Государство и общество: соотношение понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Известно, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может, поскольку существует всеобщая взаимосвязь процессов и явлений. Не может быть и «абсолютной зависимости». Когда мы говорим о государстве как о «слуге общества», это не значит, что мы представляем его как слугу, марионетку в игре внешних условий, общественных отношений. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, мертвым, а следовательно, лишним звеном в политической системе общества, в общественном механизме. Понятие «относительная самостоятельность» государства призвано отразить активность государства во всех сферах общественном жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие общества. 5
Понятие и основные признаки государства 7
Гражданское общество и государство 10
Государство в политической системе общества 17
Правовые формы взаимоотношений государства и общественного объединения 18
Государство и общество 23
Социальное государство 25
Демократизация общества и государства 27
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Файлы: 1 файл

0362420_1D835_gosudarstvo_i_obshestvo_sootnoshenie_ponyatii.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

В Украине общественная организация регистрируется Министерством юстиции, местными органами исполнительной власти, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов.

Все общественные объединения  равны перед законом.

Государство (в  лице государственных органов и  должностных лиц):

1)устанавливает юридические  нормы, определяющие порядок их официального признания (легализации) путем регистрации;

2)регистрирует объединения  граждан и устанавливает их  Идентификационный код. В Украине  действуют Украинская республиканская  партия, Народно-демократическая партия, Партия зеленых, Социалистическая  партия и др., Союз адвокатов, Научное общество им. Т. Г. Шевченко и т.п.;    

3)обеспечивает соблюдение  прав и законных интересов  объединений граждан;

4)осуществляет контроль  и надзор за соответствием  деятельности объединений граждан зарегистрированному уставу:

надзор за исполнением и соблюдением законности осуществляют органы прокуратуры;

контроль над источниками  и размерами поступлений и;

уплатой налогов осуществляют финансовые органы и органы государственной налоговой администрации;         

5)предусматривает ответственность уполномоченных или общественных объединений за нарушения законодательства;

6) не вмешивается в деятельность общественных организаций, так как они не являются объектами государственного управления;

7) создает режим наибольшего  благоприятствования для их функционирования: наделяет определенными льготами или совсем освобождает от налогов, либо дает дотации и средства.

Общественные  объединения могут:

1) помогать государству  решать задачи экономического, социального,  культурного строительства путем  принятия совместных политических решений с государственными органами. Например, «Союз лидеров местных и региональных властей Украины» (общественная организация, созданная в 1999 г.), подписал вместе с Президентом «Декларацию о государственной региональной политике», направленную на реформирование государственного устройства страны;

2) принимать участие  в различных видах политической  деятельности путём создания совместных комиссий с государственными органами;

3) принимать участие  в формировании (выдвигать кандидатуру, вести предвыборную агитацию и т.п.) корпуса депутатов представительных органов государственной власти, т.е. быть субъектами учредительной деятельности государства;

4) быть по ряду вопросов  субъектами правотворческой деятельности государства (например, заключение коллективного договора);

5) вносить предложения  в органы государственной власти (например, инициативные законопроекты  через народных депутатов в Верховную Раду);

6) быть по ряду вопросов  субъектами правоприменительной  (составление протокола об административных правонарушениях) и контрольно-надзорной (работа общественных инспекторов охраны природы) деятельности государства;

7) проводить массовые  мероприятия (демонстрации, митингии  т.п.);

8) защищать права членов  организации в государственных органах и др.9

Общественные  объединения не могут:

(1) вмешиваться в деятельность  друг друга;

(2) вмешиваться в деятельность  государственных организаций и должностных лиц. Так, организационные структуры политических партий не могут создаваться и действовать в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях (ст. 37 Конституции Украины);

(3) иметь военизированные  формирования (ст. 37 Конституции Украины)10;

(4) подменять деятельность  коммерческих (хозяйственных) организаций,  ставить перед собой цель получения  прибыли либо создаваться с  этой целью.

Однако для выполнения уставных задач и целей зарегистрированные общественные объединения (особенно благотворительные организации) могут осуществлять необходимую коммерческую деятельность, быть соучредителями коммерческих организаций, создавать хозрасчетные учреждения и организации с уставом юридического лица, основывать предприятия в порядке, установленном законодательством (в интересах прав потребителей, экологии, охраны культурных ценностей, развития научных, правовых и других экспертиз).

 

 

Государство и общество

Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их противникам ( в эксплуататорском обществе – в отношении к большинству населения) – как орудие управления и подавления. Характер  и цели государства определяются в конечном счете экономическим строем общества; как политическая настройка над базисом государство играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономического развития.

Государство – важнейшее, но не единственное звено в системе  политических организации классового общества: в нее входят также партии и другие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властная сила распространяется на все население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например монополия законодательства, правосудия).

Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природа его отношений с обществом это государство политических сил, находящихся у власти.

В ходе истории государства  приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную  самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

Последовательное становление  демократического гражданского общества требует цивилизованности взаимоотношений  личности и государства, гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношений государства по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловлено гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением общих  дел, вытекающих из природы всякого общества.

В последнее время  можно услышать множество суждений о том, что такое гражданское  общество. Надо полагать,  что есть способ организации экономических, производственных отношений и соответствующих  производственных сил, совокупность отношений  возникающих  в процессе пользования, владения и распоряжения собственностью, функционирования общественных объединений, средств массовой информации, воспитательных, образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.

Гражданское общество в  лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных, политических партий, профессиональных союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становиться в особые политические отношения с государством.

Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.

В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защиту всем собственникам, объявляет  ее неприкосновенной, при возможном отчуждении собственности в случае общественной необходимости гарантируется ее возмещение, национализация собственности не допускается.

Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом, принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по безработице.

Социальное государство

По мере развития буржуазного  общества и в теории, и в практике преобладает подход, ориентированный  на усиление социальной функции государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой рыночными отношениями.

Однако украинскому обществу навязываются теории консервативного толка, где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире это уже пройденный этап. Тем более неприемлемы также теории в нашем обществе, которое долгое время было ориентировано на социалистические принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном популистский, демагогический характер, общественное сознание формировалось именно на их основе.

Освобождая общество от тотальной опеки государства, нельзя все же низводить его до роли “ночного сторожа”. В условиях коренной ломки всех общественных структур именно государство должно стать консолидирующие началом, призванные создавать новые политические, экономические, социальные отношения. Без воздействия государства невозможно реальное преобразование общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты прав человека направленная на смягчение негативных последствий рыночных реформ. Задача социального государства состоит в перераспределении доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

В качестве долговременной, перспективной цели государство  должно стремиться к выравниванию положения  людей, хотя достижение фактического, а, не только юридического равенства – задача в исторически обозримые сроки невыполнимые. Это не означает  отрицание идеи равенства, содержащей в себе огромный нравственный потенциал.

Интересный способ решения  проблемы равенства в посттоталитарном обществе предложен В.С. Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма – постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство будет дополняться принципиально новым моментом – экономическим равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в Украине, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать разницу между собственником и несобственником. Только преобразование социалистической собственности в равную гражданскую собственность создает условие для “более высокой ступени человеческой свободы, равенства, справедливости и права”11.

Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов вмешательства государства в  экономическую и социальные сферы, его регулирующей роли в распределении  собственности, усиления социальной функции  государства и возрастания его ответственности за создание своим гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.

Компетенция социального  правового государства, обеспечивающего  постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, - важный аспект  модели  нового общества, которое должно быть сформировано в Украине.

 

Демократизация общества и государства

Несмотря на то что  во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления.

1) Собственная  ценность раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству.

а) установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;

б) сочетать государственные  и общественные начала в системе  демократии как формы государства;

в) создать атмосферу  гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

Собственная ценность демократии выражается во всех ее элементах, принципах, формах, институтах.

Информация о работе Государство и общество: соотношение понятий