Государство – основной институт политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2. Понятие о государстве. Государство как основной институт общественной системы………………………………………………………………………………………………………………5
3. Понятие политической системы…………………………………………………………………….7
4. Функции государства………………………………………………………………………………………9
5. Место и роль государства в политической системе общества……………………1
6. Особенности государства как составного элемента политической системы…………………………………………………………………………………………………………….14
7. Заключение …………………………………………………………………………………………………16
8. Список литературы ……………………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

444политология.docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)

Органическая  теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство –  единое целое, социальный организм, действующий  по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г. Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями – людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Воплощением второй концепции - идеи насилия – является, прежде всего, теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в более поздней теории, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

На наш  взгляд, однако, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку  ей присуще как одно, так и другое. Дело заключается только в том, в  каком соотношении между собой  находятся потребности государства  осуществлять насилие или заботиться о процветании всего общества.

Главная функция государства - решение общих  дел – реализуется, прежде всего, в сфере экономики и политики. В наиболее близкий к нам исторический период особенно наглядно это стало проявляться в форме регулирования буржуазным государством рыночных отношений в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость подобного рода регулирования возникла в результате проявления жесточайших кризисов капиталистической экономики 1929-1932 гг. И была обоснована западными экономистами. В частности Дж. М. Кейнс пришел к выводу о том, что саморегулируемая экономика и рынок - иллюзии и что только государство может избежать хаоса, экономических кризисов, а следовательно, и социальных катаклизмов.

Современные исследователи обращают также внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Как замечает, например, российский теоретик государства и права В. А. Четвернин: “по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается обще-социальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Место и роль государства в политической системе общества

Характеризуя  роль и место государства в политической системе общества, следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения. В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: “Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”.

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных  актах СССР. Так, ст. 1 Конституции  СССР 1977 г. провозглашала, что “Союз  Советских Социалистических Республик  есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”.

“Народ” при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая  определенному классу, социальному  слою или правящей группировке. В  реальности же именно те, в чьих руках  находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство  ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство  прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится  к тому, чтобы его конституциированная социальная основа, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое  место и роль государства в  политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках  находятся огромные материальные и  финансовые ресурсы. В некоторых  странах оно является монопольным  собственником основных средств  и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности  необходимо для нормального функционирования государства. Однако, как считают  отечественные правоведы, необходимым  условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование  на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Особенности государства как составного элемента политической системы

Основное  отличие государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические  партии и массовые общественные организации  также могут иметь свои постоянно  действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые  призваны охранять действующую в  обществе правовую систему - органов  милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах  всех членов общества.

Среди различных  элементов политической системы  государство выделяется еще и  тем, что располагает разветвленной  системой юридических средств, которые  дают ему возможность управлять  многими отраслями экономики  и оказывать воздействие на все  общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные  органы не только издают в рамках своей  компетенции нормативно-правовые и  индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и  убеждения, осуществлением постоянного  контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых странах  общественные организации могут  иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических  средств воздействия, находящихся  в руках различных государственных  органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы  данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает  как один из признаков государства. Его содержание заключается в  верховенстве этой власти по отношению  ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Конечно, названные особенности не исчерпывают  всей специфики государства как  элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных  элементов. Но они дают общее представление  о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства  в политической системе общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Заключение

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает  как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же самое можно сказать и об отдельных  государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей  сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют  и не политические функции - экономические, финансовые и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Список литературы

1. Актуальные  проблемы теории права / Гузнов А.Г., Колесников Е.В., Костырев В.И. и др. 1995.

2. Власов  В.С. Основы государства и права. - 1995.

3. История  государства и права / Под ред. Батыра К.И. - М., 1995.

4. Мартышин  О.В. Российская конституция и  становление новой политической  системы // Государство и право. 1994. № 10. С. 32-38.

5. Спиридонов  Л.И. История государства и  права. - СПб., 1995.

6. Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства.// Маркс  К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд.Т.21.

7. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в историю. - М., 1993.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 17-25.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 21. С. 217 - 230.

10. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996. С. 201-202.

 


Информация о работе Государство – основной институт политической системы общества