юридическом же смысле народ есть совокупность лиц, составляющих одно политическое тело. С точки зрения права, народ образуется именно соединением людей в государство. А так как союз состоит из множества лиц, связанных в одно целое, то и в юридическом смысле слово народ может быть понимаемо в двояком смысле: как единство и как множество. Как единое юридическое тело, народ тождествен с государством; но в это понятие, кроме лиц, входит и все юридическое устройство, связывающее народ в одно тело, то есть правительство. Государство составляется из граждан совокупно с правительством. Напротив, как множество, народ есть совокупность отдельных лиц или граждан, подчиненных высшей власти. В этом смысле народ противополагается правительству и подчиняется последнему, причем, однако, граждане, как свободные лица, имеют и права, которые могут простираться до участия в верховной власти.

Народ есть первый и необходимый элемент государства, ибо союз составляется из лиц. Но для того чтобы он мог образовать государство, нужно общее сожительство. Государство не составляется из рассеянных лиц, как церковь, как сословие, как племя, ибо в таком случае нет самостоятельного, полновластного целого. Для этого необходимо иметь свое, занимаемое союзом пространство, то есть территорию. Поэтому территория составляет необходимую принадлежность государства, и в этом смысле она входит в него, как один из составных его элементов. Народ в юридическом смысле может быть определен как совокупность граждан, живущих на своей территории и образующих одно юридическое целое.

  Публичная власть как атрибут раскрывает государство прежде всего, как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

  Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

  Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законодательная власть государства

  Законодательная власть - один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

 Родоначальник теории разделения властей Д.Локк из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизм их функционирования.

  По Локку законодательная власть есть верховная, но не абсолютная, не деспотическая власть. В интересах народа ее следует ограничивать, и Локк выделяет пределы – условия законодательной власти, свойственные для всякого государства, всех форм правления: существование закона для всех людей, законы предназначаются для блага народа; без согласия народа нельзя увеличивать налоги; законодательный орган не может и не должен передавать законодательную власть кому-либо другому.

  Законы нуждаются в непрерывном исполнении, поэтому необходима власть, которая бы следила за исполнением законов, т.е. исполнительная власть. Ее надо отделить от законодательной власти.

  Законодательная власть является органом представительства интересов социальных общностей людей, осуществляющим функции пол изданию законов, обязательных для исполнения всеми людьми, проживающими на определенной территории.

  Законодательная власть представлена системой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. К ним в России относятся: парламент (Федеральное Собрание) - представительный и законодательный орган Российской Федерации; законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция фиксирует, что право субъектная деятельность перечисленных структур осуществляется по вопросам, не затрагивающим пределы ведения Российской Федерации, совместного ведения ее и субъектов Федерации.

  В статье 76 Конституции России закрепляются виды законов в зависимости от предметов ведения. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным закона.

  Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей.

  Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод что Законодательная власть это:

1) один из  основных видов государственной  власти, который в единстве с  исполнительной и судебной властями  является механизмом функционирования  демократии. Законодательная власть  любого уровня функционирует  в тесном единстве с другими  видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа  разделения властей. Родоначальником  теории разделения властей является  Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система  органов государства, имеющих право  принимать законы. В соответствии  с принципом разделения властей  законодательная власть в рамках  своих полномочий должна регулировать  деятельность исполнительной и  судебной властей в государстве. Законодательная власть может  осуществляться не только законодательными  органами (парламентами), но и непосредственно  гражданами путем референдума. В  некоторых случаях законодательные  функции исполняются органами  исполнительной власти в порядке  делегированного или чрезвычайного  законотворчества. В ряде государства  законодательная власть принадлежит  совместно монарху и парламенту  или палатам парламента и главе  государства, как составной части  парламента. В абсолютных монархиях  законодательная власть принадлежит  главе государства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Первоначально в понятие суверенитета закладывалось свойство сюзеренитета, выражающееся в том, что «сюзерен – король обладает превосходством, стоит над другими». Однако на протяжении веков данное понятие постоянно изменялось и дополнялось. На современном этапе развития концепта «суверенитет», большинство представителей основных парадигм политической теории (кроме постпозитивизма) считают суверенитет одной из основных категорий современных международных отношений, которая имеет характер основополагающей нормы.

  В современной политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств.

  Любое современное государство имеет свои атрибуты, которые выражают его суверенитет. В целом государственные атрибуты отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

  Наряду с этим, особое значение приобретает законодательная власть, как выражение народного суверенитета. Она является делегированной народом своим представителям государственной властью, реализуемой коллегиально путем издания законодательных актов (законов), а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти. При этом, например, акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность именно на нормах закона, применяют его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие - М; 2008.
  2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие - М; 2008.
  3. Конституция Российской Федерации. Герб, гимн, флаг. Под ред. Т. Дегтяревой. - М; 2014.
  4. Конституция Российской Федерации. -М; 2013.
  5. Кулапов В. Теория государства и права: Учебник. - М; 2013.
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник – М; 2008.
  7. Малько А., Матузов Н. Теория государства и права: Учебник. -М; 2014.
  8. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник - М; 2008.
  9. Рассолов М.М. Теория государства и права. Учебник для Вузов. -М; 2012.
  10. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие. - М; 2014.

 

 

 

 


Информация о работе Государственный суверенитет и государственная атрибутика