Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:39, реферат
Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.
Именно в это время образовываются “союзы союзов”, которые по сути есть союзы племенных союзов, которые по отношению к внешним племенам были единым целым, но изредка враждовали между собой.
умышленное
неумышленное
Предусмотрены случаи освобождении от вины, например, при случайном убийстве на стрельбах. Существуют преступления против веры: богохульство, святотатство, …; существовали преступления против царя (скорее как личности). Смертная казнь была довольно распространенным наказанием, но в ходу были и телесные наказания и тюремное заключение, причем без объявления срока заключения, существовали штрафы (они носили сословный характер).
Процессуальное право. Суд осуществляется теми же органами что и ранее. Выделился процесс по особо важным делам, который перестал быть состязательным, а стал розыскным. Приходит понятие повального обыска, то есть опроса всех жителей данной местности. Уточняется понятие ссылки на свидетеля. Розыск теперь возбуждается не только по жалобе, но и по доносу или самим судьей. Для розыска применялись пытки.
Реформы Петра I.
Сословные реформы Петра I.
Сословные реформы мы выделяли так как они имели глобальный масштаб. Петр определил статус сословий.
Дворянство. Между ним и боярством были трения в результате которых оба класса получили и вотчины и поместья. Петр стремился сделать всех государственными служащими и для этого изменил порядок наследования. Он издал указ о единонаследии, то есть теперь наследовать землю мог только один сын (вместе с тем ограничивалось право продажи недвижимости и т.п.) и не получившим наследство ничего не оставалось кроме как идти на государственную службу.
Правда в дальнейшем от единонаследия отказались уже в 3-ые годы. В 1722 году был выпущен табель о рангах, который определял порядок службы и вообще фактически иерархию общества в целом.
В соответствии с таблицей прилагаемой к табелю было 12 рангов:
Но значимость этого документа не только в этом, табель позволял людям из низших сословий выслужить дворянство (например на военной службе дослужившись даже до низшего чина офицера человек автоматически получал личное дворянство, правда без земли, а дослужившись до 6 чина – потомственное, но также без наделения землей).
В этот период разница между дворянством и боярством исчезает полностью, а в других сословиях изменения менее значительны.
Духовенство становится часть государственного аппарата, становится подчинена и подконтрольна его интересам. Петр I создает Великий Синод.
Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и др. органы местного самоуправления.
Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I от подушной подати, которая также не разграничивала их.
Государственные органы.
Россия стала империей с 1721 года, а Петр – императором. Принципиальных изменений не произошло, так как Россия и была таковой фактически с XVI века из-за особенностей управления своими окраинами.
Был провозглашен закон, в котором говорилось о неограниченности и не подконтрольности императорской власти. Порядок наследования престола так же был закреплен законом, который гласил, что император мог оставить власть кому угодно по своему усмотрению и без ограничений.
При Петре I перестала собираться боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, поэтому первоначально она была заменена консилией министров, а в последствии в 1711 году - сенатом. Сенат был создан Петром на время его ухода в поход как орган заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом обладающий совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения носящие характер закона и обязательные к исполнению (но царь их мог очень легко отменить).
В отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная (в 1717-1719), которые обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших: военная, военно-морская и коллегия иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в сенате даже когда представители всех остальных были выведены из состава сената.
В то время судебными полномочиями обладали все коллегии, а не только юстиц-коллегия.
При Петре I создаются губернии (1708 год, сначала
8 губерний), что изменило порядок в делении
России на территориально-
Появляются суды и первые из них – надворные, которые существовали в каждом уезде, кроме того в некоторых городах был судья, а где не было, там их полномочия выполняли магистраты. Петр создали и систему военных и военно-морских судов. Появились прокуратуры, которые создавались сверху: сначала в 1722 году был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (уже созданные в 1711 году как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того генерал-прокурор надзирал за сенатом.
Процесс. Петр I принял попытку уничтожить состязательность в процессе. Эту попытку он предпринял в 1697 году издав указ о передаче всех дел розыскам (то есть никаких очных ставок со свидетелями и т.п. не было), но реально это не удалось.
В 1715 году появилась будущая часть военного устава называющаяся “Краткое изображение процесса”, по которому все дела вел розыск. В 1723 году был принят еще один указ “О форме суда” в котором был установлен порядок ведения дел по частным заявлениям.
Развитие права в это период характеризуется развитием государственного и административного права как отрасли. Были введены регламенты.
В гражданском праве никаких значительных сдвигов не произошло.
В уголовном праве произошла кодификация в области военного уголовного права (“Воинские артикли”, где были собраны статьи о проступках и преступлениях в армии, но большая часть статей была заимствована на западе).
Развитие Российского государства и права в XVIII и перовой половине XIX века.
Петр I умирая не оставил наследника, поэтому наследника пришлось назначать сенату, но на него оказала сильное давление (а точнее поставила перед фактом) – гвардия, которая провозгласила императрицей жену Петра – Екатерину, которая правила всего два года (с 1725 по 1727). Екатерина на желала активно управлять страной и в связи с этим наряду с сенатом был создан верховный тайный совет (в нем не было президента). Поначалу это орган не стремился к ограничению власти императрицы, но после смерти Петре II, пришедшего на смену Екатерине, опять встает вопрос о власти (или герцогиня Круглянская или Елизавета – дочь Петра I). Совет понимал, что Елизавета (будущая императрица Анна) согласится на трон на любых условиях. Они заставили ее подписать бумаги сильно ограничивающие права императрицы. Ей запрещалось самостоятельно решать вопросы войны и мира, назначать на должности выше полковничьей, жаловать или отбирать землю у высших сословий, выходить замуж без согласия с будущей кандидатурой совета. Анна подписала этот документ, но став императрицей, поняла, что далеко не все поддерживают тайный совет, после чего добивается отмены всех этих ограничений и публично рвет эту бумагу объявляя себя полной наследницей и всемодержцей всея Руси. Совет после этих событий распускается.
В 1831 году создается совет министров, который обладает практически теми же полномочиями, что и бывший тайный совет, кроме принятия решений законодательного характера. Постепенно, в связи с ростом доверия Елизаветы этому органу, совет получает и эту возможность. Этот орган существовал до смерти Анны Иоановны, которая назначила себе приемником Ивана Анатольевича, который в скорости был свергнут. После двух переворотов в 1741 году приходит к власти Елизавета Петровна, которая провозглашает курс Петра I, то есть на национальное возрождение. Она приостанавливает действие смертной казни на время ее правления, но после эта мера становится традицией и больше не используется как мера наказания (за редким исключением). При Елизавете восстанавливаются права сената и упраздняется кабинет министров, тогда же создается конференция при высочайшем дворе (позднее переименованный в совет при высочайшем дворе). В 1761 умирает Елизавета и на ее место встает Петр III, которого опять свергают. В 1762 году на престол всходит Екатерина II.
Во время ее правления начинается новая полоса. Сенат теряет свое прежние значение и превращается в судебный и исполнительный орган. В 60 годы происходит реформа сената, который делится на департаменты и только один из департаментов остается политическим органом.
Была произведена реформа губерний (1775
год), которая опять изменила административно-
Реформы 1775 года. В ходе ее была совершена попытка отделения суда от администрации (то есть суды не подчинялись местным исполнительным органам). Были созданы сословные суды (для дворян, судья – дворянин, для горожан – горожанин, но для крестьян мог быть и дворянин ).
Появились две инстанции судов:
для дворян – уездный и верхний земский суд
для горожан – городской магистрат губернский магистрат
для крестьян – нижняя расправа в уезде и верхняя расправа в губернии
Тогда же создается государственный суд делящийся на гражданскую палату и палату уголовного права. Этот суд из чиновников, которые назначались государством. Он носил апелляционный характер, а решения его можно было обжаловать в сенате.
Апелляционный суд рассматривается по той же схеме, что и в первой инстанции. Апелляция может подаваться при любом исходе суда, но тогда она носила чисто формальный характер и затягивалась (в связи с отсутствием средств коммуникаций) иногда на десятилетие.
Прокуратура получила более низший орган: в губерниях появились губернские прокуроры, которым подчинялись уездные и губернские стряпчие. Ни одно решение суда не вступало в силу без его подписи.
Другие законы Екатерины II. Были неплохие сепаратные законы. Была создана комиссия по составлению нового уложения, эта комиссия созывалась от сословий (то есть повторяла земский собор). Одним из результатов его работы – жалование грамоты дворянству и городам. При Екатерине II дворянам разрешили иметь свои сословно-представительные организации. В результате появились губернские и уездные дворянские собрания на которых решались сугубо местные вопросы дворянства.
Реформы начала XIX века. При Александре (1801 год) был создан непременный (в смысле постоянный) совет (позднее именуемый государственным), носящий совещательный характер. ему же вменялось составление нового закона. В 1802 году был принят манифест о министерствах, то есть была создана министерская система управления. Во главе министерств – комитет министров. Впервые появились министерство внутренних дел, которому подчинялась полиция и ряд других министерств. Тогда же в 1802 году был принят другой указ “О правах сената”, в котором полностью восстанавливаются права сената.
На этом реформы приостановились из-за внешнеполитических проблем (из-за Наполеона). Н после подписания Тензитского мира реформы воспрянули во главе с о Спиранским в 1810 году, когда был создан законосовещательный орган (впервые, орган был таким и задуман) – государственный совет. С этих пор все законы проходили через него, а также впервые были отделены законы, как документы, прошедшие через государственный совет, от других документов.
Государственный совет поначалу играл очень значительную роль, но после ссылки Спиранского (1812 год) его функции изменились и он не имел уже такого влияния.
Канцелярия его императорского величества. Ее роль увеличилась еще при Александре I. Николай I изменил ее структуру в 1726 году, она разделилась на отделения:
1-ое - отделение – получение прошений о награждении, пенсии, …
2-ое – исключительно вопросами кодификации законодательства
3-е – борьба с революционным движением (фактически гос. безопасность, а вскоре ему будет переподчинены жандармы)
4-е – благотворительность, женские учебные заведения
В таком виде она просуществовала до 1771 года.
Николай I считал, что не нужно писать новый закон, нужно лишь кодифицировать старое, ведь накопилось огромное количество правового материала по разным сборникам. Эту идею Николаю подсказал допрос декабристов, которые называли одной из причин недовольства – плохое законодательство.
Работа 2-го отделения была поэтапной:
В действие сей сборник вступил в 1835 году. Он имел следующее деление:
Среди них был 15 том, который в последствии был дополнен документом который назывался “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”. Он был гораздо подробнее чем 15 том и составлено довольно грамотно и действовало до 1917 года.
Буржуазно-демократические реформы второй половины XIX века.
Это было переломное время , когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян ). Постепенно пришли к выводу о выносе подобных вопросов на широкое обсуждение, для подготовки общественного мнения. Были созданы комитеты подобные секретному, но не секретные, по всем губерниям, а в конце появились реабилитационные комиссии готовившие закон об отмене.