Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа
Известно, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может, поскольку существует всеобщая взаимосвязь процессов и явлений. Не может быть и «абсолютной зависимости». Когда мы говорим о государстве как о «слуге общества», это не значит, что мы представляем его как слугу, марионетку в игре внешних условий, общественных отношений. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, мертвым, а следовательно, лишним звеном в политической системе общества, в общественном механизме. Понятие «относительная самостоятельность» государства призвано отразить активность государства во всех сферах общественном жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие общества. 5
Понятие и основные признаки государства 7
Гражданское общество и государство 10
Государство в политической системе общества 17
Правовые формы взаимоотношений государства и общественного объединения 18
Государство и общество 23
Социальное государство 25
Демократизация общества и государства 27
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34
В Украине общественная организация регистрируется Министерством юстиции, местными органами исполнительной власти, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов.
Все общественные объединения равны перед законом.
Государство (в лице государственных органов и должностных лиц):
1)устанавливает юридические нормы, определяющие порядок их официального признания (легализации) путем регистрации;
2)регистрирует объединения
граждан и устанавливает их
Идентификационный код. В
3)обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений граждан;
4)осуществляет контроль и надзор за соответствием деятельности объединений граждан зарегистрированному уставу:
надзор за исполнением и соблюдением законности осуществляют органы прокуратуры;
контроль над источниками и размерами поступлений и;
уплатой налогов осуществляют финансовые органы и органы государственной налоговой администрации;
5)предусматривает ответственно
6) не вмешивается в деятельность общественных организаций, так как они не являются объектами государственного управления;
7) создает режим наибольшего благоприятствования для их функционирования: наделяет определенными льготами или совсем освобождает от налогов, либо дает дотации и средства.
Общественные объединения могут:
1) помогать государству
решать задачи экономического, социального,
культурного строительства
2) принимать участие
в различных видах
3) принимать участие в формировании (выдвигать кандидатуру, вести предвыборную агитацию и т.п.) корпуса депутатов представительных органов государственной власти, т.е. быть субъектами учредительной деятельности государства;
4) быть по ряду вопросов
субъектами правотворческой
5) вносить предложения
в органы государственной
6) быть по ряду вопросов
субъектами
7) проводить массовые мероприятия (демонстрации, митингии т.п.);
8) защищать права членов организации в государственных органах и др.9
Общественные объединения не могут:
(1) вмешиваться в деятельность друг друга;
(2) вмешиваться в деятельность государственных организаций и должностных лиц. Так, организационные структуры политических партий не могут создаваться и действовать в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях (ст. 37 Конституции Украины);
(3) иметь военизированные формирования (ст. 37 Конституции Украины)10;
(4) подменять деятельность
коммерческих (хозяйственных) организаций,
ставить перед собой цель
Однако для выполнения уставных задач и целей зарегистрированные общественные объединения (особенно благотворительные организации) могут осуществлять необходимую коммерческую деятельность, быть соучредителями коммерческих организаций, создавать хозрасчетные учреждения и организации с уставом юридического лица, основывать предприятия в порядке, установленном законодательством (в интересах прав потребителей, экологии, охраны культурных ценностей, развития научных, правовых и других экспертиз).
Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их противникам ( в эксплуататорском обществе – в отношении к большинству населения) – как орудие управления и подавления. Характер и цели государства определяются в конечном счете экономическим строем общества; как политическая настройка над базисом государство играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономического развития.
Государство – важнейшее, но не единственное звено в системе политических организации классового общества: в нее входят также партии и другие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властная сила распространяется на все население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например монополия законодательства, правосудия).
Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природа его отношений с обществом это государство политических сил, находящихся у власти.
В ходе истории государства приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
Последовательное становление демократического гражданского общества требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства, гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношений государства по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловлено гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
В последнее время можно услышать множество суждений о том, что такое гражданское общество. Надо полагать, что есть способ организации экономических, производственных отношений и соответствующих производственных сил, совокупность отношений возникающих в процессе пользования, владения и распоряжения собственностью, функционирования общественных объединений, средств массовой информации, воспитательных, образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.
Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных, политических партий, профессиональных союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становиться в особые политические отношения с государством.
Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.
В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защиту всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном отчуждении собственности в случае общественной необходимости гарантируется ее возмещение, национализация собственности не допускается.
Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом, принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по безработице.
По мере развития буржуазного
общества и в теории, и в практике
преобладает подход, ориентированный
на усиление социальной функции государства,
направленной на согласование несправедливости,
порождаемой рыночными
Однако украинскому обществу навязываются теории консервативного толка, где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире это уже пройденный этап. Тем более неприемлемы также теории в нашем обществе, которое долгое время было ориентировано на социалистические принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном популистский, демагогический характер, общественное сознание формировалось именно на их основе.
Освобождая общество от тотальной опеки государства, нельзя все же низводить его до роли “ночного сторожа”. В условиях коренной ломки всех общественных структур именно государство должно стать консолидирующие началом, призванные создавать новые политические, экономические, социальные отношения. Без воздействия государства невозможно реальное преобразование общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты прав человека направленная на смягчение негативных последствий рыночных реформ. Задача социального государства состоит в перераспределении доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
В качестве долговременной, перспективной цели государство должно стремиться к выравниванию положения людей, хотя достижение фактического, а, не только юридического равенства – задача в исторически обозримые сроки невыполнимые. Это не означает отрицание идеи равенства, содержащей в себе огромный нравственный потенциал.
Интересный способ решения проблемы равенства в посттоталитарном обществе предложен В.С. Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма – постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство будет дополняться принципиально новым моментом – экономическим равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в Украине, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать разницу между собственником и несобственником. Только преобразование социалистической собственности в равную гражданскую собственность создает условие для “более высокой ступени человеческой свободы, равенства, справедливости и права”11.
Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной функции государства и возрастания его ответственности за создание своим гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.
Компетенция социального
правового государства, обеспечивающего
постепенный переход к
Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.
Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления.
1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству.
а) установить соответствие
между формально
б) сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;
в) создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.
Собственная ценность демократии выражается во всех ее элементах, принципах, формах, институтах.
Информация о работе Государство и общество: соотношение понятий