Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 18:51, курсовая работа
В настоящей работе мы обращаемся к изучению проблемы федерации как формы государственного устройства с тем, чтобы сквозь призму существующих теоретических воззрений взглянуть на российский федерализм в его современном состоянии, оценить его продуктивность и соответствие потребностям населения Российской Федерации, а также сделать выводы о жизненности и перспективности федерализма в условиях современного мира вообще
Введение 3
Государство, типы и формы государственного устройства 5
1.1 Природа государства 5
2. Современные федерации и их субъекты 15
3. Федерализм в современной России 23
Заключение 39
Список использованной литературы 41
В федеративном государстве одним из главных аспектов федеративных отношений является вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти и органами власти субъектов Федерации. Конституции государств с федеративными устройствами знают несколько принципов разграничения компетенции между федерацией и ее членами. В США впервые использовался принцип «дуалистического федерализма», согласно которому устанавливается сфера компетенции союза, т.е. определяется перечень вопросов, по которым принимать решения может только союз, а все остальные вопросы считаются относящимися к ведению штатов. Однако реально полномочия федеральной власти значительно шире, т.к. американские правовые доктрина и практика пошли по пути применения принципа «подразумеваемых полномочий». Суть его сводиться к тому, что все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции союза.
В некоторых федерациях (ФРГ, Австрия) устанавливаются две сферы компетенции: исключительная компетенция союза в сфере так называемой конкурирующей компетенции союза и членов федерации. В двух азиатских федерациях (Индия и Малайзия) устанавливается трехчленная система разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации.
В Конституции РФ закреплен принцип трехчленной системы разграничения предметов ведения и полномочий. В статье 71 дается перечень 18 позиций находящихся в ведении Российской Федерации; в статье 72 указано 14 позиций, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ; статья 73 относит к полномочиям субъектов Федерации все другие вопросы, в решении которых субъекты обладают всей полнотой государственной власти.
В ведении Российской Федерации находятся: федеративное устройство; основы федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального культурного и национального развития; основы единого рынка; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; внешняя политика и международные отношения; внешнеэкономические отношения; оборона, оборонное производство и безопасность; определение статуса и защита госграницы; судоустройство, прокуратура; федеральная государственная служба; система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и другие предметы ведения и полномочия. Указанные сферы имеют общегосударственное значение, и деятельность в их пределах преимущественно федеральных органов полезна и выгодна как федерации в целом, так и ее субъектам.
Статья 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относит: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина; вопросы владения, пользования и распоряжения землей; природопользование; разграничение государственной собственности; общие вопросы образования, науки и культуры; вопросы здравоохранения, социальной защиты, социального обеспечения; осуществление мер в чрезвычайных ситуациях; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; отраслевое право; адвокатуру, нотариат; защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления; выполнение международных договоров Российской Федерацией.
Анализ содержания предметов совместного ведения показывает, что среди них преобладают объекты социально-культурного развития. Здесь допустима и целесообразна большая степень децентрализации и учета конкретно - исторических и иных условий развития образования, культуры, науки, здравоохранения, социальной защиты, природопользования и охраны окружающей среды.
Следующая группа предметов совместного ведения включает согласованное решение общеэкономических вопросов. К ним относятся также отрасли законодательства, допускающие более широкий спектр объемов и методов правового регулирования. Здесь центр тяжести перемещается на республики как субъекты законотворчества в области административного, трудового, семейного, земельного, жилищного, водного, лесного и иных отраслей законодательства. Следующая группа предметов совместного ведения - это согласованная организация некоторых видов государственных органов: судебные и правоохранительные, местного самоуправления и др. Наконец, еще одна группа включает согласование основных элементов правовой системы в РФ. К их числу относится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Конституции РФ и законам Федерации. Сюда же относятся вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями.
Таким образом, Конституция в статьях 71 и 72 приводит исчерпывающие перечни того, что находится в ведении Российской Федерации и в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Соответственно субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Что касается полномочий субъектов Федерации, то все субъекты РФ формально равноправны, имеют одни и те же права и полномочия, а также несут равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях. Однако, исходя из сложившихся традиций и реалий, за республиками в составе Российской Федерации закрепляется статус государств: они имеют свои конституции, принимают законы, в них избираются законодательные органы (парламенты), Верховные Суды, а также (по усмотрению), президенты, имеют они и собственную национальную государственную символику, вправе устанавливать свои государственные языки. Отдельные республики имеют дополнительные права.
По Конституции РФ субъекты РФ имеют право : принятия своих конституций и уставов без утверждения их федеральными органами; собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; самостоятельного образования системы органов государственной власти; участия в работе Федерального Собрания. Кроме того, каждый субъект имеет свою территорию, которая не может быть изменена без его согласия.
Помимо зафиксированных в Конституции прав и полномочий субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Субъекты РФ участвуют в формировании и деятельности федеральных государственных органов. Законодательным органам субъектов принадлежит право законодательной инициативы.
Итак, Российской Федерации присущи черты, свойственные переходному периоду. Она будет изменяться соответственно реалиям страны. Вероятнее всего направления этих изменений будут связаны с правовым положением субъектов РФ.
Актуальной проблемой остается поиск оптимального соответствия между централизацией и самостоятельностью субъектов, сохранение равновесия между этими началами, чтобы избежать эволюционирования федерализма либо в сторону унитаризма, либо к конфедерализму.
Как же сохранить единство РФ, не допуская при этом ущемления интересов республик, автономий, краев и областей?
Предлагается, например, модель
построения Российской Федерации, согласно
которой Россия строится по территориальному
принципу (губернии, земли). Сторонников
этой модели становится все больше. Переход
от смешанного принципа федеративного
устройства к единому, территориальному
снял бы существующее противоречие между
национально-государственным и административно-
Разумное решение проблемы
федеративного устройства России может
быть обеспечено плавным переходом от
национально-территориального деления
к административно-
Заключение
Мы рассмотрели федерацию как форму государственного устройства, ее отличия от других форм устройства государства и межгосударственных объединений, изучили ее виды и взглянули на специфику ее проявления в истории российской государственности.
Следует отметить, что феномен федерации достаточно тщательно изучен современной наукой и основные дискуссии ведутся относительно утилитарного применения теоретических знаний. Другими словами, ученых интересует поиск конкретной модели федерации, являющейся оптимальной для конкретного государства.
Очевидно, что идеальной модели федерации не существует, и применительно к Российской Федерации нет единого мнения о том, договорной или конституционной, симметричной или асимметричной, построенной по национально-территориальному или территориальному принципу она должна быть.
Тенденции глобализации, господствующие в современном мире, безусловно способствуют нивелировке различий между существующими федеративными государствами. В мире нет двух одинаковых федераций, однако общие принципы отношений между федеральным центром и субъектами схож во всех федеративных государствах. Глобализация стимулирует внутрифедеральную интеграцию. Действительность бросает серьезные вызовы, справится с которыми государствам в одиночку не под силу (экология, терроризм, преступность). Политико-правовые решения приходится принимать на наднациональном уровне, при этом федеративные государства с многоуровневой структурой власти испытывают определенные трудности: отсутствие необходимой кооперации, конфликтность бюджетных и налоговых взаимоотношений, протекционизм субъектов федерации. В то же время они обладают богатым опытом мирного урегулирования конфликтов в рамках федерации, что позволяет федеральным и региональным органам государственной власти более гибко взаимодействовать с наднациональными структурами.
Любая федерация таит в себе конфликты. Разногласия между федеральными органами и органами власти субъектов федерации неизбывны. Одновременно с этим субъекты федерации нуждаются в поддержке центра и во взаимодействии друг с другом. И этому стремлению к сотрудничеству способствует глобализация, она учит различные по экономическим, социальным, национальным характеристикам субъекты мирно, путем переговоров и взаимных уступок решать возникающие споры. В развитии этой идеологии сотрудничества видятся дальнейшие перспективы развития существующих федераций.
Список использованных источников и литературы
Законодательные документы (нормативно-правовые акты):
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с попр., внесенными Законами о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 дек.;
2. Федеративный договор. Подписан в Москве 31 марта 1992г. // М.: Издание Верховного Совета Российской Федерации. «Известия». 1993. 21 сен.
Научная литература:
учебная литература, книги:
3. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.;
4. Теория государства и права. Учебник./ Кулапов В.Л., Малько А.В. - М.: Норма, 2011. - 384 с.;
5. Теория государства и права. Учебник./ Морозова Л.А. - М.: Юристъ, 2002. - 414 с.;
6. Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. - Нижний Новгород, 2007. - 142 с.;
Публикации в периодических изданиях:
7. Глобализация и федерализм // Государство и право - 2007, С. 5-16;
8. Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в России // Государство и право – 2009, С. 85-90;
9. Загоровская Т.В. Федерализм в России: проблемы и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право - 2008, С. 17-21;
10. Мальсагов М.А. Российский федерализм: генезис и основные этапы развития // История государства и права - 2007, С. 20-21;
11. Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность - 2001, С. 62 - 70;
12. Оздамиров А.З. Какое территориальное устройство нужно России? // История государства и права - 2007, С. 7-8
13. Перспективы развития федерализма в России //
URL: <http://www.svop.ru/documents/
14. Родионов А.И. Исторические вехи развития федерализма в России в рамках формирования российской государственности // История государства и права. - 2008, С. 4-6
15. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. //
URL: <http://www.pravo.vuzlib.net/
16. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. - 1994, С. 150-158
Электронные ресурсы удаленного доступа:
17. // URL: <http://window.edu.ru/window_
1 Элейзер Д. описывает три основных типа политической культуры штатов: «индивидуалистическую», «моралистическую», «традиционную».
2 Со вторника, 18 марта 2014 года, Республика Крым и город Севастополь являются двумя новыми субъектами России.
3 ст.72 Конституции РФ.
4 ст.73 Конституции РФ.
5 ст.67 Конституции РФ
6 ст. 15 Конституции РФ
7 ст. 76 Конституции РФ
8 ст. 77 Конституции РФ
9 ст. 78 Конституции РФ
10 ст. 85 Конституции РФ
11 ст. 90 Конституции РФ
12 ст. 115 Конституции РФ
13 ст. 5 Конституции РФ.
14 ст. 66 Конституции РФ
15 ст. 5 Конституци РФ
Информация о работе Государство, типы и формы государственного устройства