Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 07:26, реферат
Описание работы
Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие особенности общества, его происхождение и развитие, определить формы и соотношение общества и государства, что обуславливает следующие основные задачи исследования: - выработать подход к пониманию происхождения государства и права, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны; - дать общую характеристику организации общества и развития права, рассмотреть основные теории происхождения государства и права.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 2 1.ВЗГЛЯДЫ НА ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 4 1.2 Подходы к пониманию сущности государства 6 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 7 2.2 Современные взгляды не происхождение государства и права 10 3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ 12 3.2. Роль права 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Актуальность
данной темы заключается в том, что государство
и право являются стабильным образованием,
которое образовывалось длительное время.
Государство как особая организация власти,
как самостоятельный институт жизни общества,
находится в постоянном развитии. Несколько
тысячелетий тому назад государства были
совсем не такими, какими они являются
в настоящее время. Рассмотрим основные
вехи в историческом развитии государства
для того, чтобы уяснить основные тенденции
в совершенствовании данного института,
разобраться в сущности современных государств.
Общество есть
продукт взаимодействия людей, определенная
организация их жизни, внутренне противоречивый
организм,
сущность которого заключается в многообразных
связях и
отношениях между людьми, их объединениями
и общностями.
Это сложная,
саморазвивающаяся система связей людей,
объединенных экономическими, семейными,
групповыми, этническими, сословными,
классовыми отношениями и интересами.
В обществе действуют,
прежде всего, не биологические, а социальные
законы.
Традиционно в науке проблема
происхождения государства и права оставалась
без должного внимания и является недостаточно
разработанной и в настоящее время. Права человека рассматриваются
как противопоставления всесилию государства.
Они не создаются государством.
Другие
ученые рассматривают государство и право
как "систему общеобязательных правил
поведения, которые устанавливаются и
охраняются государством, выражают общие
и индивидуальные интересы населения
страны и выступают государственным регулятором
общественных отношений".
Различные аспекты этой проблемы
освещаются в работах таких авторов как
Алексеев С. С., Васильев А., Хропанюк В.
Н., Комаров С. А, и другие.
Предмет
исследования составляют теоретические
и практические аспекты содержания, структуры,
особенностей и механизма происхождения,
формирования и развития государства
и права; вопросы соотношения общества
и государства, общества и права; а также
проблемы определения их места и значение
в жизни каждого человека.
Цель
исследования в том, чтобы сформулировать
понятие особенности общества, его
происхождение и развитие, определить
формы и соотношение общества
и государства, что обуславливает
следующие основные задачи исследования:
- выработать подход к пониманию
происхождения государства и права, проанализировать
его основные предпосылки к образованию
и определить его объективные и субъективные
стороны;
- дать общую характеристику
организации общества и развития права,
рассмотреть основные теории происхождения
государства и права.
1.ВЗГЛЯДЫ
НА ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
1.1
Концепции правопонимания
Причина разнообразия взглядов на то,
что такое право, заключается в невозможности
выразить одним определением все специфические
моменты, свойственные тому или иному
историческому типу права.
Существует 2 типа правопонимания:
Юридический (право по содержанию больше
закона, это совокупность объективных
экономических, социальных, политических
факторов),[512]
Легистский (право равно закону, это воля
государства).
Юридические концепции:
Теологическая
(Ф. Аквинский, Августин). Сущность права
выводится из религиозных догматов, миром
управляет вечный закон – божественный
разум. Он проявляется в естественном
законе, который является основой закона
человеческого. Необходимость подчинения
позитивного права официальной церковной
доктрине. Неотомизм – современное учение
о праве, основанное на религиозной доктрине
(Маритен, Месье, Хейвс): божественный закон
призван устранять несовершенство закона
человеческого.
Антропологическая
(Хоубел, Малиновский): доказывается существование
права на самых ранних этапах развития
человеческого общества. Право – система
норм, которая существует внутри той или
иной социальной общности и опирается
на публично признанный авторитет.
Насилия (Каутский,
Гумплович, Дюринг, Шан Ян): право – способ
давления на порабощенное племя, но не
единственный и не основной. Монополия
но легитимное насилие и сегодня атрибут
государства.
Психологическая (Петражицкий, Кнапп): право
– совокупность элементов субъективной
человеческой психики. Право бывает официальное
(то, что установлено государством) и неофициальное
(личные переживания людей и определенные
эмоции). На первый план выходят личные
установки индивида, их эмоции, побуждающие
его совершать определенные действия.
Социологическая (Паунд, Левеллин, Эрлих): право
следует искать не в нормах, а в поведении
субъектов правоотношений. Сама же по
себе правовая норма лишена активной роли.
Социальная (солидаристская) (Леон
Дюги): в основе – идея сотрудничества
в осуществлении власти различными социальными
группами, которую должен осознать каждый
член общества. Право – средство достижения
социальной гармонии, устранения социальных
конфликтов.[513]
Естественно-правовая
(Гроций, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев):
право состоит из позитивного и естественного
(это совокупность прав, которыми люди
обладают от рождения). Позитивное право
вытекает из естественного, оно признается,
если ему не противоречит.
Марксистско-ленинская (Маркс, Энгельс, Ленин, Морган):
право – возведенная в закон воля господствующего
класса, определяемая материальными условиями
жизни этого класса. Право – часть надстройки
над экономическим базисом общества.
Классической наукой Теории государства
и права за основу принята позитивистская
концепция правопонимания, т. е. право
– это результат правотворческой деятельности
государства; это совокупность правил
поведения, установленных государством
и обеспеченных возможностью применения
мер государственного принуждения. Так,
сторонник данной теории Г. Кельзен игнорировал
связь правовой нормы с материальными
условиями жизни общества, интересами
индивидов. Он подчеркивал только то, что
право - иерархическая система норм в виде
лестницы, где верхние обусловливают нижние,
а нижние оправдывают верхние.
1.2
Подходы к пониманию сущности
государства
Государство – суверенная универсальная
организация политической власти, признанная
обеспечить нормальную жизнедеятельность
людей, имеющая свою территорию, аппарат
принуждения и взимающая налоги, необходимые
для осуществления внешних и внутренних
функций. Это классическое определение.
Понимание государства:
Государство – союз людей, сообщество (Аристотель,
Гуго Гроций). Ильин определял государство
как "родину, объединение публичным
правом множества людей, связанных общностью
духовной судьбы, на почве духовной культуры
и правосознания".
Государство – механизм, своеобразное орудие
выполнения определенных задач (Ленин,
Радищев).
Государство – система управления обществом.
Отождествление государства и аппарата
государства.[514]
Государство
– компромисс между слоями и группами
общества (Кистяковский).
Государство
– легализованное насилие для установления
и соблюдения порядка (Гумплович).
Наряду
с данной классификацией существует и
еще одна, которая определяется исходя
из задач, которые решает государство:
Классовый подход: государство
– политическая организация, которая
поддерживает господство одного ласа
над другим, причем меньшинства над большинством.
2.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА
2.1
Теории происхождения государства и права
Причины
многообразия теорий:
Исторические особенности
развития общества (феодализм, ведение
захватнических войн), своеобразие тех
или иных регионов мира (экономическое
развитие, культурные связи), идеологические
предпочтения авторов теорий, разнообразие
задач, которые они ставили перед собой
(обосновать или, наоборот, ограничить
власть монарха), сложность и многосторонность
самого процесса происхождения государства
и права,
Теории происхождения государства
и права:
Теологическая теория
(Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кальвин, Августин)
возникла и развивалась во времена средневековья
и была призвана оправдывать произвол
феодалов, абсолютизм монархов. Ее основные
тезисы: государство и право созданы богом;
процесс их создания аналогичен процессу
сотворения мира богом. Власть императора
– продолжение божественной власти. Религия
обосновывает необходимость возникновения
и существования государства и права.
Государство же в свою очередь обязано
защищать церковь.
Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский)
развивалась в Древней Греции, Риме. Государство
– разросшаяся семья, в которой власть
императора является естественным продолжением
власти отца. Император заботится о членах
своей семьи и обеспечивает их послушание
(3 вида властеотношений в государстве:
господин-раб, муж-жена, отец-дети). Человек
– существо политическое, поэтому появление
и существование государства и права для
него естественно. Люди, будучи также существами
общественными, объединяются, образуя
патриархальную семью. За счет увеличения
таких семей образуется государство.
Органическая теория (Спенсер, Прейс) рассматривает
социальные процессы во взаимосвязи с
биологическими закономерностями (межвидовая
борьба, эволюция, естественный отбор).
Государство сравнивается с человеческим
организмом с самостоятельной волей и
сознанием, отличным от воли и сознания
входящих в него отдельных людей, а законы
государства – с процессами человеческой
психики. Возникновение человечества
в результате эволюции привело к объединению
людей в процессе естественного отбора
(войны с соседями) в единый организм –
государство.
Договорная
теория (Спиноза, Гоббс, Локк,
Руссо, Дидро, Гольбах, Радищев, Пестель)
развивалась в период просвещения. В основе
государства лежит общественный договор
о правилах совместного проживания. Содержание
договора: воля народа – источник любой
политической власти в обществе; верховенство
закона, взаимная ответственность государства
и личности, обеспечение прав и свобод
личности в рамках государства. До появления
государства люди находились в естественном
состоянии безвластия и незащищенности.
Цель заключения договора – прекратить
догосударственную "войну всех против
всех" (Гоббс), обеспечить как свои интересы,
так и общую пользу, а также соблюдение
права. Суть общественного договора –
установление между людьми равного суда
и закона (Локк). При заключении договора
члены общества передают часть своих естественных
прав государству, которое в свою очередь
обязуется защищать граждан, охранять
их права и свободы. Существует группа
прав, которые принадлежат человеку от
рождения и не зависят от государственной
воли (право на жизнь, достоинство, личную
неприкосновенность и т. д.). Никто не может
лишить человека этих прав. Их обеспечение
и защита – важнейшая обязанность государства.
Позитивный закон государства не может
противоречить естественным правам. При
возникновении коллизий действует естественный
закон.
Теория насилия
(Дюринг, Гумпович, Каутский) возникает
и развивается в 19 веке. Положения теории
реализуются на практике в 20 веке. Государство
– продукт завоевания слабых племен более
сильными. Завоевание привело к образованию
классов и сословий, причем слабые племена
обосновались внизу сословной иерархии,
сильные – вверху. Племенное сознание
превратилось в классовое. Государство
и право более необходимо слабым племенам,
нежели сильным, т. к. подчинение обеспечивает
им состояние защищенности. Собственность
также появляется как результат насилия
одной части общества над другой, обосновывается
институт экспроприации. Положительные
стороны теории: ее научная и историческая
обоснованность, утверждение монополии
на легитимность насилия в качестве одного
из основных признаков государства.
Психологическая теория (Цицерон, Петражицкий, Коркунов)
объясняет образование государства свойствами
человеческой психики, как то: стремление
жить в коллективе, в рамках организованного
общества, коллективного взаимодействия,
стремление к общению, к поиску авторитета,
желание повелевать и подчиняться. Общество
и государство – сумма психологических
взаимодействий людей и различных объединений.
Право – особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные
процессы, совершающиеся в сфере психики
человека.
Марксистско-ленинская теория (Маркс, Энгельс, Ленин,
Плеханов): Изменение социально-экономических
отношений, способа производства, общественное
разделение труда приводят к появлении
прибавочного продукта и разделению общества
на классы, затем – к обострению антагонистических
противоречий между ними, затем – к появлению
государства как средства подавления
и управления одного класса другим. Государство
и право возникают там, где классовые противоречия
не могут быть примирены (Ленин).
2.2
Современные взгляды не происхождение
государства и права
Современная
наука связывает процесс возникновения
государства главным образом с развитием
производства, с переходом от присваивающей
к производящей экономике. Именно такой
переход послужил толчком к трем крупным
разделениям труда:
- Отделение скотоводства от
земледелия,
- Отделение ремесла от земледелия
(появление городов),
- Обособление слоя людей, занятых
в сфере обмена и торговли (купцов).
Основные причины и закономерности
возникновения государства:
Родовая община начинает дробиться на
патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов,
ремесленников),
Неизбежное при разделении
труда появление специализации, прибавочного
продукта, повышение производительности
труда; создание условий для товарообмена
и присвоения результатов чужого труда;
появление частной собственности,
Возникает семья, родовая община перестает
быть стихийным образованием,
Происходит возрастание Оли
мужского труда, который стал явно приоритетным
по сравнению с женским – домашним. В связи
с этим матриархат уступает место патриархату,
где родство ведется по отцовской линии,
Запрещение инцеста. Родовые органы, поддерживающие
запрещение инцеста и насильственно пресекающие
его внутри рода были древнейшими элементами
нарождающейся государственности. Л. Васильев:
"Отказ от права на женщину своей группы
создал условия для своего рода социального
контракта с соседней группой на основе
принципа эквивалента и тем самым заложил
фундамент для системы постоянных коммуникаций…
Обмен женщинами заложил структурную
основу культуры с ее ритуалами, нормами,
правилами, табу и прочими социальными
регуляторами",
Отношения между родами предполагали
существование нескольких кровнородственных
родов, связанных тесными брачно-семейными
узами. Эти дружественные общины объединяли
свои усилия для охоты, рыбной ловли и
иных мероприятий, требующих большого
количества участников. Такие объединения
коллективов назывались фратриями. В связи
с новой организацией жизни появляется
потребность в строгом территориальном
обособлении,
Постепенно
в связи с усложнением и возрастанием
объема управленческой деятельности повышается
численность родоплеменной верхушки.
Публичная власть отдаляется от общества.
Традиционно
выделяют два пути возникновения государства:
Восточный (азиатский). В странах
востока традиционными и устойчивыми
были земельная община, коллективная собственность.
Управление общественной собственностью
становилось важнейшей функцией родоплеменной
знати, которая постепенно превращается
в обособленную социальную группу;
Европейский. Главным государствообразующим
фактором было классовое расслоение общества,
обусловленное интенсивным формированием
частной собственности на землю, скот,
рабов