Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства и на основе этого сделать выводы.
Задача работы состоит в изучении:
1. происхождения понятия гражданское общество;
2. структуры гражданского общества;
3. соотношения гражданского общества и государства;
4. развития гражданского общества в современной России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. понятие гражданского общества..............................................................5
§ 1.1 История концепции гражданского общества...............................................5
§ 1.2. Структура гражданского общества............................................................13
Глава 2. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества................19
§ 2.1. Соотношение гражданского общества и государства...............................19
§ 2.2. Формирование гражданского общества в современной России..............22
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции  государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно, в первую очередь, усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

В условиях нынешней российской действительности, когда зрелые рыночные отношения еще только складываются, ослабление роли государства было бы ошибкой. Еще в первом президентском послании Федеральному Собранию 1994 г. говорилось, что "в деле реформирования общества не должно быть стихии... Задача заключается в том, чтобы найти разумное соотношение между скоростью реформ и реальной социальной платой за нее, отыскать оптимальные способы участия государства в экономических процессах... При этом без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку, становится защитницей свободы"1. А в выступлении Президента РФ В.В. Путина 8 июля 2000 г. отмечалось: "Корни многих наших неудач - в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросает в крайности - то она не замечает, то чрезмерно опекает общество" 2.

В целях более эффективного осуществления демократических  преобразований в России и быстрейшего  построения основ гражданского общества еще 26 мая 1994 г. состоялось рабочее совещание по государственной поддержке института гражданского общества. Принятый на нем итоговый документ носил программный характер. Участники совещания отметили, что становление в России гражданского общества является основой и гарантией необратимости демократических преобразований. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека.

Законы, призванные придать  формированию в стране гражданского общества цивилизованный характер, должны отвечать некоторой совокупности необходимых  принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой. К их числу относятся:

  1. Обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами.
  2. Обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций.
  3. Обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам.
  4. Правовая защищенность гражданского общества и его структур.
  5. Ответственность государства перед гражданином; осознанное самоограничение власти.

Правовая база гражданского общества должна представлять собой  систему содержательно взаимосвязанных  блоков законодательства, отражающего  федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношенийграждан и государства в экономической, социальной сферах и создающего правовые основы деятельности институтов гражданского общества.  

Фундаментом гражданского общества в экономической сфере  призван стать новый Гражданский  кодекс Российской Федерации, предоставляющий  возможность по:

  • формированию цивилизованного российского рынка;
  • закреплению автономии и независимости личности в экономике;
  • обеспечению признания и защитычастной собственности наравне с другими видами собственности;
  • свободе договора как основыэкономической активности всех слоев гражданского общества.

Указанное выше совещание  отметило, что основы отношений между  обществом и государством должны строиться на правовой основе, соответствующей  нормам международного права. Было подчеркнуто, что этому может способствовать принятие ряда следующих федеральных законов: «Об общих принципах организации государственной власти в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О праве граждан на информацию», «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральном Собрании» и др.

Блок законов о формах непосредственного волеизъявления граждан включает следующие правовые акты:

  • об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации;
  • о выборах Президента Российской Федерации;
  • о выборах в Государственную Думу;
  • о формировании Совета Федерации;
  • о референдуме.

Нормызаконов, входящих в этот блок, в дальнейшем могли  бы составить единый Избирательный  кодекс.

В блок законов, обеспечивающих деятельность структур гражданского общества, входят законы:

  • о праве граждан на объединение;
  • о политических партиях;
  • о профсоюзах;
  • о публичных мероприятиях;
  • о религиозных объединениях;
  • о благотворительной деятельности.

В настоящее время  полностью завершена ревизия  бывшего законодательства СССР, а также многих законодательных актов, принятых на начальном этапе формирования Российской Федерации. Подавляющее большинство перечисленных нормативных актов уже приняты. Идет не всегда простой процесс их реализации в нашу повседневную действительность во всех сферах общественной жизни.

Сейчас на повестке стоят  вопросы более высокого порядка  — выработка у населения умения чувствовать себя полноправными  членами гражданского общества. Одним  из важнейших принципов гражданского общества признается гласный контроль не только над расходованием государством средств налогоплательщиков (своего рода аудит государства), но и контроль в политике, финансах, законности действий спецслужб, соблюдении прав человека и т. д. Это позволит на практике реализовать следующую схему: государство для человека, а не человек для государства.

Государство по мере развития гражданских институтов должно постепенно частично снимать с себя не свойственные ему функции. Оно должно реализовывать, либо поддерживать информационные, просветительские и образовательные проекты, позволяющие гражданам полноценно использовать возможности институтов гражданского общества в защите своих прав, в отстаивании и выражении своих интересов. В ходе проводимой административной реформы (2003—2004 гг.) была проведена ревизия государственных функций (их около 5 тыс.) в сфере государственного управления.

Важная роль в формировании институтов гражданского общества в  современной России должно принадлежать партийной системе. Для этого  государство должно предпринять (и это уже делается) ряд организационно-правовых мер по созданию действенной, играющей заметную роль в общественной жизни, многопартийной системы. В государствах с устоявшимися демократическими институтами, как правило, по настоящему авторитетными и массовыми являются не более 3-5 политических партий (во второй половине 90-х годов ХХ столетия численность политических партий и общественных движений в России доходила почти до 200). Попытка привлечения граждан к активному участию в жизни общества через партийный механизм является достаточно интересной и перспективной. Следует признать, что пока продуманного, логически завершенного механизма взаимодействия между обществом, государством и значительной частью населения, вовлеченной в общественную жизнь, в современной России пока не существует.

Неполная реализация гражданами Российской Федерации своих  конституционных прав и свобод в  определенной степени обусловлена  объективной ограниченностью возможностей государства. Социально-экономическая  ситуация в стране пока характеризуется тем, что значительная часть населения живет за чертой бедности. Сохраняется огромный разрыв в уровнях доходов между богатыми и бедными. Это представляет реальную угрозу формированию и укреплению демократических институтов общества.

Не приобрела устойчивой стабильности федеративная структура Российского государства. Сохраняются проблемы, связанные с реальной разницей в статусе субъектов Федерации — национальных республик и чисто административных единиц (краев, областей) Сохраняется опасность «местничества», появления неприемлемых «региональных особенностей». В начале третьего тысячелетия еще только в 29 субъектах Российской Федерации действовали уполномоченные по правам человека.

Одним из препятствий  на пути к созданию в условиях Российского  государства гражданского общества является высокий уровень коррупции и преступности, сопровождаемый тиражированием средствами массовой информации моды на преступный образ жизни, придавая ее представителям романтический ореол по своему справедливых бунтарей. Широкое распространение коррупции негативно сказывается на принятии населением ценностей демократии как системы управления обществом 1.

Коррупция – это совокупность инструментов, выработанных за время существования  российского реформаторства, позволяющая  гражданам по крайней мере со времен Петра Великого нейтрализовывать реформаторские новации государства. Именно коррупция позволяет людям жить в условиях, когда государство пытается разными способами загнать их в рамки, определяемые из самых благих, но абстрактных (в гегелевском понимании абстракции) предположений и намерений2.

Наша коррупция – это система  действий членов гражданского общества, позволяющая им добиваться своих  целей вопреки государственным  нормам, правилам и законам и использующая чиновников – работников государственного аппарата для удовлетворения своих потребностей. И, симметрично, – использование государственными людьми служебных возможностей для удовлетворения потребностей: своих, своих родственников, своих знакомых, знакомых знакомых, рекомендованных знакомыми и пр. Ведь государственные люди – такие же члены гражданского общества, как и простые граждане, и в полной мере используют его возможности для достижения своих целей.

Государство пытается нейтрализовать коррупцию. Для этого оно создает разного рода организации, которые должны с ней бороться. В том числе и организации гражданского общества. Однако эти организации, если через них можно «решать проблемы», очень быстро превращаются в конторы, которые плодят коррупцию. А если проблемы в них решать нельзя, то и значение этих организаций нулевое. Борясь с коррупцией, государство по сути борется с гражданским обществом. И наоборот, избирательно поддерживая организации гражданского общества, государство плодит коррупцию.

Формы проявления гражданственности меняются по мере изменения государства. Каждому историческому этапу развития государства соответствует свой тип гражданственности. И своя форма коррупции. В феноменах коррупции проявляется устройство нашего гражданского общества1.

Другим препятствием создания гражданского общества следует считать просто паталогический расцвет моды на официальное признание сверхправ всякого рода меньшинств: сексуальных, этнических, сверхбогатых с их причудами, владельцев бойцовых собак и т. д. Деятельность по созданию благоприятных условий для развития гражданского общества в России должна осуществляться всеми субъектами Федерации, на любом уровне власти. Только при успешном решении всего комплекса перечисленных выше задач, возможно поступательное движение и, в конечном счете, построение гражданского общества в России. Обязательным условием этого процесса должно стать восприятие гражданами идей и действий государства. Пока в России отсутствует всесторонне разработанная единая концепция защитыправ и свобод человека, которая разделялась быи поддерживалась всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации и обществом в целом.

Степень развитости институтов гражданского общества определяется и  уровнем правовой культуры населения, его готовностью соблюдать принцип законности во всех сферах общественной жизни1.

В политических дискуссиях о проблемах гражданского общества в России доминирует один мотив: в  России слишком громоздкое государство  и слишком слабое гражданское  общество. Без сильного гражданского общества не может быть реально сильного государства. Поэтому для процветания страны надо укреплять государство, делать его более компактным (строить вертикали власти), а наше гражданское общество надо развивать по примеру тех стран, где гражданственность сильнее. В качестве образца для подражания берутся европейско-американские гражданские общества, в которых есть сильные организации гражданского общества, решающие проблемы граждан силами самих граждан – без участия государства или с его минимальным участием2.

 

Заключение

Подводя итог данной работы, следует сделать следующие выводы:

Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории  политической мысли, и при этом оно  практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.

Информация о работе Гражданское общество и государство