Государство-полис древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис – город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).
Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 31.83 Кб (Скачать файл)

 

   Государство-полис древней Греции.

   Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис – город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.

   Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).

   Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

   Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

   Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

   По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Один из наиболее крупных полисов Лакедемон (Спарта) имел территорию в 8400 км2 и население около 150- 200 тыс. человек. Аттика (Афины) как полис располагался на территории в 2500 км2 с населением около 125 - 150 тыс. человек. Однако мог ли существовать полисы на площади в 30-40 км2 (5х8 км) с населением в несколько сотен жителей. Большинство греческих полисов имели территорию в 100 - 200 км2 с населением 5-12 тыс. человек, из которых полноправных граждан, мужчин-воинов, могло быть от одной до двух тысяч человек.

   Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

   Мироощущение граждан полиса.  

   Культура   Греции   возникла   на   пересечении   исторических    путей Средиземноморья. Мироощущению древнего грека и  характеру  его  деятельности не была свойственна гигантомания  Востока,  стремление  перебороть  природу, утвердиться  в  ней.  Теплый  климат,  яркая  щедрая  природа,  масштабность окружающего пространства приводила древнего  эллина  к  идее   соразмерности сил человека и природы, человека как “микрокосма”  Вселенной.  Вся  культура Древней Эллады пронизана  сознанием  человеческой  мощи.  Свою  практическую деятельность греки назвали словом  «техне»,  оно означало,  по  Аристотелю, «единство опыта и знаний», то  есть  охватывало  всю преобразующую природу созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски,  искусно  – так,  как  может  созидать  только  человек,  по   греческой   терминологии, «свободнорожденный»  – ведь   только   свобода   открывает   перед   людьми возможность накапливать новый опыт  и  новые  знания,  неизбежно  изменяющие сложившееся и устоявшееся, традиционное и канонизированное, а  прежде  всего – мифологически-фантастическое.

    Греки полагали, что в культуре, как и в самой  жизни, должны  сочетаться

два начала – гармония красоты  и  покоя  (аполлоническое)  и  раскованности,

свободы,  природной   стихии   (дионисийское).   В   их   сплаве   –   залог

жизнестойкости культуры, ибо господство одного  из  них  приведет,  в  конце концов, либо к стагнации, застою, либо к разрушению и хаосу,  протесту  ради протеста.   Воспитание   в   понимании   греков   –   неразрывное   единство «гимнасического»  и «мусического»,   т.е.   физического   и   нравственного развития.  Агонистика  –  состязательность  –  ведущий   принцип   греческой культуры.   Сочетание   разнообразия   и   взаимной   лояльности    породило соревнование отдельных личностей, групп и  полисов  в  целом  за  достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно  –  в  спортивных играх.

    Греция создала   прецедент  плодотворного   соперничества  двух  основных

направлений  в  философии.  В  русле  ее  образовалась  почва  для  развития

античной науки. Именно в греческой философии –  «матери  всех  наук»  возник метод, приложимый к любым  сферам  познания  и  жизни,  и  способ  мышления, позволяющий из одного знания выводить другое.

    Доминанта сознания  грека-гражданина  полиса  –   ощущение  свободы.  Оно нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический  период  и постепенно  угасает  в  эпоху  эллинизма.  Обретение   такого   сознания   и самосознания  явилось  еще  неизвестной   человечеству   основой   культуры, выраженной в двух формулах – в гиперболе художника: «Много  в  природе  сил, но сильней человека нет» (Софокл) и в тезисе философа:  «Человек  есть  мера всех вещей» (Протагор). Сами боги в греческой  мифологии  стали  «идеальными людьми», которые воплощали в обобщенно-типизированном  виде  все прекрасные (как,  впрочем,  и все отвратительные)  человеческие  качества  –   именно человеческие, а не  звериные  и  не  божественно-сверхчеловеческие.  Человек живет и творит в  единстве  с  природой,  мировым  целым,  которое  получило название «космоса». Этот образ античного мироздания  двуедин и включал в себя собственно мир, Вселенную – с  одной  стороны,  и  украшение,  порядок, мировое целое, одним словом – гармонию, противостоящую Хаосу – с другой.  Не случайно поэтому для  греческой  культуры  характерен  принцип  калокагатии, объединяющий красоту и добро, физические и нравственные  достоинства.  Идеал греческого  полиса  –  это   красота   безупречного    тела   и   внутреннее нравственное  совершенство.   Архитектура   и   скульптура   выступали   как преображения одухотворенного человеческого тела.

   Неоднородность и единство Эллады.  

   Обращаясь к политическим структурам, необходимо иметь в виду большую неоднородность Эллады в характере и уровне развития. Если для наиболее передовых обществ V век - время расцвета полиса, то в некоторых более отсталых областях страны происходит еще его становление. Наибольшее влияние на Грецию с точки зрения эволюции не только экономики, но и политической организации в целом оказали процессы, происходившие в Афинах - полисе, развивавшемся наиболее динамично. Классическая фаза развития полиса в Афинах означала становление законченной демократической системы. Другое принципиально новое явление рассматриваемого столетия - создание Афинского морского союза. Однако тенденция к объединению, столь явственно проявившаяся здесь, находила и иные формы выражения. Крупное объединение полисов Сицилии возглавили Сиракузы. Возникали и федеративные государства - в Фессалии, Беотии и др.

   Койне - общий язык.   

   Койне́ — распространённая форма греческого языка, возникшая в постклассическую античную эпоху. Может называться также александрийским или же общеаттическим диалектом, греческим языком эллинистической эпохи. Койне было первым надрегиональным диалектом Греции и впоследствии стало лингва-франка восточного Средиземноморья и древнего Ближнего Востока в римский период. Койне является основным предком современного греческого языка.

  Койне возникло в качестве общего диалекта в армиях Александра Македонского. По мере того, как союзные греческие государства под предводительством  Македонии завоёвывали и колонизировали ойкумену, их новосформировавшийся общий диалект распространялся от Египта до границ Индии. Хотя элементы койне оформились уже в позднеклассическую эпоху, постклассический период греческого языка датируется от смерти Александра Великого в 323 году до н. э., когда на язык стали влиять культуры, находившиеся под эллинистическим влиянием. Началом следующего периода развития языка, известного как среднегреческий язык, считается основание Константинополя Константином I в 330 году н. э. Таким образом, постклассический период греческого языка охватывает создание и развитие койне на протяжении всего периода эллинистической и римской эпох, вплоть до началаСредних веков.

   Эстетизм мышления древнегреческой философии на примере учения Демокрита и Платона.

   Из литературного наследия основоположника атомистического учения Демокрита (ок. 460–370 гг. до н.э.) до нас дошло лишь небольшое количество отрывков, из которых мы знаем, что он объяснял происхождение искусства естественными причинами, обращаясь к начальным ступеням человеческой истории. Мыслитель связывает появление искусства с определенными социальными потребностями и обстоятельствами. Непосредственно же искусство произошло из подражания человека животным. Проблема меры у Демокрита имеет эстетический характер; он говорит, что во всем “прекрасна середина”, иначе самое приятное станет неприятным.

   Центральное эстетическое понятие – прекрасное – истолковывается им материалистически. Сущность прекрасного, по его мнению, заключается в симметрии, мере, гармонии частей, в определенных количественных отношениях.

   Краткое рассмотрение эстетических воззрений Демокрита приводит нас к выводу о том, что эстетика у него выступала как наука об определенных сторонах бытия космоса. Он пытался найти и определить объективную сторону прекрасного, которую видел или в количественных отношениях, господствующих в мире, или в вещественных свойствах космоса, или в стройном порядке, гармонии и симметрии частей. Внимание фиксировалось на бытии и его объективных свойствах.

   Философские воззрения Платона сформировались под влиянием Сократа, элеатов и пифагорейцев. Согласно Платону, чувственные вещи изменчивы, преходящи и не являются истинным бытием. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным сущностям – “видам” или “идеям”. Идеи Платона – это общие понятия, представляющие собой самостоятельные сущности. Идей столько, сколько общих понятий; они находятся в отношении соподчинения, а верховной является идея блага. По отношению к реальным вещам идеи – “прототипы”, причины, образцы, а вещи остаются лишь отражением идей. Эта исходная объективно-идеалистическая точка зрения лежит в основе платоновского учения о мире,  обществе, морали и искусстве. Согласно Платону, лишь идея, приобщенная к конкретным вещам, украшает их, делает их прекрасными.

   По Платону, искусство (одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, которая удовлетворяет эстетическим потребностям человека и отражает действительность в художественно-образной форме) подражает чувственным вещам, которые сами являются образами, отражениями идей. Художник не возвышается до постижения истинно сущего и прекрасного. Создавая произведения искусства, он лишь копирует чувственные вещи, которые, в свою очередь, суть копии идей, т.е. создает копии с копий. Поэтому искусство, как вторичное отражение, лишено познавательной ценности, более того, оно обманчиво, лживо и препятствует познанию истинно сущего мира. Искусству нет места в идеальном государстве Платона. Впоследствии он несколько смягчается и соглашается, что Муза должна доставлять наслаждение только наилучшим людям, получившим хорошее воспитание. Этим людям искусство не принесет вреда, а будет даже полезным.

   Скульптура и театр в античной Греции.

   Скульптура была любимым видом искусства эллинов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях, ставились победителям Олимпийских игр и крупным драматургам. Овладение, очень постепенное, совершенством в этом виде искусства восходит к архаическим временам. Археологами найдены десятки очень похожих друг на друга архаичных статуй двух типов: куросы — статуи обнаженных юношей и коры — драпированные женские статуи. Эти фигуры выглядят еще очень скованно, можно увидеть только попытки передать живое движение.

   Шедевры скульптуры, которыми не устает восхищаться человечество, дала миру эпоха древнегреческой классики. Современниками были большие мастера Фидий, Мирон, Поликлет Старший. Фидия современники называли «творцом богов». Мирон достиг высот в стремлении передать в скульптурном изображении движение человека. Поликлету принадлежит цикл статуй спортсменов — победителей Олимпийских игр. Известнейшим творцом женских скульптурных образов был Пракситель. Пропорциональность классических скульптур стала образцом для мастеров многих эпох.

Информация о работе Государство-полис древней Греции