Государство и право Золотой Орды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить государство и право Золотой Орды.
Задачи:
1. рассмотреть государственное устройство Золотой Орды:
2. исследовать общественный строй Золотой Орды;
3. проанализировать право Золотой Орды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственное устройство Золотой Орды 4
2. Общественный строй Золотой Орды 6
3. Право Золотой Орды 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

Файлы: 1 файл

Istoria_otechestvennogo_gosudarstva_i_prava_Gosu.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Золотая Орда (Улус Джучи) продолжает оставаться одной из исследуемых тем в историко-правовой науке. Улус Джучи, самоназвание Великое государство (самоназвание на тюркском Улу Улус) в русской традиции — Золотая Орда — средневековое государство в Евразии.

В период с 1224 года по 1266 год находилось в составе Монгольской империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. С 1312 года государственной религией стал ислам.

К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть распространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Постепенно монголы смешались с тюркскими народами и племенами, официальным стал тюркский язык. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название - монголо-татары. Со временем монголо-татары приняли ислам.

Монгольский период – одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории, т.к. они владычествовали по всей Руси около столетия, и после они продолжали осуществлять контроль над Восточной Русью, хотя и в более мягкой форме, еще столетие.

Цель данной работы изучить государство и право Золотой Орды.

Задачи:

1. рассмотреть государственное устройство Золотой Орды:

2. исследовать общественный  строй Золотой Орды;

3. проанализировать право  Золотой Орды.

1. Государственное устройство Золотой Орды

 

История Золотой Орды началась в 1243 году. Ее основатель хан Батый, так же как чингизиды в других улусах, относился к подвластной территории как к родовому владению, не рассматривая ее в роли абсолютно независимого государства. Все монгольские улусы юридически составляли единую империю с центральным правительством в Каракоруме и должны были отчислять в его пользу определенную долю доходов. Все стратегические вопросы решались в столице империи. Сила центральной власти — учитывая ее отдаленность от западных улусов — держалась только на авторитете, но этот авторитет Батыем неукоснительно признавался. Однако в 60-е годы XIII века ситуация изменилась. Правивший в Золотой Орде Менгу Тимур, воспользовавшись внутридинастическими спорами в центре империи, отказался подчиняться ее верховному правителю. Золотая Орда обрела самостоятельность1.

Внутригосударственная структура Орды копировала систему, введенную в Монголии еще Чингисханом. Управляемая территория делилась сначала на две большие административные единицы, а с конца XIII века — на четыре (Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Крым, Хорезм). Их возглавляли наместники хана — улусбеки. Юридической базой внутреннего деления крупных территориальных подразделений являлось право кочевых собственников на получение пастбищных угодий от наместников или самого хана. Эти угодья также носили названия улусов. Улусная система и определяла административно-территориальное деление Орды. Владельцы улусов обязывались выставлять в случае военных действий определенное количество конных воинов, выполнять налоговые и хозяйственные повинности. Улусная система копировала устройство монгольской армии: все государство делилось (как и все войско) в соответствии с рангами — темник, тысячник, сотник, десятник — на определенные по величине владения, с которых выставлялось в войско по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. В XIV веке в войске Орды насчитывалось примерно 70 темников, этому числу соответствовало и количество областей, контролируемых ими. Улусы не были наследственными владениями — право верховной собственности со стороны хана никто не решался оспаривать. Историк В.А. Кучкин в книге «Русь под игом: как это было?» пишет: «повинностью, наложенной победителями на население русских княжеств, была обязанность поставлять воинов в монголо-татарские войска, принимать участие в их военных походах» и еще «...Москва в союзе с золотоордынцами расправляется с Тверью, в то время, когда русские полки сражаются на Яве и в Японии, охраняют ханскую ставку»2.

Аппарат управления государством формировался при ханах Батые и Берке (40—50-е годы XIII века). Была основана столица как административный центр, организована ямская связь между столицей и областями, распределены налоги и повинности. Появился аппарат чиновников, строго подчиненный верховной власти, которая была абсолютной. Источники отмечали, что ханы имели «изумительную власть над всеми». Многочисленное чиновничество помогало ханам осуществлять эту власть результативно. Верх чиновничьего аппарата замыкали две высшие государственные должности: беклярибек и везир. В руках беклярибека находилось руководство армией, дипломатической службой, судебными делами. Везир сосредоточивал высшую исполнительную власть.

Главный исполнительный орган назывался диван, состоявший из нескольких палат, ведающих финансовой, налоговой, торговой, внутриполитической и другими сферами государственной жизни. Курилтаи — традиционные представительные съезды — в Орде быстро потеряли ту роль, которую они играли в Монголии. Ханская власть в Орде снизу никем не ограничивалась.

Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были уч­реждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. Кадии и яргучи взимали со спорящих сторон официальные пошлины, а также прибегали к произвольным поборам. У кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин-биев3.

Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Своеобразно развивались политические и дипломатические отношения между Русью и Ордой. Русские князья получали право на княжение в ханской ставке. Имели место карательные походы на Русь и грабительские набеги бесконтрольных кочевых отрядов. Но в то же время и Русь обладала каналами политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь через открывшуюся в 1261 году в Сарае епархию.

 

 

2. Общественный строй Золотой Орды

 

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.

В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингиз-хана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т. д. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингиз-хана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол. Сам хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания4.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках — беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингизхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также и многочисленное духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Трудящиеся — крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги — находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена и вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе с тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывали помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленники уплачивали городским властям по­дати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

 

 

3. Право Золотой Орды

 

Изучение права любого общества или этноса начинается с поиска источника права в этом социуме. Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права5.

Основной источник права в Золотой Орде объективируется спецификой хозяйственной культуры и базируется на обычаях и традициях, выработанных социумом в ходе хозяйственной деятельности, в основном пастбищным животноводством (кочевым скотоводством).

В золотоордынском обществе бытовали правовые нормы, источниками для которых послужили нормы морали. Так, например, если дети злословили против родителей, то они подвергались наказаниям. Если человек солгал на суде, его ожидало публичное моральное осуждение и физическое наказание; подобное же наказание ожидало женщину, совершившую прелюбодеяние6.

Причину превращения нормы морали в норму права Г.В. Мальцев комментирует следующим образом: «Право возникает там, где заканчивается регулирование общественных отношений через санкции морали и религии»7. По поводу «мононормы» Г.В. Мальцев высказал мнение, что не мораль, а религия стала базой, из которой «возникли все другие проявления коллективной деятельности: право, мораль, искусство, наука, политические формы и т.д.»8.

Первичными источниками права золотоордынского общества явились, без сомнения, экономические условия функционирования социума. Ими обусловливались источники норм права. Например, к ним относятся морально-этические правила регулирования общественной жизни: понятие греховности, ощущение дискомфорта от неправильного поведения и т.д.9 Эти критерии определяют характер изучаемых нами позднесредневековых источников права.

Анализ имеющегося по средневековым обществам научного материала показывает, что наименьшими правами обладали дети, калеки и инвалиды, но и их наименьшее элементарное право на жизнь гарантировалось правом всего общества.

Затрагивая вопрос о юридических источниках, следует отметить, что обычное право в период формирования вначале монгольского, а позже золотоордынского государства в силу специфики политической и социальной жизни общества, хозяйственной культуры монголов и кыпчаков составлялось из множества более мелких норм. Их содержание имело отношение к обычаям, традициям, установлениям отдельных авторитетов, религиозным ритуалам и предписаниям монголов и кыпчаков, которые и были источниками норм права в догосударственный период и в этом виде вошли как традиционная обычно-правовая система в правовой уклад улуса Джучи.

С 60-х годов XIII в. Золотая Орда является субъектом международных отношений, поэтому отдельные нормы международного права, как, например, трапезундское право, также принимают характер источников норм права для золотоордынского государства.

Особенно ярко это проявилось в следующих областях: международной торговле - генуэзские и венецианские торговые фактории; ведении военных действий; статусе послов, иностранных купцов и путешественников в странах пребывания и т.д. Ещё одним источником норм права в этой сфере были международные политические и торговые договоры с другими странами, поскольку «договоры между государствами всегда являются нормативными»10.

Монгольское, а позднее и золотоордынское общества быстро адаптировались к новым политическим, экономическим и правовым обстоятельствам. Это обусловило вынужденное заполнение вакуума в правовой сфере соответствующими правовыми аналогиями. Более всего такие заимствования были произведены у древних тюрков, что-то взято от китайских империй. По мнению большинства исследователей, монгольские правители заимствовали у древних тюрков институт Великого кагана (монгольск. - каан) и ханов-наместников (т.е. многие нормы публичного права), а также ряд норм из правового статуса киданьских и китайских императоров и т.д. Это означает, что правовые традиции упомянутых стран стали источниками норм права для каганата монголов, позже улуса Джучи11. Судебная практика степных судей, по мнению И.А. Исаева, - ещё один источник права в средневековых обществах12.

Основным источником норм права в улусе Джучи была прежде всего Великая Ясса Чингисхана, начатая в 1206 г. в качестве свода правил и норм монгольского народа. Она состояла из двух частей: «Билик» (приказы) и «Джасак». Первая часть насчитывала 30 статей, а вторая - 58 статей13. Вторая часть содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права, а также правила, регулирующие быт подданных. Санкции по этим нормам даже для своего времени были достаточно жестокими и не только за преступления, но и за проступки. Например, казнь была обещана каждому, кто осмелился бы назвать себя ханом, не будучи избранным специальным курултаем. В области торгового права казнь грозила тем, кто будет уличен в сознательном обмане, и тем, кто в торговых делах трижды обанкротится. В сфере военного права казни мог подвергнуться тот, кто в бою не окажет помощи другому, кто самовольно оставит порученный ему пост, кто будет уличен в предательстве, воровстве, лжесвидетельстве или в непочтении к старшим и т.д.

Информация о работе Государство и право Золотой Орды