Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 11:13, курсовая работа
Цель курсовой работы является теоретико-правовой анализ становления и развития российского государства как центрального института национальной политической системы.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе предполагается решить следующие задачи:
• проанализировать имеющиеся литературе подходы к изучению категории «политическая система»;
• рассмотреть становление российского государства и его развитие в качестве центрального элемента политической системы
Введение……....…………………………………………………………………….3
1 Роль государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества 4
1.1 Понятие «политическая система современного российского общества» 4
1.2 Взаимодействие государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества 7
2 Государство и политическая система: теоретико-методологический анализ 11
2.1 Понятие политическая система: сущностные признаки и структура 11
2.2 Российское государство в политической системе общества 14
Заключение 19
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Ульяновский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Государство в политической системе общества |
Фамилия студента |
Бурухин |
Имя студента |
Александр |
Отчество студента |
Владимирович |
№ контракта |
0531513403704257 |
Введение……....…………………………………………
1 Роль государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества 4
1.2 Взаимодействие государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества 7
2 Государство и политическая система: теоретико-методологический анализ 11
2.1 Понятие политическая система: сущностные признаки и структура 11
2.2 Российское государство в политической системе общества 14
Заключение 19
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Приложения 24
При современном политическом и правовом развитии российского государства поиск новых эффективных средств и методов организации политической жизни отечественного социума, взятых в комплексе с ключевыми проблемами функционирования отдельных институтов политической системы, их генезис и эволюция, а также теоретико-правовые проблемы модернизации российского государства как основополагающего, центрального элемента политико-правовой жизни общества весьма актуальны.
Длительное время ведутся поиски такого состояния политической системы, при котором человек и государство, с одной стороны, а также иные институты политической системы — с другой, не противостояли бы друг другу, а взаимодополняли друг друга в социальной жизни. Многие авторы солидарны в том, что эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение.
Цель курсовой работы является теоретико-правовой анализ становления и развития российского государства как центрального института национальной политической системы.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе предполагается решить следующие задачи:
• проанализировать имеющиеся литературе подходы к изучению категории «политическая система»;
• рассмотреть становление российского государства и его развитие в качестве центрального элемента политической системы;
• выявить сущностные характеристики современного государства и установить соотношение государства с другими институтами политической системы;
• проанализировать правовые основы современной политической системы.
1.1 Понятие «политическая система современного российского общества»
Общество-это многогранное и сложное явление. Оно включает различные сферы взаимодействия людей. Так, определённую сферу жизни общества составляет экономическая система, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат, прежде всего, отношения собственности. Выделяют также духовную жизнь общества, то есть производство и распределение духовных ценностей, формы и средства удовлетворения духовных потребностей людей. Сюда можно отнести знания, идеи, модели поведения, обычаи, традиции, книги, произведения искусства и так далее.
Самостоятельную сферу составляют политическая система общества. Политическая система связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью специальных государственных органов управления и принуждения. Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы.
В силу того, что государство является сложным динамичным социальными явлением, в юридической науке постоянно существует проблема уточнения понятия «политическая система». Современную политическую систему в России во многом характеризуют черты переходности. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. Пока говорить о завершении процесса формирования демократической политической системы в России преждевременно.
В первую очередь это касается вопроса подбора и расстановки кадров. «По-прежнему в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сферах власти благодаря личным связям, а не профессиональным качествам. Особенно это ощущается в провинции».
Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего, в её институциональной подсистеме заметны акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти, которые практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов, наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов, а сама законодательная власть на уровне федерации не имеет единого главы.
В России фактически установилась авторитарная политическая система, которая характеризуется сосредоточением власти в едином центре, каковым является Президент России и его Администрация. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, фиксированной многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от Центра субъектам Федерации. Причём сами субъекты находятся в неравном положении, если сравнить республики и края, области.
В этих условиях многое зависит от субъективных особенностей Президента России и глав субъектов федерации. Их воля, по сути, во многом определяет развитие событий, закрепляется в законодательстве.
Одной из примечательных особенностей российской политической системы является искусственное усиление роли политических партий. Ныне государство увеличит средства в их финансирования, что будет способствовать достижению программных целей политических партий, усилению их конкурентоспособности. Эта особенность свидетельствуют о противоречии между политической структурой и её культурным основанием. Дело в том, что замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялось быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.
Новые институты не находят поддержки в обществе, поскольку в нём ещё господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения, но самое главное они не сделали жизнь народа лучше. Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы). Более того, печальные итоги многих реформ эпохи 1990-годов в подавляющей массе населения России породили негативное отношение к либерализму и его ценностям. В начале XXI века российская политическая система ещё не сформировала своё культурное основание в виде призванных в обществе и закреплённых в Конституции РФ либеральных принципов и норм, её возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность ограничены- Поэтому политическая система в России в настоящее время противоречива, существует угроза её дезинтеграции и распада.
Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнороднык групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Современной политической системе России свойственны черты олигархичности. Это касается, прежде всего, процесса принятия решений, законов, в которых, по сути, выражена воля главы государства.
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией общества регламентированного правом. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут своё происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города - государства. У разных народов возникали по - разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общим для всех них были такие факторы, как совершенствование орудий труда и разделение труда, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.
Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определённых классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает партии горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников - общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно -идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодёжные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определённых социальных сил и оказывающие влияние на политику. И всё же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны, оказывает непосредственное влияние на правовую систему. В силу этого можно утверждать, что государство-это центральный элемент политической системы общества.
1.2 Взаимодействие государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества
С XVIII века профсоюзы стали играть большую роль в политических системах развитых в экономическом отношении стран. В XX веке их взаимодействие с главным институтом политической системы общества государством приобрело партнёрские отношения. В соответствии со статьёй 23 ТК РФ социальное партнёрство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, входящих в состав предмета трудового права.
Главными участниками этой системы являются работники и работодатели в лице своих представителей, а главной задачей - регулирование трудовых и иных, входящих в предмет трудового права, отношений с учётом интересов обеих сторон.
Кодекс разделяет участников и стороны социального партнёрства. Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнёрства, подготовке проектов и заключение соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнёрства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.
Они выступают не в качестве социальных партнёров, а как третий независимый участник консультаций или переговоров, оказывающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаимоприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики, принятии управленческих и правовых решений. Второстепенна роль органов государства и местного самоуправления проявляется в том, что они участвуют далеко не во всех формах социального партнёрства. Работники и работодатели часто сотрудничают без привлечения третьей стороны. Во - первых, все взаимодействия в рамках организации осуществляются на двусторонней основе. Во - вторых, заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе без привлечения государственных органов или органов местного самоуправления, если представители работников и работодателей так решат (ст. 45 ТК РФ).
Поэтому они не признаются сторонами социального партнёрства, не получат никаких прав и не несут обязательств по заключенным с их участием соглашений. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей или представляют интересы работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.
Представителем работодателя выступают руководитель организации или уполномоченные им лица. В том случае, когда полномочия исполнительного органа акционерного общества переданы управляющей организации или управляющему (индивидуальному предпринимателю), эти субъекты будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнёрства.
Информация о работе Государство в политической системе общества