Государство и право в политической и правовой системах общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община.

Содержание работы

1. Понятие и сущность государства.
2. Основные категории государственного регулирования общественных отношений.
3. Практические задание.

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

Тема 2: Государство  и право в политической и правовой системах общества.

1. Понятие и сущность государства.

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община.

Существует множество  теорий происхождения государства. Основные теории происхождения государства:

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства  и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных  религиозно-мифологических представлений  о происхождении мира. Поскольку  мир сотворил Бог, то и государство  и право имеют божественное  происхождение. Наиболее известным  представителем этого учения  является ученый-богослов Фома  Аквинский (1225-1274).  
2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть

3. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.  
4. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Сущность государства - главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Формы государства — это способ организации и осуществления государственной власти на территории данной страны. Существует две основные формы государственного правления:  
1. Монархия - такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен  
конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.  
2. Республика - форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется  
выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики могут быть: парламентские (парламент формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность);  президентские (глава государства президент непосредственно или с последующим утверждением в верхней палате парламента формирует правительство, которым руководит сам);  парламентско-президентские (парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству) 
Форма государственного устройства. 
Это территориально-организационная структура государства. Формы государственного устройства могут быть разделены на три группы:  
1. унитарные — цельные, единые государства, части которых не обладают признаками государственного суверенитета;

2.  федерации — союзные государства,  части которых в той или  иной мере обладают признаками государственности и обладают суверенитетом;

3. конфедерации — союзы государств, образуемые для определенных государственных целей. Конфедерация — непрочное государственное образование. Как показывает история, они существуют недолго, они либо распадаются, либо превращаются в федеративные государства.  
Политический режим - это совокупность средств и способов осуществления политической власти. Различают два вида политического режима:  
1. Демократический – он характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.  
2.  Авторитарный - государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных  принудительных учреждений.   

Функции государства – это основные направления его  деятельности , выражающее сущность и назначение государства в обществе.       

Внутренние функции – это  основные направления государства  по управлению внутренней жизнью страны:

-Экономическая функция;

-Социальная функция;  

-Правоохранительная;

-Экологическая функция.      

Внешние функции – это основные направления деятельности государства  на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование  государства в современном мире , которой 

становится всё более взаимосвязанным.

-Функция обороны;

-Дипломатическая функция;

-Поддержка мирового правопорядка;

-Культурное сотрудничество между странами;

-Сотрудничество государств в решении глобальных проблем.

 В конституции Российской Федерации, которая является основным законом государства, сказано, что в России «есть демократическое федеративное правовое государство».

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Принципы правового государства :

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному  опыту, и среди важнейших принципов  правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В  то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество  индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства  также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых :

  • суды отделены от других ветвей власти и изолированы от внешнего давления;
  • судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов;
  • существуют гарантии справедливого рассмотрения дела.

2. Основные категории государственного регулирования общественных отношений.

Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой.

Существует  два вида нормативного регулирования:

1.Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования

2. Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия.

Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Классическая, идеальная норма  права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Санкция - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Диспозиция - правовые нормы экономической деятельности или их часть, содержащие запреты, ограничения или предписания, сужающие допустимое, законное поле деятельности. Фиксируется в законах, соглашениях, договорах.

Источник (форма) права — способ , с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают взаимные права и обязанности.

Правоотношение всегда характеризуется  следующими признаками:

-Наличием как минимум двух сторон ;

-Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности ;

-Урегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

-Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

Реализация нормы права в  конкретном правоотношении заключается  в том, что участники этого  правоотношения наделяются субъективными  правами и обязанностями, которые  гарантируются Государством.

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых  элементов:

-субъекты правоотношения;

-объект правоотношения;

-содержание правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

-лицо без гражданства;

-гражданин;

-иностранец;

-беженец;

-индивидуальный предприниматель;

-учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

-Президент;

-Правительство;

-Парламент;

-Судебная власть;

-Муниципальное образование.

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью. 
Юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.

3. Практические задание.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие экономические права, несут очень важную общедозволительную функцию или функции общедозволительного  регулирования. Общедозволительный характер норм статей 34, 35, а по существу принцип "дозволено все, что не запрещено  законом" в экономической сфере  определяет меру экономической свободы. Это значит, что при регулировании экономических отношений приоритет должен отдаваться диспозитивным нормам.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

1.Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.  

2. Теория государства и права / под ред. А.И. Королёва, Л.С. Явича. Л., 1987.

3. Конституция Российской  Федерации М.: Новая школа, 1995. 4.Конституционное право России: энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 2002.

Информация о работе Государство и право в политической и правовой системах общества