Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:29, курсовая работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Оно, безусловно, оказывает влияние на развитие всей мировой цивилизации.
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.
Ввeдение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Гoсударство - осoбое звенo в пoлитической систeме oбщества…..5
1.1 Чeрты гoсударства, которые oпределяют егo полoжение в пoлитической систeме oбщества………………………………………………………………….5
1.2. Прoблемы соoтношения гoсударства, а также негoсударственных oрганизаций………………………………………………………………………..9
Глава 2. Гoсударство в пoлитической систeме oбщества Рoссии…………………………………………………………………………….15
2.1 Местo гoсударства в пoлитической систeме общества России…………………………………………………………………………….15
2.2 Роль государства в политической системе общества России…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы …………………………………………..27
Содержание
Ввeдение…………………………………………………………
Глава 1. Гoсударство - осoбое звенo в пoлитической систeме oбщества…..5
Глава 2. Гoсударство в пoлитической
систeме oбщества Рoссии………………………………………………………………
2.1 Местo гoсударства в пoлитической
систeме общества России………………………………………………………………
2.2 Роль государства в
политической системе общества
России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………..27
Введение
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Оно, безусловно, оказывает влияние на развитие всей мировой цивилизации.
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.
В любом неоднородном обществе,
где существуют разнообразные противоречивые
интересы наций, социальных слоев, классов
и т. д., возникает потребность в регулировании
отношений между ними, а значит, в деятельности
государства. Ведь государство, как правило,
выполняло и выполняет ряд общественно
значимых функций, и, прежде всего таких,
как поддержание общественного порядка
и стабильности в обществе; использование
имеющихся возможностей для экономического
развития; защита безопасности страны.
Эти функции государство выполняет благодаря
специально разрабатываемым мерам, политической
линии, включающей цели, задачи, средства
и пути достижения поставленных целей.
Актуальность
выбранной темы объясняется познанием
способов и методов предотвращения возможных
революционных взрывов и социальных катастроф,
резкой смены действующих государственно-политических
режимов, нейтрализации негативных тенденций
в развитии общества, в современном активном
государстве. Данная тема интересна не
только в рамках «Теории государства и
права». Изучением взаимодействия государства
и политической системы занимаются представители
многих наук - социологии, политологии,
философии, правоведения, экономических
наук, психологии. С развитием общества
идет развитие и политической системы
и государства, как составной ее части.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении
вопроса о взаимосвязи государства, а
также политической системы, месте государства
в политической системе общества и его
роли в ней, их взаимовлияния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Государство как особое звено в политической системе общества
В Конституции определяется, что края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание.
Для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.
Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации)1.
Государственные должности - это должности в федеральных, региональных и иных государственных органах, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Все государственные должности подразделяются на категории "А", "Б" и "В". Категория "А" - это должности Российской Федерации и ее субъектов, непосредственно предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации2.
Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Правового положения субъекта Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - с той лишь разницей, что наряду с Конституцией Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом. При этом следует отметить, что подготовка и принятие таких уставов - новое явление в конституционном развитии, федеративном устройстве и развитии государственности Российской Федерации3.
Действие конституционной нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя отрывать от содержания норм других статей Конституции. В частности, определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание.
Отсылка к ч. 3 ст. 3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум. Определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание4.
Таким образом, и уставы, и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике - и тот и другой регулируют сходные виды правоотношений.
Абдулаев М.И. отмечает, что государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита законных интересов и прав граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества).
Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. 5
Роль и место государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
Рассмотрим черты государства, которые определяют его положение в политической системе: 1.Универсальность Государство - это организация,
которая объединяет все общество в
целом, универсальная организация. Только оно располагает армией,
милицией и т.д. Несмотря на то, что определенными
средствами воздействия обладают и другие
организации, эти средства не являются
столь действенными. Во внутренние дела других организаций
государство вмешиваться не должно, но
внешне именно оно оформляет их деятельность. Означает, что государство может
разрешить, запретить, приостановить на
своей территории деятельность любой
другой власти, любых других субъектов
политической системы. 6 |
1.2. Проблемы соотношения государства и иных негосударственных организаций
Кожевникова Ю.С. дает следующее определение политической системе: «политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе».8
Таким образом, исходя из данного определения, мы можем сделать вывод о том, что государство, участвуя в политической жизни и осуществляя свои функции, взаимодействует с иными негосударственными организациями.
В целях консолидации общества, негосударственные образования и государство объединяют свои действия в решении конкретных политических, социальных, экономических, экологических и других важных для общества задач.
Взаимодействие государства с другими элементами политической системы осуществляется в разных организационно-правовых формах. В рамках режима законности это сотрудничество, координация деятельности, в ряде случаев - выработка и принятие компромиссных решений. Тесное сотрудничество характеризует взаимоотношения органов государства с органами местного самоуправления и политическими партиями.
Негосударственные образования, которые входят в политическую систему, участвуют в выборах государственных органов, в обсуждении наиболее важных государственных решений (референдум, всенародные обсуждения), в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Их участие в выработке государственной политики осуществляется, в том числе через общественные средства массовой информации. Государство в свою очередь стремится сделать свою деятельность гласной и достаточно прозрачной для общества. В государственных органах создаются специальные подразделения (пресс-службы) для связи с общественными объединениями.9
Государство обеспечивает правопорядок в обществе и создает нормальные условия для деятельности негосударственных объединений граждан. Граждане, таким образом, получают возможность влиять на те или иные сферы жизни общества, активно выражать свое отношение к государственной политике.
Государство стимулирует развитие негосударственных объединений граждан (речь идет о легальных объединениях, способствующих формированию социально активной личности) обеспечением политического плюрализма и равной защиты всех предусмотренных законом форм собственности, оказанием (в рамках закона) государственной поддержки деятельности общественных объединений (финансовой, материальной и иной помощи). В России, например, в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 года государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот.
Деятельность общественных объединений должна быть гласной, информация о ней - общедоступной. Государство создает условия, обеспечивающие средствам массовой информации (периодическим печатным изданиям, государственному и частному телерадиовещанию и т.д.) возможность распространять информацию о деятельности общественных объединений.
Информация о работе Гoсударство в пoлитической систeме oбщества Рoссии