Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, контрольная работа
Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община.
1. Понятие и сущность государства.
2. Основные категории государственного регулирования общественных отношений.
3. Практические задание.
Тема 2: Государство и право в политической и правовой системах общества.
1. Понятие и сущность государства.
Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община.
Существует множество теорий происхождения государства. Основные теории происхождения государства:
1. Теологическая (божественная)
теория происхождения
2. Патриархальная теория государства,
выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве
разросшуюся семью, также опекающую своих
подданных, как отец- своих детей. Государственная
власть, в соответствии с патриархальной
теорией, является как бы продолжателем
отцовской власти, т.е. власть
3. Психологическая теория сводит
основные причины возникновения государства
и права к тем или иным свойствам психики
людей, к биопсихическим инстинктам и
т.д. Суть данной теории состоит в утверждении
психологической потребности человека
жить в рамках организованного общества.
Психике индивида якобы изначально присуща
потребность к повиновению, подчинению
"выдающимся личностям". Из психологии
индивида выводил необходимость создания
государства и права 3. Фрейд- основатель
влиятельного психологического направления
в социологии и учениях о государстве
и праве. Он исходил из существования первоначальной
орды, деспотический глава которой был
убит своими взбунтовавшимися сыновьями,
движимыми особыми биопсихическими, сексуальными
инстинктами. Для подавления в дальнейшем
агрессивных влечений человека и понадобилось
создать государство, право, всю систему
социальных норм и вообще цивилизацию.
4. Материалистическая (марксистская) теория
исходит из того, что государство возникло,
прежде всего, в силу экономических причин:
общественного разделения труда, появления
частной собственности, а затем раскола
общества на классы с противоположными
экономическими интересами. На смену родоплеменной
организации приходит государство, а на
смену родовым обычаям - право. Как объективный
результат этих процессов возникает государство,
которое специальными средствами подавления
и органами, постоянно занимающимися управлением,
сдерживает противоборство классов, обеспечивая
преимущественно интересы экономически
господствующего класса. Поскольку государство
возникло в результате деления общества
на классы, то делался вывод о том, что
государство есть исторически приходящее,
временное явление - оно возникло вместе
с возникновением классов и тж. неизбежно
должно отмереть вместе с исчезновением
классов.
Сущность государства - главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Формы государства — это способ организации и осуществления
государственной власти на территории данной
страны. Существует две основные формы
государственного правления:
1. Монархия - такая форма
правления, при которой верховная власть
в государстве осуществляется одним лицом
и передаётся по наследству. Различают
монархии абсолютного типа, при которой
монарх не ограничен
конституцией, и конституционные монархии,
когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.
2. Республика - форма государственного правления, при
которой верховная государственная власть
осуществляется
выборными органами, избираемыми населением
на определенный срок. Республики могут
быть: парламентские (парламент формирует правительство,
которое несет перед ним ответственность
за свою деятельность); президентские (глава государства президент
непосредственно или с последующим утверждением
в верхней палате парламента формирует правительство,
которым руководит сам); парламентско-президентские (па
Форма государственного устройства.
Это территориально-организационная структура
государства. Формы государственного
устройства могут быть разделены на три группы:
1. унитарные — цельные, единые государства,
части которых не обладают признаками
государственного суверенитета;
2. федерации — союзные
3. конфедерации — союзы
Политический режим - это
совокупность средств и способов осуществления
политической власти. Различают два вида политического
режима:
1. Демократический – он
характеризуется тем, что государственная
власть осуществляется с соблюдением
основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти
каждого из органов определены законом,
властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные
возможности для свободного выявления
и учета интересов различных социальных групп, утверждают
верховенство права в обществе, независимое
правосудие.
2. Авторитарный - государственная
власть осуществляется ограниченным кругом
властвующих органов и лиц путём использования
управленческого административного аппарата,
вооруженных сил и всевозможных принудительных
учреждений.
Функции государства – это основные направления его деятельности , выражающее сущность и назначение государства в обществе.
Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны:
-Экономическая функция;
-Социальная функция;
-Правоохранительная;
-Экологическая функция.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире , которой
становится всё более
-Функция обороны;
-Дипломатическая функция;
-Поддержка мирового правопорядка;
-Культурное сотрудничество между странами;
-Сотрудничество государств в решении глобальных проблем.
В конституции Российской Федерации, которая является основным законом государства, сказано, что в России «есть демократическое федеративное правовое государство».
Правовое государство — государ
Принципы правового государства :
Идеал правового государства не
привязан к какому-либо национальному
опыту, и среди важнейших принципов
правоведы обычно выделяют верховенство
закона, равноправие, выполнимость требований
права, защиту гражданских свобод. В
то же время, реализация этого идеала
в каждой стране имела множество
индивидуальных особенностей, в силу
различных обычаев и их истории.
Институты правового
2. Основные категории государственного регулирования общественных отношений.
Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой.
Существует два вида нормативного регулирования:
1.Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования
2. Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия.
Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
Санкция - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
Диспозиция - правовые нормы экономической деятельности или их часть, содержащие запреты, ограничения или предписания, сужающие допустимое, законное поле деятельности. Фиксируется в законах, соглашениях, договорах.
Источник (форма) права — способ , с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.
Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают взаимные права и обязанности.
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:
-Наличием как минимум двух сторон ;
-Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности ;
-Урегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
-Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).
Реализация нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этого правоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются Государством.
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:
-субъекты правоотношения;
-объект правоотношения;
-содержание правоотношения.
Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:
1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:
-лицо без гражданства;
-гражданин;
-иностранец;
-беженец;
-индивидуальный предприниматель;
-учредитель юридического лица.
2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.
3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:
-Президент;
-Правительство;
-Парламент;
-Судебная власть;
-Муниципальное образование.
Физические лица это
всегда только люди, они с правовой точки
зрения характеризуются правоспособностью
и дееспособностью.
Юридические лица —
коммерческие и некоммерческие организации
всегда полностью правосубъектны, то есть
они всегда обладают правоспособностью
и дееспособностью в полной мере. Под юридическим
лицом понимается организация, выступающая
в гражданском обороте под собственным
именем, имеющая на праве собственности
или иных правах имущество, и может быть
истцом и ответчиком в суде.
3. Практические задание.
Конституционно-правовые нормы,
закрепляющие экономические права,
несут очень важную общедозволительную
функцию или функции
Источники:
1.Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.
2. Теория государства и права / под ред. А.И. Королёва, Л.С. Явича. Л., 1987.
3. Конституция Российской Федерации М.: Новая школа, 1995. 4.Конституционное право России: энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 2002.
Информация о работе Государство и право в политической и правовой системах общества