Государство и право происхождение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:00, реферат

Описание работы

Теория государства и права - это основная общеюридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения и функционирования государства и права.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о причинах его возникновения. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии. Возникновение государства и права происходит одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Происхождение, сущность и типы государств…………………....4
§1.1 Общие закономерности возникновения государства,
его признаки и сущность……………………………………………...4
§1.2 Теории происхождения и сущности государства………………6

Глава 2. Понятие, происхождение и общие закономерности
возникновения права…………………………………….…………………....9
§2.1 Понятие права…………………………….……………………….9
§2.2 Происхождение права.….………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………….....15
Список использованных источников……………………….…………......…16

Файлы: 1 файл

ТГП Государство и право Происхождение и сущность.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Происхождение, сущность и типы государств…………………....4

            §1.1 Общие закономерности возникновения государства,

            его признаки и сущность……………………………………………...4

           §1.2 Теории происхождения и сущности государства………………6

 

Глава 2. Понятие, происхождение  и общие закономерности

 возникновения права…………………………………….…………………....9

           §2.1 Понятие права…………………………….……………………….9

          §2.2 Происхождение права.….………………………………………...11

Заключение………………………………………………………………….....15

Список использованных источников……………………….…………......…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теория государства  и права - это основная общеюридическая  наука, которая рассматривает и  изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения и функционирования государства и права.

 Право, как  и государство, принадлежит к  числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных  явлений. Вопрос о происхождении  права является спорным, так  как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о причинах его возникновения. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии. Возникновение государства и права происходит одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Вместе с  тем, у разных народов и в разные эпохи появление государства  и права имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями.

Среди теоретиков-правоведов никогда не было раньше и в настоящее  время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении  процесса происхождения государства и права. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, относительно их происхождения. Целью данной контрольной работы является выяснение реальных и объективных причин  возникновения государства и  права, их особенности и закономерности.

 

 

 

Глава 1. Происхождение, сущность и типы государств

§1.1. Общие закономерности возникновения государства,

его признаки и сущность

С марксистской точки зрения государство есть продукт  развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть решены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт - государство.

Общество создает  себе орган для защиты своих интересов  от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная  власть. Едва возникнув, он приобретает  самостоятельность по отношению  к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более явно осуществляет его господство.

Если общественное производство в результате тысячелетней революции пришло к частной собственности, то для всех других областей организации общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится государство.

Для понимания происхождения государства недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения сделать выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство есть «продукт» и «проявление» непримиримости классов.

Сложившийся экономический  базис, основанный на частной собственности  на средства производства, развивается  под охраной и защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы; государство не примиряет, а только умеряет столкновение классов, для того, чтобы, они не уничтожили друг друга в бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.

Для того чтобы  научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно-организованному обществу, специально определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытнообщинного строя. Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения.

В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства.

Второе отличие  заключается в наличии общественной власти, интересы которой не совпадают  с интересами населения. Государственная  власть - это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит  над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.

В чем состоит  сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление главного и определяющего в процессе, как возникновения, так и дальнейшего развития, функционирования государства, а также познание закономерностей развития государственно-организованного общества. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.

Социалистическое  государство на этапе диктатуры  пролетариата осуществляет ее уже в  интересах гигантского большинства  населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом государственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в западных буржуазных государствах.

Сущность государства  как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении  с гражданским обществом, которое  включает в себя все богатство  общественных отношений за пределами  политического государства. Государство  и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание - гражданским обществом.

 

§1.2. Теории происхождения и сущности государства

Кроме марксистской теории происхождения государства  существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов.

Теологическая теория довольно многоаспектна. У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и  сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную  обязательность и святость.

Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении  Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу её своему старшему сыну - патриарху, а затем уже своим потомкам - королям.

Договорная  теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.). Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма - государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов.

Теория  насилия (Л. Гумплович, К.Каутский). Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители и повивальная бабка государства», - заявил Л. Гумплович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие, происхождение и общие  закономерности возникновения права

§2.1 Понятие  права

На протяжении всей истории существования права  так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное  и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.).

Надо отметить, что в современной юридической  науке сложились в основном три  подхода к пониманию права:

- нормативный;

- социологический 

- философский  (его иногда называют нравственным).

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким  образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право - они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда - игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что  право надо искать не в нормах, а  в самой жизни. При этом они  различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим, главным образом в законотворчестве, и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы  и справедливости. Эта позиция  основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.

Информация о работе Государство и право происхождение и сущность