Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 16:09, контрольная работа
Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.
а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.
2. Разграничение
гражданского общества и
3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.
4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.
Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.
Правовое государство - это суверенное государство, которо
В числе важнейших
элементов, отвечающих характеристике правового
господство права;
верховенство закона;
конституционное обеспечение
разделения властей, выражающее различныегосударственные формы
осуществления единой власти народа.
гарантированность
прав и свобод человека;
взаимная ответственность государства и
личности.
1. Господство права
Как уже отмечалось,
основными признаками
2. Верховенство закона.
Верховенство закона
как один из признаков правового
Далее, верховенство
закона означает его всеобщность (т.е.
распространение требований закона на
всех субъектов правоотношений в равной
степени), и полный объем действия закона
в пространстве (на территории всей страны),
во времени и по кругу лиц.
Основной закон государства –
это Конституция. В ней сформулированы правовые принци
3. Разделение властей
С помощью разделения
властей правовое государство о
Принцип разделения
властей имеет огромное социальное значение.
В своем идеале он должен означать, что
решения, имеющие большое значение для
народа, не могут быть приняты до тех пор,
пока по этому вопросу не достигнуто соглашение
со стороны всех ветвей власти. В противном
случае, сосредоточенная в одних руках
власть, будет принимать только выгодные
для себя законы, будет использовать политические
привилегии в своих интересах, в ущерб
интересам народа.
4. Гарантированность
прав и свобод человека и
гражданина
В социально-политической
жизни свобода человека выступает как
его право. Правовое государство признает
за индивидом определенную сферу свободы,
за пределы которой вмешательство государства недо
Правовой характер
свободы индивида проявляется в различных
сферах общественной жизни. Государство
должно воздерживаться от вмешательства
в известные области, предоставляя известный
простор личной деятельности.
В реальной жизни повсеместно
нарушаются права и свободы граждан (и
не только в нашей стране, а во всем мире),
это выражается в: нарушении международных
актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства
граждан, использовании прав и свобод
в антиконституционных целях экстремистскими
силами, элементарным невыполнением законов.
В России отсутствуют специальныеправовые механизмы,
обеспечивающие права и свободы российских
граждан, их реальную гарантированность.
Фактически права и свободы граждан только
провозглашаются, но реально в жизни нередко
происходит вопиющее нарушение самых
элементарных прав и свобод.
5. Взаимная ответственность
личности и государства
Взаимная ответственность
личности и государства -
неотъемлемый признак
Обязанности закреплены
Конституцией. Каждый гражданин должен,
в первую очередь, соблюдать Конституцию,
законы, нормы права, уважать права и свободы
других граждан. Правовое государство имеет
определенные обязанности перед своими
гражданами.
Речь идет о взаимной
ответственности государства с
одной стороны и всех кто вступает с ним
в правоотношения, с другой.
Мы воспринимаем как
должное ответственность личности перед государством. Нарушил
человек требования законов (вовремя не
уплатил квартирную плату, совершил прогул,
пересек улицу на красный свет светофора,
украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает
его к ответственности, наказывает. Но
много ли вспоминается случаев, когда
бы личность призвала к ответу государство за
нарушение последним правовых норм.
Правовое же государство предполагает
взаимную, двустороннюю ответственность:
с одной стороны, личность несет юридическую
ответственность (в традиционном ее понимании)
перед государством, а
с другой, - государство отвечает
перед личностью в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения лежащих
на нем обязанностей или злоупотреблений
предоставленными ему правами. А практически
это означает возможность гражданина
беспрепятственно обратиться за защитой
своего нарушенного права в тот или иной
правоохранительный орган, и в первую
очередь, в суд. А государство в
лице его конкретных органов или должностных
лиц, в случае не исполнения требований правовых норм,
обязано претерпеть определенную меру
наказания и возместить ущерб (например,
выплатить гражданину определенную компенсацию
за задержанный по вине авиапредприятия
рейс; оплатить расходы, связанные с лечением
лица вследствие производственной травмы
и т.п.). Сегодня реализация этого принципа
чрезвычайно затруднена, для многих она
кажется необычной мечтой. И все же в последнее
время стали намечаться прогрессивные
тенденции.
Реальные
демократические преобразования в праве
начались со второй половины 80-х годов
в годы перестройки, особенно после поражения
августовского (1991г.) путча. Получил общее
признание принцип "правового государства", были отменены
репрессивные, иные реакционные институты
и положения, стали развиваться демократическое
законодательство, система правосудия
(созданы Конституционный суд Российской
Федерации, Высший арбитражный суд Российской
Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом
Российской Федерации была одобрена концепция судебной
реформы, которая направлена на утверждение
судебной власти вгосударственном механизме
как самостоятельной влиятельной силы,
независимой в своей деятельности от властей
законодательной и исполнительной.
Процесс формирования правового
Сложившиеся экономические
и социальные условия в нашей стране, рост
цен и инфляции, усиление бюрократизма
и коррупции в управленческом аппарате
в значительной мере затрудняют и замедляют
этот процесс.
Необходимым фактором,
определяющим во многом успех многих преобразований
в государственной и
политической жизни нашего общества, является
уровень политической и правовой культуры
в обществе. Необходимо избавляться от
того правового нигилизма,
который особенно отчетливо проявился
в последнее время не только у граждан,
но и у представителей государственног
Успешное решение формирования правового
В настоящее время
многие законы еще не приведены в соответствие
с Конституцией. Время от времени возникает
конкуренция федеральных законов и местных
законодательных актов. Все это отрицательно
сказывается на состоянии законности,
экономики, приводит к межнациональным
конфликтам, имущественным и территориальным
спорам.
Кроме того, в настоящее
время закон, будучи формально основным,
главенствующим юридическим актом, на
деле фактически растворяется в многочисленных
подзаконных, а точнее - ведомственных
нормативных актах. Разумеется, возникающие
общественные отношения настолько сложны
и многогранны, что для их регулирования
недостаточно одного, пусть даже самого
авторитетного закона. Они требуют системы
взаимосвязанных, детализирующих закон
актов. Существование их неизбежно и обусловлено
самой природой и характером регулируемых
ими общественных отношений. Необходимо
только, чтобы подзаконные акты не доминировали
в общей системе нормативно-правовых актов
и не искажали сути и содержания самих
законов.
Развитие частного
предпринимательства в России не должно
сковываться государством. Прям
В условиях федеративного
устройства государство призван
Поэтому особое значение
в России приобретает правовое воздейств
В качестве одной из
важнейших задач, связанной с формированием правового
Сейчас на территории
распавшегося СССР происходят сложные
процессы в развитии государства и
права - становление в новых "независимых государствах"
Разделе́ние власте́й — социально-
Некоторые европейские страны,
а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно
контрольную, экзаменационную, юридическую,
и, кроме того, учредительную и избирательную
ветви государственной власти.[источник не указан
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционированияправового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий, либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах
с тоталитарным и авторитарным
Схема власти в Российской Федерации
Статья 10 Конституции Российской Федерации [5]закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ [5]государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.
Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.
Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.[6].
Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.
Информация о работе Государство в политической системе общества