Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:53, реферат
Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрывается сущность государства, как правового института. Во второй главе раскрывается понятие правового статуса личности, его структуру, перечисляются виды правового статуса личности. В третьей главе перечислены и раскрыты различные права и свободы личности, такие как личные, политические, социально-экономические, культурные. В четвертой главе рассмотрены юридические обязанности личности.
Введение……………………………………………………………3
Государство………………………………………………………...4
Правовой статус личности………………………………………..7
Права и свободы личности……………………………………….11
Юридические обязанности личности……………………………14
Заключение………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………….17
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________
ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Специальность: «Экономическая безопасность»
Реферат:
Тема: «Государство и правовой статус личности»
По предмету: «Теория государства и права»
Выполнил:
Хасянов Ильгиз Рифгатович
студент 1 курса
очной формы обучения, группа № 2
Руководитель:
Догадайло Екатерина Юрьевна
«____»___________2013 г.
______________________
(оценка)
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Государство…………………………………………………
Правовой статус личности………………………………………..7
Права и свободы личности………………………………
Юридические обязанности личности……………………………14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….17
Введение
Выбор темы для реферата обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. На мой взгляд ,не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, жить по правилам этого общества.
Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрывается сущность государства, как правового института. Во второй главе раскрывается понятие правового статуса личности, его структуру, перечисляются виды правового статуса личности. В третьей главе перечислены и раскрыты различные права и свободы личности, такие как личные, политические, социально-экономические, культурные. В четвертой главе рассмотрены юридические обязанности личности.
Глава 1.Сущность государства, как правового института
Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач (так считал К. Маркс), выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится, прежде всего, осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п.
Общечеловеческое
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в правовой действительности.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д. При этом демократия, обеспечение социального компромисса необходимым образом предполагают обязательные для всего общества законность и правопорядок.
Демократическое, цивилизованное государство, в котором процесс формирования и деятельности всех государственных органов строго основывается на праве, существует разделение властей, обеспечивается верховенство закона и отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности, является правовым. На сегодня это наиболее высокая ступень организации политической власти общества за всю многовековую историю развития государства.
Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов (начал), оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), национальный фактор (государства Балтии) и некоторые другие. Сказанное, однако, не означает, что все эти факторы должны быть отражены в определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал общечеловеческого и классового.
Современные правоведы определяют
правовое государство как
Верховенство закона в правовом государстве означает, что:
• Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
• Действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;
• Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.
Будучи демократическим по своей сути, правовые государства предоставляют самые широкие права всем гражданам. Все гражданские права делятся на основные и процедурные. Основные права:
• Право на жизнь.
• Право на достоинство личности, свободу от пыток, насилия.
• Право наследования.
• Право на личную неприкосновенность.
• Право на неприкосновенность частной жизни.
• Право на неприкосновенность жилища.
• Право на свободное передвижение по стране и «въезд-выезд».
• Право частной собственности охраняется законом.
Процедурные гражданские права:
• Гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод.
• Предусматривают суд присяжных (наиболее объективную форму рассмотрения судебных дел).
• Гарантируют право на получение квалифицированной юридической помощи.
• Принцип презумпции невиновности.
• Ошибки следствия. На этот случай предусмотрено возмещение государством причиненного ему вреда.
Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.
Глава 2. Правовой статус личности (его понятие, структура, виды)
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.
В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений[1]. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.
Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.
Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством - праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правонарушения, нести ответственность за свои поступки.
Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности используется то или другое выражение. Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Подобно тому, например, как «норма» и «правило» определяются обычно друг через друга, «статус» и «положение» также взаимозаменяемы.
Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.
Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует.
Правовой статус - часть, элемент общества. В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность его сложная и богатая.
Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.
Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т.д[2].
На правовое состояние личности
оказывают свое воздействие и
нравственно-психологические
Экстремальность ситуации, противоречия,
переоценка ценностей, ломка сложившихся
устоев, изменение морально-
Все вышеперечисленное - это в основном негативные тенденции. Есть, и позитивные. Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.
Во-вторых, закладывается новая
концепция взаимоотношений
В-третьих, правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии.
В-четвертых, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности.