1.1. Государство:
понятие и признаки
В теории государства и
права дается множество определений
понятию «государство». Например, мыслители
прошлого трактуют государство как
«сосредоточение всех умственных и
нравственных интересов граждан» (Аристотель),
«союз людей объединенных общими
началами права и общей пользы»
(Цицерон) и т.д.
Государство – единая политическая
организация общества, которая распространяет
свою власть на все население в пределах
территории страны, издает юридически
обязательные веления, имеет специальный
аппарат управления и принуждения, а также
обладает суверенитетом.
I.2. Классификация
государств
Государство – явление
исключительно разностороннее, многогранное,
обладающее разнообразными чертами
и признаками. Это определяет возможность
создавать различные системы
его классификации. В этом плане
предпринимались многочисленные, различные
по своим основаниям попытки. Одним
из вариантов такой классификации
является типология государства, основанная
на наиболее важных, сущностных его
признаках. В настоящее время
существует два подхода к типологии
государства – цивилизационный
и формационный.
Форма государственного
устройства
История существования государства
свидетельствует о том, что во
все века разные государства отличались
друг от друга внутренним строением
(структурой), то есть способом территориального
деления (административно-территориальные
единицы, автономные политические образования,
государственные образования обладающие
суверенитетом), а также степенью
централизации государственной
власти (централизованные, децентрализованные,
организованные по принципу демократического
центризма). Данный феномен обозначается
термином «форма государственного устройства»,
под которой понимается национальное
и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений между
его составными частями, между центральными
и местными органами государственной
власти.
Форма государственного устройства
показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
- как строятся отношения между центральными и местными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
В теории государства и
права государственное устройство
подразделяется на унитарное (простое)
и сложное (федерация, протекторат).
Унитарное государственное устройство предполагает существование
единого государства, подразделяющегося
лишь на административно-территориальные
единицы и потому не включающее в себя
никаких государственных образований.
Унитарное государство характеризуется
следующими признаками:
Во-первых, унитарное устройство
предполагает единые, общие для всей страны
высшие представительные, исполнительные,
судебные органы, которые осуществляют
верховное руководство местными органами
Во-вторых, на территории унитарного
государства действует одна конституция,
единая система законодательства, одно
гражданство. В нем функционирует единая
денежная система, проводятся обязательная
для всех административно0территориальных
единиц общая налоговая и кредитная политика.
В-третьих, составные части
унитарного государства (области,
департаменты, округа, провинции, графства) государственным
суверенитетом не обладают. Они не имеют
своих законодательных органов, самостоятельных
воинских формирований, внешнеполитических
органов и других атрибутов государственности.
В то же время местные органы в унитарном
государстве обладают известной, а иногда
и значительной, самостоятельностью.
В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные
сношения осуществляют центральные органы,
которые официально представляют страну
на международной арене.
В-шестых, унитарное государство
имеет единые вооруженные
силы, руководство которыми осуществляется
центральными органами государственной
власти.
Сложное государственное
устройство предполагает существование
государства, включающего в себя
другие государственные образования. Примером сложного
государства может служить федерация.
В строго научном смысле федерацией
(федеративное от познелат. - объединение,
союз) называют союз государств, основанный
на договоре или конституции. Поэтому
федерация возможна только там, где объединяются
самостоятельные государства. При этом
федеральная конституция устанавливает,
в чем именно политически срастающиеся
малые государства сохраняют свою «самостоятельность»,
и в чем они ее утратят9.
Вместе с тем можно
выделить наиболее общие черты, которые
характерны для большинства федеративных
государств:
- Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов (США – 50 штатов), кантонов (Швейцария – 23), земель (ФРГ – 16) и т.д.
- В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеративным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
- Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. Так, в Федеративной Республике Германия, земли имеют свои законодательные органы: однопалатные ландтаги (в Баварии – двухпалатный), правительство во главе с премьер-министром и земельные суды.
- В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
- Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты
- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерации осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Федерации строятся по территориальному
и национальному признакам, которые
в значительной мере определяют характер,
содержание, структуру государственного
устройства.
Территориальная
федерация характеризуется тем, что:
- Государственные образования, составляющие территорию федерации, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союзу можно издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. В США в исключительной компетенции союза находятся вопросы регулирования между штатной и внешней торговли, чеканки монеты, установление стандартов и весов, объявление войны, набор и содержание армии, созыв милиции. Все остальные вопросы относятся к компетенции штатов. В частности, проведение выборов, регулирование внутриштатной торговли, формирование органов местного самоуправления, поддержание здравоохранения, общественного порядка и публичной морали, изменение конституции штатов, их органов власти и управления и др. Конституция ФРГ устанавливает, что исключительная компетенция принадлежит федерации, земли же обладают правом законодательства лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально управомочены на это федеральным законом. Конституция дает исчерпывающий перечень исключительной законодательной компетенции федерации. Это внешнее сношение, оборона и защита гражданского населения, свобода передвижения, валюта, гражданство федерации, денежное обращение, чеканка монеты, железные дороги и воздушное сообщение, почта, телеграф, телефон и др. Здесь же определяется, в каких областях может осуществляться законодательная деятельность земель. Если же земля не выполняет возложенные на нее федерацией обязанности, то последняя может принять меры к тому, чтобы принудить землю к их выполнению.
- Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральные власти имеют право применения принудительных мер к субъекту федерации (Индия). В ФРГ ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит федерации, однако земли с согласия федеральных властей иногда могут заключать международные договоры.
- В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза. Это положение вытекает из смысла конституций США, ФРГ, Бразилии и других стран.
- Управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства. Субъектами федераций в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
А теперь перейдем к национальным
федерациям, характеризующимся более
сложным государственным устройством.
Наряду с общими признаками, которые
присущи любому союзному государству,
они имеют ряд существенных особенностей.
Эти особенности обусловлены
многонациональным составом населения,
которое более или менее компактно
проживает на территории отдельных
государств, образующих федерацию.
Национальная
федерация, независимо от ее разновидностей,
характеризуется следующими основными
признаками:
- Субъектами такой федерации являются национальные государства и национальные государственные образования, коорые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией.
- Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Оно служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение. Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.
- Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. Современные национальные федерации становятся по своей сути такими государственными объединениями, в которых все их субъекты обладают признаками государственного суверенитета. Они имеют свои высшие представительные органы государственной власти (парламент), самостоятельную исполнительную власть (в лице президента, кабинета или совета министров), независимую национальную судебную систему. Национальные государства, объединившиеся в федерацию, устанавливают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.
- Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Федеративное государство отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав. Депутаты, работающие в парламентах национальной федерации, представляют все нации и народности страны. На таких же причинах формируются и функционируют общефедеральные исполнительные и судебные органы. Это позволяет учитывать особенности развития каждого национального государства, обеспечивать их экономическую самостоятельность, независимость в международных отношениях. Центральная власть, таким образом, призвана обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их.
- Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, то есть право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности. Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он не желает вступить с другими нациями в федеральные государственные отношения, или перейти из состава одного многонационального состава в другое, сохраняя свой суверенитет.
Основное различие между
территориальной и национальной
федерацией состоит в различной
степени суверенности их субъектов.
Центральная власть в территориальных
федерациях обладает верховенством
по отношению к высшим государственным
органам членов федерации. Национальные
государства ограничиваются суверенитетом
национальных государственных образований.
Общенациональная государственная
власть осуществляет лишь координацию
интересов субъектов федерации,
обеспечивая их наиболее оптимальную
внутреннюю и внешнюю деятельность.
Субъекты национальной федерации в
сфере международных отношений
могут устанавливать дипломатические
отношения с любым государством
мирового сообщества, заключать политические,
экономические и другие договоры.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ
УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ.
Унитарная форма государственного
устройства является преобладающей. К
числу унитарных государств относятся
Великобритания, Франция, Италия, Швеция,
Норвегия, Финляндия, Греция, Испания,
Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство
стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа,
Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.
Напомню еще раз, что унитарное государство
– это централизованное, единое государство,
внутри которого нет государственных
образований, а административно-территориальные
единицы не обладают политической самостоятельностью.
Для стран с унитарной
формой государственного устройства (такие
государства называются простыми или
слитными) характерно наличие следующих
основных признаков:
- Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.
- Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых также распространяется на территорию всей страны. (Если взять к примеру Францию, то ее парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Компетенция палат одинакова, точнее, одинаковы предметы ведения и почти одинаковы полномочия. Ст. 34 конституции Франции очертила сферу его (парламента) законодательной инициативы, за пределы которой он выходить не должен. Правительством во Франции является Совет министров согласно ч.1 и 2 ст. 20 конституции Франции определяет и проводит политику нации, распоряжается Вооруженными силами и может объявить осадное положение).
- Единое гражданство. Конституции унитарных государств гласят, что население государства имеет единую политическую принадлежность и никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.
- Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчинительный характер.
- Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.
- Территориально унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права