Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 15:19, контрольная работа
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ ПРОИСХОДИЛО СРАВНИТЕЛЬНО БЫСТРО – В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ. ВО МНОГОМ ЭТОМУ ПРОЦЕССУ СПОСОБСТВОВАЛИ ЗАХВАТНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, БЫСТРАЯ КЛАССОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФРАНКСКОГО ОБЩЕСТВА. САЛИЧЕСКИЕ ФРАНКИ, ВО ГЛАВЕ СО СВОИМ ВОЖДЕМ ХЛОДВИГОМ (481- 511 ГГ.), В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОБЕДОНОСНЫХ ВОЙН В ГАЛЛИИ, ИНОГДА В ПРОТИВОБОРСТВЕ, ИНОГДА В СОЮЗЕ С РИМОМ, СОЗДАЮТ ОБШИРНОЕ КОРОЛЕВСТВО, ПРОСТИРАВШЕЕСЯ К 510 ГОДУ ОТ СРЕДНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕЙНА ДО ПИРЕНЕЕВ. ХЛОДВИГ ЖЕ, УТВЕРДИВШИСЬ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА, СТАНОВИТСЯ ВЛАСТИТЕЛЕМ ЗЕМЕЛЬ, ПОВЕЛИТЕЛЕМ ЕДИНОГО, УЖЕ НЕ ПЛЕМЕННОГО, А ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КОРОЛЕВСТВА.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ……………………….….…4
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ. МОНАРХИЯ МЕРОВИНГОВ….…….4
1.2 МОНАРХИЯ КАРОЛИНГОВ. РЕФОРМА КАРЛА МАРТЕЛЛА……………….……7
2. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА – ПАМЯТНИК РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА……………….10
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………..……10
2.2 ИНСТИТУТЫ ПРАВА В САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ…………………………..…….11
2.3 СУДОУСТРОЙСТВО И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС……………………….………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………20
ГОСУДАРСТВО ФРАНКИ САЛИЧЕСКАЯ
Правопреемниками империи стали три королевства: западно-франкское, восточнофранкское и срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).
2 Салическая правда – памятник раннефеодального права
2.1 Общая характеристика
Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига6.
Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.
В Салической правде отражен переход от родоплеменного строя к государству. Здесь нашли отражение такие новые общественные отношения как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам. Требовало также твердой фиксации появление частной собственности на движимое имущество и защита ее. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки - крестьяне (основная масса населения страны), литы - полусвободные, галло-римляне, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной - маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях.
2.2 Институты права в Салической правде
Салическая правда является основным источником раннего германского права, весьма мало затронутым влиянием римского права. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Основное содержание Салической правды составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса. Нормы гражданского права занимают в ней несравненно меньшее место7.
Право собственности. В начальный период истории Франкского государства относительно развитой была общинная собственность крестьян, при которой пахотная земля была распределена на наделы между отдельными семьями, а леса и пастбища оставались в общем, пользовании. Особое место у крестьян-общинников занимала семейная собственность, отчуждение которой допускалось лишь с согласия членов семьи. Салическая правда устанавливала только наследование по закону. В случае смерти кого-либо из членов общины, не оставившего наследников, его земельный участок переходил к общине.
Как уже указывалось, в период правления Хлодвига - первого короля франков - широкое распространение получили аллоды - частная собственность новой служилой знати с полной свободой распоряжения. В дальнейшем появились бенефиции - владения на условиях военной службы без права передачи по наследству, которые со временем стали наследственными, превратившись, таким образом, в феоды.
Что касается крестьянства, то для них наиболее распространенной формой земельных владений были держания с выплатой оброка и выполнения барщинных работ в пользу феодала. В правовом отношении близко к аллоду находились благоприобретенные имущества, которыми собственники могли свободно распоряжаться.
Обязательственное право. Эта область гражданского права была слабо развита у франков. Наиболее распространенными договорами были купля-продажа и заем. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было недостаточно; он вступал в силу лишь после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическими обрядами: передачей куска дерна при продаже поля, ветви дерева - при продаже леса, двери - при продаже дома. При договоре займа должник отвечал не только своим имуществом, но и личностью: в случае неисполнения обязательства он становился рабом кредитора. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом. Заключение договоров требовало произнесения разного рода формул торжественного содержания.
Семейное право. Власть мужа и отца выступала у франков в виде как бы опеки над женой и несовершеннолетними детьми. Женщина находилась под опекой всю жизнь. В случае смерти мужа опекунами вдовы становились ее совершеннолетние сыновья, а если они отсутствовали - другие родственники умершего.
Для вступления в брак требовалось согласие обеих сторон, а также родителей или опекунов. До принятия христианства формой заключения брака у франков была покупка невесты. Следы этой покупки имеются в Салической правде, где указан размер покупной платы со стороны жениха в случае вступления в брак с вдовой ее родственнику, под опекой которой она находилась. Развод был первоначально разрешен только мужу и состоял в отказе мужа от дальнейшей совместной жизни с женой. Если развод был без уважительных причин, бывшая жена сохраняла свое приданое и подарки, сделанные супругом за период совместной семейной жизни; кроме того, муж должен был уплатить ей штраф. Под влиянием католической церкви в 744 г. развод был запрещен.
Жена могла иметь собственное имущество. Что касается имущества, приобретенного во время брака, то его собственником считался муж. Отец мог пользоваться имуществом своих несовершеннолетних детей и получал следуемое им вознаграждение за причиненный ущерб.
Запрещались браки между свободными и рабами; за нарушение этого правила наказанием служила потеря свободы. За похищение чужой жены виновный приговаривался к исключительно большому штрафу в 200 солидов (как и за убийство свободного франка); за похищение чужой невесты - штраф 15 солидов в пользу жениха. Наказывалось внебрачное сожительство (со свободной - штраф 45 солидов, с рабыней - 15 солидов).
Наследственное право. В отношении родовых поместий и благоприобретенных недвижимостей, а также движимых имуществ ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие (внуки, правнуки). При отсутствии их наследование производилось в зависимости от степени родства (по линиям). Первая степень родства - нисходящие (дети, внуки); вторая степень родства восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую. Если ближайшую степень составляло несколько родственников, они наследовали в равных долях.
Особый порядок наследования существовал применительно к феодам, которые наследовались по принципу майората (они переходили во владение старшего в семье).
Система преступлений и наказаний. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 «О переселенцах»).
В Салической правде существовало понятие форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.
Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд - за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов.
В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).
В заключение следует отметить, что кроме указанных случаев смертной казнью карали рабов и литов за похищение свободной женщины; а также рабов, если они совершали преступление, за которое свободный человек наказывался штрафом 45 солидов и выше.
2.3 Судоустройство и судебный процесс
В древнейшие времена суд у германцев производился собранием свободных людей округа (сотни) под председательством выборного сотника (тунгина). В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. Уже при Хлодвиге главная роль в судебном разбирательстве переходит от тунгина к графу - королевскому чиновнику, который выносил решения по гражданским делам и приговоры по уголовным делам совместно с рахинбургами. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы8.
Решения и приговоры суда графа могли быть обжалованы в суд короля, который обычно возглавлял палатный мэр (майордом). В эпоху Каролингов королевский суд стал возглавляться дворцовым графом, хотя король мог производить суд и единолично. Юрисдикция королевского суда, в состав которого входили высшие дворцовые сановники, а также представители светской и духовной знати, была неограниченной: он мог взять к своему производству любое дело в качестве суда первой инстанции. Некоторые дела (о дворцовых служащих, высших сановниках, о государственных преступлениях) были отнесены исключительно к его ведению.
Порядок судопроизводства был одинаков как в рассмотрении гражданских, так и уголовных дел. Как правило, судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Потерпевший сам должен был вызвать ответчика (или обвиняемого в совершении преступления) в суд. Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд без уважительных причин, то он наказывался штрафом в 15 солидов. Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд во второй, а затем и в третий раз, то он вызывался на суд короля, который объявлял его лишенным своего покровительства. Тогда виновный и его имущество переходили в собственность потерпевшего (или истца). И пока он не уплатит всего, что с него причитается, никто (даже его жена) не могут под угрозой наказания оказывать ему помощь.
Важная роль суда предопределяла особое место в судебном процессе не только самих сторон, но и свидетелей по делу. Салическая правда предписывала штраф за неявку ответчика и свидетеля в суд без уважительных причин. К числу уважительных причин относились королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Лжесвидетельство сурово наказывалось, так же как отказ свидетеля говорить в суде то, что он знал по делу. Такие свидетели объявлялись вне закона и штрафовались.
Несогласие со свидетелем ответчика могло привести к поединку между ними. Свидетелю драли уши, чтобы «сказал правду». При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик» или преступление не могло быть «должным образом доказано», привлекались соприсяжники.
Институт соприсяжничества уходил своими корнями в далекое родовое прошлое франков. Соприсяжники - родственники, соседи, друзья, которые должны были защищать, оказывать поддержку в суде одной из сторон путем свидетельства ее правоты, исходя при этом не из знаний обстоятельств дела, а из присущих якобы ответчику, обвиняемому и другим честности, добронравия. Соприсяжники определяли и сумму похищенного, если кража отрицалась.
Салическая правда знает ордалии («божий суд») с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причем сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф
В дальнейшем был введен новый вид ордалий в виде испытания водой, при котором обвиняемый погружался со связанными руками и ногами в чан с холодной водой. Если он не погружался на дно чана, его признавали виновным, так как вода, считавшаяся чистой стихией, его отвергала.
Наконец, в качестве доказательства выступал и судебный поединок. Сторона, победившая на поединке, выигрывала дело. Исполнение судебного решения было делом выигравшей стороны (истца).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей – Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов. Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа:
1) VI-VII вв. - период монархии Меровингов
2) VIII в. – первая половина IX в. период монархии Каролингов.