Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 09:26, курсовая работа
Правильным ли будет утверждение, что «государство не имеет собственной истории», поскольку его появление и дальнейшее развитие были обусловлены развитием общества - экономи¬ческим, социальным, политическим? Нет, конечно. Государство развивается вместе с обществом и в то же время имеет свою историю. Аргументом в пользу последнего утверждения являет¬ся относительная самостоятельность государства в виде разных форм ее проявления.
ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие общества. 5
Понятие и основные признаки государства 7
Гражданское общество и государство 10
Государство в политической системе общества 17
Правовые формы взаимоотношений государства и общественного объединения 18
Государство и общество 23
Социальное государство 25
Демократизация общества и государства 27
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34
II (конец XVII - конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.
Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии - постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;
III (рубеж XIX - XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организации труда.
Понятие «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку эти лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного ей труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.4
Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:
1) государство и гражданское общество - совпадающие социальные системы;
2) государство и гражданское общество - разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;
3) государство и гражданское
общество - разные социальные системы,
государство выполняет
Признаки (черты) гражданского общества - в его соотношении с государством:
1) не существует до государства и вне государства;
2) не включает государство,
развивается самостоятельно - без
непосредственного вмешательств
3) состоит из субъектов
- свободных и равноправных
4) обладает определенным
приоритетом перед
5) оказывает влияние
на создание и
6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;
7) формирует право,
которое формулируется
Первоначально в течение
длительного времени
8) развивается и взаимодействует
с государством в границах
права, которое выступает как
равный и справедливый масштаб
свободы и справедливости, а не
как способ навязывания
Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.
В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:
- служит формой, организующей
гражданское общество и
- является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;
- устанавливает «правила
игры», которых должны
- не вмешивается в
частную сферу семьи, быта, культуры
(первый уровень гражданского
общества): такое вмешательство может
иметь место только в целях
обеспечения личной или
- оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;
- выступает орудием
социального компромисса
- юридически обеспечивает
возможности гражданина быть
собственником, создавать
- имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.
И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:
• субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически - имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской" свободным идеологически и политически;
• субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);
• субъект, который осознает ответственность перед обществом;
• субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.
Гражданское общество базируется
на многообразии форм и видов собственности. Каждая из них призвана: (1) обеспечить
благосостояние всех; (2) открыть экономический
простор для приумножения собственности
на основе большей интенсивности труда,
способностей, творческой инициативы
и предприимчивости. Соотношение труда
и различных форм собственности в гражданском
обществе должно быть таким, чтобы труд
позволил создать для каждого достойный
общественному прогрессу стандарт жизни.
Преобладание в государстве так называемого
«среднего класса» - один из показателей
сформированного в нем гражданского общества.5
Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда.6 Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.
Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.
Государственная власть в Украине принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции Украины, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Украины. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.7
Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа Украины, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального , имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.
Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.
В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.
В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.
В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).
Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.
Объединения граждан в той или иной степени участвуют в политической жизни общества, в политических отношениях с государством, и, следовательно, взаимодействуют (сотрудничают или конфликтуют) с ним.
Взаимоотношения государства и объединений граждан носят правовой характер.
Объединение граждан - добровольное общественное формирование людей, созданное на основе общности интересов для реализации своих прав и свобод8.
Объединения граждан
не являются объектами управления со
стороны государственных
К общественным объединениям могут быть отнесены политические партии, социально-экономические и социально-культурные объединения, массовые общественные движения, ассоциации, религиозные организации и т.п. Основными из них являются политическая партия и общественная организация.
Политическая партия - добровольное объединение людей, выражающее волю определенных социальных групп, которые стремятся добиться либо удержать государственную власть, влияют на политику государства в соответствии с программой и уставом своей деятельности.
В Украине членами политической партии могут быть только её граждане. Регистрация политической партии производится Министерством юстиции Украины.
Общественная организация - добровольное объединение людей, созданное ими для достижения личных и общественных целей, которое действует на началах самоорганизации, самоуправления, самооплаты (союзы, общества, группы, объединения, не основанные правительством или межгосударственным соглашением). Например, профсоюзы - общественные организации, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профсоюзы создаются без непосредственного разрешения на основе свободного выбора их членов.
Информация о работе Государство и общество: соотношение понятий