Государство и общество: соотношение понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Правильным ли будет утверждение, что «государство не имеет собственной истории», поскольку его появление и дальнейшее развитие были обусловлены развитием общества - экономи¬ческим, социальным, политическим? Нет, конечно. Государство развивается вместе с обществом и в то же время имеет свою историю. Аргументом в пользу последнего утверждения являет¬ся относительная самостоятельность государства в виде разных форм ее проявления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие общества. 5
Понятие и основные признаки государства 7
Гражданское общество и государство 10
Государство в политической системе общества 17
Правовые формы взаимоотношений государства и общественного объединения 18
Государство и общество 23
Социальное государство 25
Демократизация общества и государства 27
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Файлы: 1 файл

0362420_1D835_gosudarstvo_i_obshestvo_sootnoshenie_ponyatiy.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

II (конец XVII - конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

Формальное равенство  открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии - постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;

III (рубеж XIX - XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организации труда.

Понятие «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку эти лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного ей труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.4

Сформировались  три подхода к соотношению  гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество - совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество - разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское  общество - разные социальные системы,  государство выполняет служебную  (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества - в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство,  развивается самостоятельно - без  непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов  - свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным  приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние  на создание и функционирование  государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право,  которое формулируется государством  в законах и иных нормативно-правовых  актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;

Первоначально в течение  длительного времени гражданское  общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических».

8) развивается и взаимодействует  с государством в границах  права, которое выступает как  равный и справедливый масштаб  свободы и справедливости, а не  как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

- служит формой, организующей  гражданское общество и создающей  условия для его развития;

- является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

- устанавливает «правила  игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;

- не вмешивается в  частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского  общества): такое вмешательство может  иметь место только в целях  обеспечения личной или общественной безопасности;

- оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

- выступает орудием  социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

- юридически обеспечивает  возможности гражданина быть  собственником, создавать общественные  объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;

- имеет пределы регулирования  отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют  для удовлетворения потребностей и  интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:

• субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически - имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской" свободным идеологически и политически;

• субъект, который наделен правами  и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);

• субъект, который осознает ответственность  перед обществом;

• субъект, который защищен законом  от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности. Каждая из них призвана: (1) обеспечить благосостояние всех; (2) открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» - один из показателей сформированного в нем гражданского общества.5                             

Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда.6 Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.

Государство должно ориентироваться  в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.

 

Государство в политической системе общества

Государственная власть в Украине принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции Украины, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Украины. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность  участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.7

Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа Украины, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального , имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный  выразитель воли народа создает предпосылки  для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает  особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство  располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также  системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе  общества и играет в ней основную роль.

Правовые формы  взаимоотношений государства и  общественного объединения

Объединения граждан  в той или иной степени участвуют в политической жизни общества, в политических отношениях с государством, и, следовательно, взаимодействуют (сотрудничают или конфликтуют) с ним.

Взаимоотношения государства  и объединений граждан носят  правовой характер.

Объединение граждан - добровольное общественное формирование людей, созданное на основе общности интересов для реализации своих прав и свобод8.

Объединения граждан  не являются объектами управления со стороны государственных структур. Их деятельность определяется уставом (положением), целями и задачами их создания, не выходящими за рамки закона. Участвуя в социально-политической и культурной жизни общества и государства, общественные организации и их объединения реализуют права, предусмотренные уставами (положениями).

К общественным объединениям могут быть отнесены политические партии, социально-экономические и социально-культурные объединения, массовые общественные движения, ассоциации, религиозные организации и т.п. Основными из них являются политическая партия и общественная организация.

Политическая  партия - добровольное объединение людей, выражающее волю определенных социальных групп, которые стремятся добиться либо удержать государственную власть, влияют на политику государства в соответствии с программой и уставом своей деятельности.

В Украине членами  политической партии могут быть только её граждане. Регистрация политической партии производится Министерством юстиции Украины.

Общественная  организация - добровольное объединение людей, созданное ими для достижения личных и общественных целей, которое действует на началах самоорганизации, самоуправления, самооплаты (союзы, общества, группы, объединения, не основанные правительством или межгосударственным соглашением). Например, профсоюзы - общественные организации, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профсоюзы создаются без непосредственного разрешения на основе свободного выбора их членов.

Информация о работе Государство и общество: соотношение понятий